Государственная Третьяковская галерея. "Наша Третьяковка" – так ласково называют ее в народе. Это место известно и любимо поклонниками изобразительного искусства всего мира. Неслучайно Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев планеты. Ее популярность поистине впечатляет. Чтобы увидеть шедевры Третьяковки, сотни тысяч людей ежегодно приезжают в тихий Лаврушинский переулок, что в Замоскворечье – старом купеческом районе Москвы. Собрание Третьяковской галерее посвящено исключительно национальному русскому искусству. В ней хранятся шедевры, созданные более 1000 лет тому назад. Такой была задумана галерея ее основателем – московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым. Такой сохранилась она и до наших дней. В этом году легендарная Третьяковская галерея отмечает свой юбилей: 160-летие со дня основания. Зельфира Трегулова: Мне кажется, что Третьяковская галерея – это самый демократичный музей. Он демократичен, поскольку был задуман таковым его создателем. Это должен был быть общедоступный общенациональный музей. И мне кажется, что почти всеми Третьяковка воспринимается как гораздо более близкий и родной тебе музей, чем какие-то другие не менее важные, не менее известные российские музеи. Но Третьяковка немножко теплее и ближе. Зельфира Исмаиловна Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, искусствовед, организатор масштабных выставок. За плечами у Трегуловой огромный опыт руководящей работы в музейном деле, в частности, в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и Музее Московского Кремля. В 2013 году занимала пост генерального директора Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО". А в феврале 2015 года Зельфира Исмаиловна назначена генеральным директором всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея". Зельфира Трегулова: Я хорошо помню свое первое посещение Третьяковской галереи. Мне было 10 лет. Я вообще рижанка. Меня родственники на пути в Киргизию на озеро Иссык-Куль привезли в Москву. И несколько дней я в сопровождении подруги моей мамы и ее дочери-художницы ходила по московским музеям. Надо сказать, что эта поездка, наверное, оказала абсолютно решающее воздействие на всю мою будущую жизнь, потому что именно тогда я захотела выбрать такую профессию, которая была бы связана с музеями и с тем невероятным художественным миром, который мне здесь открылся. Помню старую Третьяковскую галерею. И одна из самых запомнившихся работ была картина Врубеля "Демон сидящий", Михаила Врубеля, который стал одним из самых моих любимых художников. И как раз по его творчеству, а также по творчеству Серова и Бакста я писала свой диплом в университете, по результатам защиты которого я попала в дневную аспирантуру МГУ. Я всю жизнь занималась русским искусством, занималась этим, когда планировала быть академическим ученым и занималась выставками русского искусства на протяжении почти 20 лет, представляя его в самых различных крупнейших мировых музеях и художественных центрах. Восприятие искусства – это непростое дело. Это некий труд. И нужно сделать все возможное, чтобы этот труд людям облегчить, для того чтобы они поняли, что они приобретают, оказываясь сегодня в музее, который ориентирован на них, на самых различные категории зрителей. Когда буквально за 3 недели до моего назначения со мной впервые переговорили о возможности стать директором Третьяковской галереи, конечно, это было большим удивлением. Я этого не ожидала. С одной стороны, я прекрасно понимала, что, наверное, это один из самых ответственных постов в Российской музейной иерархии. Но, с другой стороны, я понимала, что сейчас мне представляется невероятная возможность использовать тот опыт, те знания, которые у меня накопились и которые явно требовали какого-то приложения на этой должности. И, конечно, одна из первых задач, которую я сразу же перед собой поставила – это была задача превратить Крымский Вал, где представлено собрание искусства XX века, в яркое, живое, посещаемое интересное место, которое бы все ассоциировали с Третьяковской галереей. Восприятие искусства – это непростое дело. Это некий труд. И нужно сделать все возможное, чтобы этот труд людям облегчить, для того чтобы они поняли, что они приобретают, оказываясь сегодня в музее, который ориентирован на них, на самых различные категории зрителей. Ведь очень важно сегодня, чтобы в музей ходили те люди, которые уже стали родителями или которые скоро станут родителями, для того чтобы они в свою очередь привели своих детей в музей, чтобы эта традиция, которая столь сильна в России, не пресекалась, не прекращалась. Я думаю, что стремление донести до людей то, в чем состоит суть того или иного художественного феномена, творчество того или иного мастера, попытка действительно охватить все возможные слои, умы, настроения – это привело к каким-то и ощутимым результатам. Музей действительно становится каким-то невероятным центром притяжения. Музей с правильно преподносимыми проектами, музей, ориентированный на зрителя, что действительно начинает быть тем местом, куда люди приходят, потому что это им необходимо, в особенности сегодня, в особенности в очень непростые моменты жизни. И это действительно помогает людям сохранять какой-то позитивный настрой, какую-то психологическую устойчивость. И мы и мои зарубежные коллеги начинаем действительно понимать, что на нас сегодня возложена особенная миссия. Конечно, еще с учетом того, что сейчас достаточно непростой момент в отношениях между Россией и многими европейскими странами. И как раз искусство и обмен… А мы занимаемся этим постоянно и интенсивно. И в прошлом году наша аудитория за рубежом достигла 1 250 