Юрий Соломин: Шесть раз меня пробовали и шесть раз не утверждали на роль капитана Кольцова в "Адъютанте…"
https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/yurii-solomin-shest-15577.html Слава застала его врасплох в те пять
апрельских вечеров 1969 года, когда по центральному телевидению состоялась
премьера многосерийного телефильма "Адъютант
его превосходительства" в постановке Евгения Ташкова. Исполнитель главной
роли капитана Кольцова, артист Академического малого театра Юрий Соломин имел к
тому времени хорошую театральную репутацию и несколько малозаметных работ в
кино. По истечении этой весенней пятидневки он стал популярным.
Юрий
Соломин: Интерес зрителя к этому фильму не спадает. Я узнаю это по
тем ребятишкам во дворе или по улице, если идёт группа школьников, особенно
после фильма, который прошёл, идут и улыбаются, лет 14-15, вот такие. Я им
моргну, они говорят: мы узнали. Я говорю: а какой фильм-то? Я не видел. - "Адъютант
его превосходительства".
Сказать,
что актёр стал популярным – не сказать ничего. После выхода первой серии
артиста стали преследовать поклонницы, в магазинах и на рынках продавцы
категорически отказывались брать с актёра деньги.
За
свою карьеру мэтр отечественного театрального искусства и кино, народный артист
Юрий Соломин сыграл более 100 разнообразных ролей. Он прошёл весь путь от
рядового актёра до министра культуры. Но по-прежнему остаётся солдатом армии
искусства. Ныне он художественный руководитель Государственного академического
малого театра и главной своей задачей считает сохранение традиций родного
театра. Сегодня, 18 июня, народному артисту СССР исполняется 80 лет.
Юрий
Соломин: Оказалось, что сохранять старое намного сложнее, чем
делать новое. Почему? Это, знаете, как сохранить старый дом? Это надо умение,
это надо знать профессию хорошо. Лучше его сломать и на его месте построить
ничего похожего на этот дом, но это цемент, бетон, гастарбайтеры, потом всё
рушится, потом всё это, и не могут найти, почему упал целый подъезд. Потому что
непрофессионалы. Знаете, в своё время в 1756 году императрица Елизавета
Петровна, не очень русская и не очень говорящая по-русски, сказала: "А почему
есть итальянский театр в России, есть французский, а русского нет?". И
вот, дай Бог о ней хорошая память сохранилась: "Надо организовать", -
сказала она и издала указ о создании Императорского русского театра в
Петербурге и в Москве. Это был Малый театр. В Петербурге – Александринка. И
была специальная императорская театральная дирекция, это была литература, это
появились авторы, драматурги, это и Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, Островский,
и так далее, все Толстые. Я беру самые крупные имена. Видите, она создала русский
репертуар. А потом была открыта театральная школа. Кстати, она тоже была
открыта при Малом театре. И называется сегодня "Театральное училище имени
Щепкина при Малом театре" во славу первого русского актёра Михаила
Семёновича Щепкина.
Первый раз я попал сюда, когда я учился уже на втором
курсе театрального училища. И есть программка у нас в музее, у меня дома она
есть, я храню: "Иван Грозный, пьеса". И все народные, там и…
Гоголевы, и Ковров, там все-все-все народные-перенародные. И последнее внизу: "Первый
ремесленник, студент театрального училища…" с какого-то курса, я не помню,
"Второй ремесленник, студент второго курса театрального училища Соломин".
Так что у меня есть юридическое доказательство. Я никогда не мечтал. Не хотел
быть ни режиссёром, ни руководителем. Я всегда хотел быть артистом. Но не стало
нашего руководителя в 1988 году, и весь коллектив избрал меня, начиная от технички
и заканчивая народными артистами. У нас здесь и цеха: и слесарка, и
постановочно-декорационная, и сапожная мастерская, и женский пошивочный, и
мужской пошивочный, и каких только нет – всё в этом здании.
Вот почему здесь происходит сейчас мощный ремонт. И,
слава Богу, государство отпустило хорошие деньги, чтобы сохранить эту историю. И
всё, что здесь находится – это XIX
век. И когда пришли ко мне наши старики-краснодеревщики и сказали: давай мы
соберём тебе в кабинет, вот, есть разрозненные, но мы все соберём кресла, этот
стол очень старый, его оценить не смогли, потому что это ещё и история. И вот
они сделали реставрацию и принесли это всё. Я говорю: а на чём сидеть-то
теперь? – Ленточку повесь. Это всё XIX век, как в музее. И вот один старик сказал: нет, мебель
живёт тогда, когда она живёт. И вот 25 лет все, кто приходят, все, кто уходят,
все садитесь и живите, нормально. Оказывается, ничего нельзя сломать. Она очень
крепкая.
Я знаю, что фильм "Адъютант его превосходительства"
идёт очень давно, 45 лет. Но это большой срок. Я даже не знал. 45. Наверное, за
45 лет уже не одно поколение, а два поколения, наверное, выросли на этом
фильме. Мне повезло в жизни… Конечно, этим чудом я обязан режиссёру этого
фильма Ташкову Евгению Ивановичу. Меня не утверждал художественный совет на эту
роль на Мосфильме. И шесть раз меня пробовали, шесть раз не утверждали. А он
всё доказывал, доказывал. И в конце концов я уже сказал: не надо. Он меня
пригласил на такую небольшую роль. Он говорит: нет, только так. В конце концов
ему сказали: ну, под твою ответственность. И я начал сниматься.
Эту картину сняли, озвучили. Она была готова буквально
за 6 месяцев. Пять серий за 6 месяцев, да ещё шосткинская плёнка. Нам приходилось
работать и по две смены, и больше, и натура ведь там большая. Натура в Киеве
снималась, под Киевом, в Москве, под Москвой. Дай Бог, что фильм живёт, и пока
об этом фильме создано такое мнение, в общем-то, хорошее, и там не говорят, что
красные плохие, а белые хорошие, или наоборот. Там речь идёт о людях. Неважно,
в какой они форме. Кто-то любит Россию, кто-то не любит Россию. А это останется
на всю жизнь. А значит в памяти останется и режиссёр Евгений Ташков.
Я люблю смотреть фильм не потому, что я в нём снялся, а
я люблю смотреть в фильме на тех актёров, с которыми мне посчастливилось
работать: это и Владислав Игнатьевич Стржельчик, и Виктор Павлов, который здесь
работал у нас, мы вместе работали с ним, Татьяна Иваницкая, и вся группа была и
жила одной такой семьёй, что редко бывает. В театре такое бывает, в
кинематографе – нет.
Если раньше были только артисты кино, в театрах они
почти не работали за редким исключением. Но они снимались. Актёры, работающие в
театре, снимались больше, но и работали в театре. Сейчас очень много из кино, и
у нас даже в театре есть из ВГИКа, актёры приходят показываться в театр. Мне
кажется, что путать не надо. И кино, и театр, и телевидение, и сериалы – всё
это одно искусство, в общем. Единственное, если в кино можно склеить, добавить
облаков, музычки, туда-сюда, то в театре этого сделать нельзя. Там техника, а
здесь больше душа.
Юрий Соломин: Шесть раз меня пробовали и шесть раз не утверждали на роль капитана Кольцова в "Адъютанте…"