Юрий Антонов: Моя мама была украинка, пела на украинском, ее называли "Наталка-полтавка"

Юрий Михайлович Антонов – народный артист России, популярный певец и композитор, поэт и аранжировщик, автор всенародно любимых песен, вошедших в "Золотой фонд" отечественной эстрады. Головокружительный успех Юрия Антонова подтвержден невероятным тиражом выпущенных пластинок: более 47 миллионов экземпляров. И уникальным рекордом, никем не превзойденным из российских артистов до сих пор: 28 концертов подряд или почти 400 тысяч зрителей за 15 дней гастролей в Ленинграде. Юрий Антонов награжден многочисленными государственными наградами, в том числе орденами почета и "За заслуги перед Отечеством" 4-ой степени.

Юрий Антонов: Несколько лет назад в Белоруссии президент наградил меня орденом "Франциска Скорины". Это один из высших орденов Белорусской Республики. Такой симпатичный орден. Так что считайте, что я как боевой генерал ими увешан. Еще медалей у меня там штук пять. Таких нормальных. Если все это надеть, это будет так звенеть, хрустеть вообще на груди. Я буду себя так чувствовать: о, ветеран советской эстрады! А, уже российской! 

Я был музыкальным руководителем у Виктора Вуячича. Я делал аранжировки какие-то. И в какой-то момент один из членов нашего коллектива, бас-гитарист, предложил мне стихи. Сказал: "Вот я написал несколько стихов, может быть, напишем песни какие-нибудь?" Я взял стихи и написал пару песен. Вот началась вся история с этого. Я написал песню "Стой, не стреляй солдат", "Песня о добрых молодцах и красных девицах", и все это пошло, поехало. Может быть, оно и застряло бы на этом уровне, если бы не случай. А случай был такой. Где-то в городе Донецке к нам на концерт пришли ребята из ВИА "Поющие гитары". У них был выходной день, и они пришли на концерт Вуячича, послушали. А после концерта подошли ко мне и сказали просто: "Юра, мы вас приглашаем к себе в коллектив". Вот и все! Понятно, что "Поющие гитары" – это было все, "Битлз" того времени в России и в Советском Союзе. Конечно, мы знали, что это лучший коллектив страны. Я, естественно, согласился, забрал гитариста из коллектива Вуячича. И мы переехали в Ленинград. И уже там пошло-поехало.

Ощущение от Советской эстрады начала 70-х годов, словно от воздуха, в котором нет кислорода: одни и те же темы, одни и те же артисты. И словно гром среди ясного неба, прорывается песня, взорвавшая чувства и эмоции миллионов людей – "Нет тебя прекрасней". Так группа "Поющие гитары" открыла всей стране молодого композитора и певца Юрия Антонова.

Юрий Антонов: Конечно, эта песня сразу так ударила по мозгам всей стране, что тут уже было понятно, чем надо заниматься. В ту пору я не был на телевидении, меня никто не знал в лицо, никто ничего не требовал. Я был инкогнито. Был такой автор Юрий Антонов, который написал песню такую-то. Как он выглядит, никто не знал. И вот когда я уже впервые попал на телевидение, а это была "Песня года", вот тогда… Вот когда увидели, кто такой, что поет: "Крыша дома твоего" – после этого, конечно же, зритель стал узнавать на улице, как это обычно бывает.

В моей семье никто не писал музыку, никто не занимался музыкальной деятельностью. Отец был военнослужащим. Он прошел войну и вошел в Берлин. И еще после войны остались там на три года. Он был зам коменданта района Потсдам. У меня есть фотография его в окопах Сталинграда. Это потрясающая фотография. Надо видеть вообще. Они сидят втроем с автоматами в каком-то блиндаже, а у моего отца на руке часы вот такого размера! Такой тоненький ремешок и вот такие часы. И он гордо их так держит. Здесь ППШ, в черных пилотках, кубики всякие… Я говорю: "Пап, это где?" Он говорит: "Сталинград".

Мать была домохозяйкой, в одно время работала в бухгалтерии. Она украинка, всегда пела на украинском языке песни. И вообще разговаривала на каком-то таком языке русско-украинском. Там вообще некоторые слова люди не могли понять, что она хочет сказать. Ее называли всегда Наталка-полтавка. Она из Полтавска, из Каменчуга. Она такая энергичная всегда, любила потанцевать. А отец был из Вологодской губернии, спокойный, уравновешенный человек. Он где-то внутри себя это перемалывал. Не видно было, он не показывал, что сильно радуется моим успехам. Но когда я принес первую зарплату, знаете, она была такой приличной вообще. Они были так поражены и удивлены. Я, конечно, пришел и отдал всю зарплату. Это был шок для них. Они поняли, что это серьезно. И надолго.

Я сейчас вспоминаю эти годы прошедшие. Тяжелые были эти годы для молодого человека, потому что воспринимали нас не совсем всерьез. Все было под влиянием Союза композиторов СССР. А в Союзе композиторов средний возраст 65 лет, а нам там было по тридцатнику. То есть, это был совершенный конфликт интересов. Мы уже стремились вперед, рвались просто. Время заставляло нас бежать вперед, потому что молодежь начала слушать западное радио. Мы должны были быть где-то близко от этого. И нам старались помешать. Но мы все равно вырвались вперед. Тот, кто хотел, тот прорвался.

Непостижимую тайну нестареющих песен Антонова давно пытаются разгадать музыковеды и критики, разбирая их по музыкальным фразам и буквам. Но попытки все тщетны. Ведь музыка Антонова – это не конструктор, который легко можно разобрать. Таким способом складываются песни у многочисленных, так называемых, современных авторов, творящих тысячи мертворожденных песен, которые забываются, не успев толком появиться на свет. А многим песням Антонова по 30 и 40 лет. Некоторым вообще скоро будет полвека, а они живы и любимы сразу у нескольких поколений слушателей. И этот феномен единственный в своем роде на отечественной эстраде. Эта загадка по имени Юрий Антонов.

Юрий Антонов: У меня просьба к композиторам: пишите больше песен, у нас мало песен. У нас нет сейчас просто новых имен, у нас нет звезд, живой крови нет. Вот я призываю: давайте, ребята, пишите песни за роялем, сочиняйте, с гитаркой. Душевные, хорошие. Русский народ любит душевную музыку. И он вам будет очень благодарен. И очень благодарны будут исполнители, у которых будет материал музыкальный, песенный. Поднимайтесь с кроваток! Уходите из туалетов, где у вас компьютеры стоят, или на кухнях. Уходите оттуда. Записывайте в хороших студиях. А они уже появляются в Москве, уже есть хорошие, приличные студии. Пишите нормально, профессионально свою музыку.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски