"Кадры решают все" – этот лозунг известен с советских времен. Но и в наше время эта фраза не утратила своего смысла. Ведь умело управлять предприятиями, планировать и развивать экономику да и вообще создавать материальные ценности без квалифицированных кадров невозможно. И в наши дни очень важны широкомасштабные профориентационные проекты, которые объединяют разрозненные молодежные инициативы единой идеологией, ориентированной на работу в России и повышения престижа рабочих и инженерных профессий. "Росэлектроника" совместно с Союзом машиностроителей России вышли с большим всероссийским проектом "Работай в России", который поможет сегодняшним учащимся и студентам найти себя в профессии и быть востребованными в своем отечестве. В настоящее время это одна из важнейших задач – разрушить стереотип и показать молодым людям, что у них есть выбор и перспектива. Арсений Брыкин: Какая бы профессия ни была, можно сказать, что у кого-то длинные ноги – поэтому он быстро бегает, у кого-то мама учитель – поэтому он учится хорошо. Ничего подобного. Если ты не будешь усердно работать, то никакой талант, никакие стечения обстоятельств тебе не помогут. Ты не станешь профессионалом. А значит, ты не будешь успешен в обществе, где зарплату платят за твои профессиональные компетенции. Арсений Валерьевич Брыкин, заместитель генерального директора по стратегическому развитию реализации государственных программ открытого акционерного общества "Росэлектроника", доктор экономических наук, руководитель широкомасштабного профориентационного проекта "Работай в России". Арсений Брыкин: Проект "Работай в России", как и многие большие начинания, родился не сразу. Начало ему положили те стратегии, которые госкорпорация "Ростех", холдинг "Росэлектроника" и другие крупные субъекты промышленного бизнеса начали разрабатывать и реализовывать в 2011-2012 годах. Тогда вдруг осознали, что при амбициозных планах, масштабных задачах и даже при финансировании, которое в те годы было более комфортным, нежели теперь, главной проблемой наших промышленных стратегий являются кадры – люди, без которых невозможно ничего сделать. Будут у тебя станки, будут у тебя деньги, даже технологии тебе дадут. Но те, кто своими руками все это сделает, вот так сходу не возьмешь. Их надо где-то готовить, где-то обучать. И это где-то было отчасти на горизонте. А, как мы знаем, горизонт – это воображаемая линия, при приближении к которой она удаляется, удаляется и удаляется. Наши уважаемые студенты – это не то, чтобы отрезанный ломоть, но в некотором смысле публика с завышенными ожиданиями, не всегда готовая к реальной работе. Поэтому возник вопрос "А что же делать? Как с этим быть?". Приняли решение, что нужно идти в школы, что наши уважаемые студенты – это не то, чтобы отрезанный ломоть, но в некотором смысле сориентированная публика с завышенными ожиданиями, не всегда готовая к реальной работе. Чего греха таить? Советский тезис "забудь, чему тебя учили в институте, начинаем заново" действует и поныне. Поэтому начали работать по нескольким фронтам. На тот момент была крайне интересная статистика, которую мы собрали, по которой следовало, что средний балл в опорные для нас вузы по нужным нам специальностям не дотягивает и до 4. Отсюда очевидным делался вывод, что крайне слабо подготовленные абитуриенты вряд ли станут будущими Келдышами и Королевыми. Надо работать со школьниками, ориентировать их на сдачу ЕГЭ. Как это сделать? Очень многие домохозяйства решают эту проблему в 8-9 классе. Известно, что не всегда ребенок обладает правом выбора. Мама, папа, бабушка, дедушка имеют больший вес в этом стратегическом самоопределении. Поэтому появляется третье направление – работа с родителями, которые выросли в 1990-е годы и помнят, что промышленность в России тех лет была, мягко говоря, слабовата. И работать в ней было, мягко говоря, не престижно. Поэтому мы подумали "что же такое сделать?" и вместе с Союзом машиностроителей начали тренироваться. Начали активно работать со школами, с вузами, смотреть образовательные программы, смотреть форумы, которые в стране проходят, смотреть молодежные инициативы, которые не просто развлекают, но и дают возможность нашему подрастающему гражданину правильно определиться с образованием и с карьерой. По-умному говоря, Минобр это называется "образовательно-карьерными траекториями". Затем выявился еще один нюанс. Когда я продолжил общаться с молодежью, я никогда от нее не отрываюсь и причисляю себя до сих пор к молодежи, выявилась одна интересная конструкция: в стране появились деньги, появились конкурсы, появились форумы и начали заниматься старым добрым профориентированием. Вот диалоги с детьми, студентами, школьниками, которые в этом принимают участие. Вопрос к молоденьким десятиклассницам: "Девчонки, а вы что тут делаете?". – Не знаем, что мы тут делаем. Нас с этой профориентацией уже заклевали. То туда возят, то сюда возят. – Что не нравится? – Да какие-то престарелые странные люди в потертых костюмах нам рассказывают, где надо работать. Агитировать на работу, не будучи ярким и уважаемым в глазах подрастающего поколения, убого, некрасиво и неправильно. Хороший срез. Агитировать на работу, будучи не ярким и уважаемым в глазах подрастающего поколения, убого, некрасиво и неправильно. Взгляд студентов. "Уважаемые студенты, вы на таком-то форуме находитесь. А зачем вы здесь?". Ответ: "Это второй форум, который мы посещаем за это лето. Почему бы и не съездить? Нас здесь кормят, здесь дискотеки. В принципе весело". – А смысл, который в этом форуме у организаторов, вы поддерживаете? – Наверное, поддерживаем. Мы его не очень знаем. Очень много появилось в стране разных конкурсов, разных форумов, разных площадок, участники которых несколько запутались, зачем все это происходит. Поэтому в 2015 году, обдумав очень большое количество различных инициатив, различных названий, родился проект "Работай в России". Как это все родилось на федеральном уровне? Есть такой форум - "Инженеры будущего". Проводит его регулярно, уже 6 лет подряд, Союз машиностроителей России. И вот раз в год проходит молодежное мероприятие. Собирает оно около 1500 молодых людей с разных стран мира. И там происходит не агитация. Там происходит живой обмен мнениями действующих инженеров друг с другом, представляющих разные страны, разные регионы, разные профессии. Там же идет генерация идей на тему "А что мы будем делать, как мы будем достигать тех целей, которые перед нами ставит наша страна, наш регион, наши семьи, в конце концов?". И вот в 2015 году на этом форуме было принято решение об инициации уже не корпоративного, а широкомасштабного федерального проекта "Работай в России" с совершенно простым идеологическим посылом: что в России можно и должно работать, что у нас есть большое количество предприятий, огромное количество интересных профессий, нужных стране, важных для стран. И начался проект со слетов, у которых вполне понятный смысл о работе в России, началась история с вузами "Учись и работай в России". Зачем ты учишься? Ты на 4 курсе вуза. А ты до сих пор не понимаешь, где ты будешь работать. Может, тебе и не стоило учиться? Может, в последующие 1.5-2 года все-таки задуматься об этом и сконцентрировать свои мысли и действия на будущей работе, а не просто на дипломе, который будет не очень пригоден, если будет не приложен к конкретному предприятию? Базовым мероприятием проекта "Работай в России" стала неделя без турникетов. Почему неделя? Потому что разовым мероприятием на предприятие в один день может попасть 10-100 человек. В течение недели предприятие могут посетить гораздо большее количество людей. И это можно сделать как системное мероприятие с большим количеством профориентационных историй. Приходят маленькие дети – одна история. Приходят школьники – вторая. Приходят студенты, которые уже знают, на кого они обучаются – у них третья история, ориентированная на конкретный сегмент этого завода или научно-производственного объединения. Когда в 2012 году мы начинали неделю без турникетов на уровне холдинга, мы провели статистическое наблюдение среди наших опорных вузов. На тот момент их было 50. И выяснили, что 2/3 наших уважаемых выпускников технических вузов ни разу в течение всей своей жизни не были на реальном предприятии промышленности, имеют крайне смутное представление о том, что же там такое. Кто-то считает, что там демидовские печи до сих пор или мартеновские печи. Кто-то считает, что там еще компьютеры на перфокартах. У всех какие-то свои понимания, крайне далекие от реальности. Поэтому неделя без турникетов является базовым мероприятием нашего проекта. И она должна показать, что промышленность в России есть, что есть очень серьезные технологии и что востребованные специальности щедро оплачиваются работодателями. Дать выбор. Выбор не ориентироваться только лишь на юридический или экономический профиль, не ориентироваться во что бы то ни стало уехать из страны и строить там свое счастье, а четко показать, ждут ли вас там, ждут ли вас здесь, и если ждут, то какие специальности вам могут быть доступны. Второе ноу-хау – это так называемые родительские собрания. В ряде регионов мы научились проводить очень интересную конструкцию, когда за одним столом находятся директор завода, ректор вуза и директора школ. Им задают вопросы родители. Спрашивают: "Куда идти учиться? Зачем идти учиться? Где потом работать?". И, как показал наш опыт, когда у домохозяйств на калькуляторе все считается, возникает выбор: а стоит ли ехать нашему сыну или дочери в Москву, если здесь у нас в родном регионе, в нашей Пензе, Омске, Новосибирске все понятно, понятно, где учиться, понятно, где потом работать – и с точки зрения зарплаты, и востребованности профессии что от добра добра искать? В итоге похвалюсь некоторыми нашими свершениями. 31 регион присоединился к проекту "Работай в России". 40 регионов в этом году провели акцию "Неделя без турникетов". Всего по стране в ней приняло участие около 100 000 наших сограждан. Это и дети разных возрастов, и студенты, и их родители. И в некоторых регионах даже директора школ с учителями поехали смотреть предприятия, которые вокруг них находятся. Мы рассчитываем, что эта акция станет еще более масштабной. Она происходит 2 раза в год. Мы стараемся, чтобы к ней привыкли. В третью неделю октября, с одной стороны, подводятся предварительные итоги года. С другой стороны, семьи выбирают ЕГЭ, в какую сторону сориентировать ребенка. В апреле идет финальная подстройка, в какие вузы будем подавать заявки, и какие профессии уже из некоторого набора будем выбирать осознанно, а не приблизительно. Я всегда вспоминаю надпись на здоровенном древнеегипетском булыжнике. Долго ее расшифровывали. Потом расшифровали. Там было написано "Молодежь пошла не та". Вот она как 5000 лет назад была не такой, как отцы и дети была проблема XIX века, так и в XXI века старшее поколение чем-то недовольно в отношении молодых. У кадровиков поколения Y сейчас главная тема "молодежь другая, у нее другие ценности, клиповое сознание", - можно долго перечислять, почему она другая. Но она такая, какая она есть. Она по-прежнему талантлива, она по-прежнему амбициозна. И учитывая глобальное информационное пространство, в котором мы живем, молодежь привыкла выбирать. Если раньше очень многое было предопределено с точки зрения шагов в развитии, то сейчас выбор гораздо больший. То же самое ЕГЭ дало возможность поступать в разные вузы по всем уголкам страны. Хорошее по сравнению с 1990-ми годами экономическое положение позволило многим семьям совершенно разные траектории жизни своих детей выбирать. Очень многие позволяют себе обучать детей за рубежом, кто-то рассматривает разные регионы. Молодежь стала не хитрее, а расчетливее, наверное, так. Очень многие молодые ребята совершенно четко знают, чего они стоят, и крайне амбициозно стремятся это получить. По-прежнему, конечно, есть элементы инфантильности, когда, не очень понимая, что я могу, я уже скорее знаю, что я хочу. Вот я не знаю, чем я могу пригодиться фирме, но хочу получать 70 000, например, или 50 000. А что ты умеешь? "Я не знаю, чего я умею. Но уж не хуже, чем другие". То есть это тоже присутствует. Учитывая, что очень многие из молодых ребят не видели реальной работы, то винить их в этом бессмысленно. Это недоработка системы образования и старшего поколения. Проект "Работай в России" как раз над этим работает: чтобы у них были адекватные ожидания от будущей работы и чтобы не надо было их потом переучивать". Здесь надо признать, что каждый регион из тех 30 с лишним, кто к нам присоединился, находит что-то свое в проекте "Работай в России". Если говорить о Москве, то это, как правило, работа с талантливой молодежью, с победителями всероссийских, региональных олимпиад, и посещение предприятий, безусловно, то, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тульская область, Владимирская область или Кострома видят свои аспекты в активностях проекта. У них главная задача – предоставить альтернативу выбора подрастающему поколению, чтобы, сдав ЕГЭ, молодые люди не уехали в Москву и в Санкт-Петербург. Внутренняя миграция – это, с одной стороны, хорошо, а для некоторых регионов она является критичной. Поэтому в этом аспекте мы очень плотно работаем. И здесь надо отметить такое начинание, которое мы совместно с Союзом машиностроителей реализуем. Это школьная олимпиада "Звезда". Организует ее Союз машиностроителей России. А главным оператором является Южно-Уральский государственный университет. Более 200 000 школьников в онлайне в эту олимпиаду вовлечены. Она региональная. Мы ее специально с Союзом машиностроителей не делаем федеральной, чтобы не допустить того самого вымывания наиболее талантливых детей из регионов. 200 000 человек в год – это практический каждый пятый-шестой школьник так или иначе участвует в этой олимпиаде. И наша основная задача на ближайший год – научиться формировать кадровый резерв, кадровый резерв со школьных олимпиад, чтобы подсвечивать этих ребят вузам. Отчасти мы это уже научились делать, набирать талантливых абитуриентов, прикреплять наиболее проявивших себя профессионально ориентированных студентов в кадровые резервы предприятий, заключать с ними целевые договоры и сопровождать наиболее востребованных еще со школьной скамьи подрастающих сограждан вплоть до рабочего места. Борьба за кадры идет. У меня одна знакомая захотела дать протекцию одному молодому абитуриенту в очень престижный американский вуз. Позвонив туда, она прорекламировала молодого человека, сказав, что по резюме и по тому, что о нем говорят родители, он являлся победителем разных олимпиад и вообще очень талантливый. Ответ последовал через сутки. Было сказано, что такой-то университет высоко ценит эту рекомендацию, но в их базах данных данный молодой человек не просматривается как победитель российских олимпиад. А дальше возникает вопрос: почему в американском уважаемом университете такие базы данных есть, а в уважаемых российских университетах они еще в зачаточном состоянии? Поэтому сейчас вместе с Союзом ректором России, который возглавляет уважаемый ректор МГУ господин Садовничий, мы прорабатываем вопрос о создании таковых баз данных и градации их на несколько частей: талантливые школьники и специалисты экстра-класса до 35 лет, обладающие уникальными востребованными компетенциями. Это когда речь идет о высшем образовании, с нашей точки зрения, должно перекрыть те задачи, которые перед нами стоят. Но есть еще одна группа сотрудников, без которых станки крутиться не будут. Кто-то должен руками что-то производить. Здесь мы очень плотно, дружно работаем с союзом "WorldSkills Russia" – это чемпионаты по профессиональному мастерству. Их иногда называют "рабочих профессий", но в российском менталитете рабочая профессия ассоциируется с определенной группой профессий. На современном производстве токарь - это далеко не человек в мазуте с какими-то железяками. Это высокоорганизованный крутой специалист, который зарабатывает много денег. Мы пришли совместно к выводу, что нужно называть это "профессиональное мастерство", потому что если назвать на современном производстве профессию токарь, то это далеко не человек в мазуте с какими-то железяками. Это высокоорганизованный крутой специалист, который зарабатывает много денег. Поэтому мы активно работаем с агентством "WorldSkills" и проводим конкурсы профессионального мастерства среди тех, кто что-то руками мастерит. Нашими силами там появились такие специальности, как, например, электроника. "Росэлектроника" делегирует на данные соревнования специалистов по своему профилю. Проект "Работай в России" нашел поддержку в образовательном аспекте. К нам присоединилось 102 вуза на данный момент. Нашел поддержку в школьном сегменте образования. И, знаете, мы здесь наткнулись на некоторую дезорганизацию государственной машины. Вузы подчиняются кому? Министерству образования Российской Федерации. Однако же есть вузы ведомственные. Есть путей сообщения (РЖД), есть военные вузы, есть медицинские вузы, а есть еще разные, в том числе МЧС. Есть школы. Они в своем сегменте живут, как правило, находясь в вертикали региональных властей. Есть система профессионального образования, которая полностью в региональном сегменте находится. Когда мы говорим о промышленности, то это федеральное министерство промышленности и торговли и есть региональные министерства. А когда мы говорим в целом о проекте работы в России, у нас и те, и другие, и третьи, и от четвертых тоже многое зависит. Рад сообщить, что здесь мы нашли взаимопонимание. Нас активно поддерживает Министерство промышленности и торговли. Мы активно работаем с Министерством образования и науки. Мы плотно работаем с регионами. Но это несколько осложняет нашу задачу, потому что одного окна, которое бы полностью перекрывало наши задумки, не существует. Мы не расстраиваемся. Мы идем дальше. Началось лето 2016 года. И у проекта "Работай в России" на этот отпускной период очень большие планы. Мы участвуем в различных начинаниях. Я расскажу о нескольких наиболее значимых. У нас будет площадка проекта "Работай в России" на крупном молодежном форуме "Иволга", который в Самарской области происходит. Далее мы очень плотно готовимся к первому всероссийскому молодежному слету в рамках проекта "Работай в России", это молодежный актив Союза машиностроителей. Это будет собрано около 500 делегатов со всех регионов. И мы обсудим различные проблемы, которые стоят на пути и профессиональной ориентации, и в школах, и в вузах. Обсудим проблемы действующих сотрудников наших оборонных предприятий. После этого нон-стопом делегации наших молодых и талантливых инженеров поедут со всей страны на форум "Инженеры будущего", который в этом году проходит под Ижевском. И мы готовимся с двух сторон к этому мероприятию. Традиционно "Российская электроника" готовит объединенную команду. Там будут около 120 представителей наших опорных вузов и наших предприятий. Такой конгломерат тех, кто подпирает инженеров своими нарастающими компетенциями в студенчестве, и тех, кто уже бывалые, несколько лет поработавшие. Вот мы их друг с другом сплавляем, обучаем, даем возможность посоревноваться – это все будет на форуме "Инженеры будущего" в рамках факультета радиоэлектроники. Там же мы готовим большую презентацию проекта "Работай в России", где в рамках деловой программы будем много интересного. К нам приедут ректоры топовых вузов, в том числе наш друг, ректор ЛЭТИ (Ленинградского электротехнического института), приедет. Там будут представители различных компаний, как российских, так и зарубежных. В общем, там будет весело, познавательно и интересно. Мы готовим к отчетному периоду и ждем большее количество наших друзей в проактивную фазу, для того чтобы вместе реализовывать наши важные для страны задачи, вовлекать молодежь в работу России, правильным образом эту работу организовывать и агитировать учиться не ради дипломов, а ради того, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела, понимающим, зачем он это делает и какова задача, которую он решает в масштабах своего города, региона или страны в целом. Нам кажется это крайне важным и позволяющим личную стратегию совместить с глобальными задачами, стоящими перед страной.