000 человек, а наша аудитория здесь – 1 626 000. И мы поднялись с 42 места в мире на 33. Мы сейчас ведь конкурируем за зрителя даже не столь с виртуальным пространством, в котором ты находишься, сидя дома в удобном кресле перед столом, на котором стоит твой гаджет. Мы конкурируем, наверное, в первую очередь с торгово-развлекательными центрами, потому что мы понимаем, что за последние годы люди привыкли проводить свое свободное время в огромном количестве именно там. Поэтому мы должны создать в музее атмосферу привлекательности, мы должны действительно создавать комфортную удобную инфраструктуру, чтобы люди могли, придя в музей, быстро, легко купить билеты, раздеться в гардеробе, понять, куда они должны идти в огромном здании, для того чтобы посмотреть то, ради чего они пришли. Они должны иметь возможность оставить где-то детские коляски, перепеленать ребенка. Потому что сейчас очень многие молодые семьи… Раньше мы оставляли детей на бабушек и дедушек, а сейчас они ходят вместе с ними. Это очень хорошо, потому что даже несмышленые дети привыкают к виду чего-то прекрасного. И потом это может стать привычкой. Они должны иметь возможность, посмотрев какую-то большую экспозицию, спуститься вниз и тут же на этаже зайти в кафе, перекусить, передохнуть, воспользоваться интернетом, посмотреть свою почту или посмотреть, что происходит в мире, немножечко отвлечься и дальше продолжить пребывание в музее. Досуг – это такое советское слово, но на самом деле, наверное, оно наиболее точно отражает то, что люди делают в свободное время. У нас появилась потребность в этом проведении досуга. Появились места, где ты можешь приятно провести время, не потратив при этом каких-то огромных денег. И эту потребность мы чувствуем и должны ей отвечать. И на самом деле музей сегодня действительно становится очень демократичным местом. Потому что билет в любой российский музей стоит дешевле, чем билет в кино, куда ты приходишь на 1.5 часа, после чего ты покидаешь помещение кинотеатра. Здесь ты можешь провести полдня. Если у тебя хватит сил и внимания, можешь провести целый день. И при этом ты действительно получаешь какие-то очень важные для себя импульсы, ты получаешь новую информацию, которая стимулирует к размышлению. Дети получают, опять же, креативные импульсы, которые очень помогают развитию растущей личности. Досуг – это такое советское слово, но на самом деле, наверное, оно наиболее точно отражает то, что люди делают в свободное время. У нас появилась потребность в этом проведении досуга. Появились места, где ты можешь приятно провести время, не потратив при этом каких-то огромных денег. И эту потребность мы чувствуем и должны ей отвечать. Это совершенно не означает, что мы не будем уделять время развитию академической науки или совершенствованию условий хранения, или трансформации наших выставочных пространств, реконструкции, реставрации произведений искусства. Это все невероятно важно. Но очень важно сегодня действительно быть обращенным к зрителю. Сегодня людям это очень нужно. И именно таким образом мы можем сеять то разумное, доброе, вечное, что там необходимо действительно сегодня в человеческих душах. Выставки для меня – какая-то невероятно важная часть музейной деятельности. И на самом деле сегодня они важны еще и тем, что именно на выставки к нам приходят москвичи. Именно на выставки к нам приходят журналисты, телевизионщики и просто самые разные интересные люди, которые уже многократно бывали в Третьяковской галерее, но понимают, что ту или иную выставку пропустить просто невозможно. И это невероятно мощный инструмент сегодня общения с людьми, с новой публикой, и общения на современном языке. Потому что так или иначе постоянные экспозиции – это все-таки некая константа. И пока еще (по крайней мере у нас в стране) музеи не так часто ее меняют. А вот на выставках ты как раз можешь отработать какие-то новые инструменты общения со зрителем и понять эффективность или наоборот полное отсутствие таковой в том или ином приеме, который, как тебе кажется, надо использовать, для того чтобы зрителю было интересно и чтобы он зарядился какими-то невероятно сильными впечатлениями и, с другой стороны, очень сильно расширил свое представление о мире, об искусстве, об истории, о человеке. Давайте вспомним те выставки, которые прошли за этот год с небольшим. Конечно же, первая выставка, самая главная, которая приходит на ум – это выставка Валентина Серова. Это один из самых любимых моих художников. Это один из самых значительных русских художников. И я невероятно счастлива, что именно на тот момент, когда я была директором Третьяковской галереи, пришлась эта выставка, которая позволила действительно представить этого мастера как, наверное, одного из самых великих, если не самого универсального русского художника, и получить такой невероятный резонанс и отклик. Мы действительно очень старались, для того чтобы наша увлеченность этим художником и понимание, сколь велико его место в истории отечественного искусства, чтобы это дошло до самых разных людей, невзирая на возрастные ограничения. Похоже, нам это удалось. Свидетельство этому – огромные очереди. 485 тысяч человек. Самая посещаемая выставка года в стране. И выставка, за которую мы получили премию газеты… "Лучший выставочный проект года". Об этой выставке очень много писали. Мы, конечно же, старались сделать так, чтобы даже те люди, которые с трудом представляли себе, что на Крымском Валу в этом здании находится Третьяковская галерея, пришли туда, используя какие-то довольно простые, но весьма современные способы, включая маленький тизер "Девочка с персиками", который просмотрело около 1 млн человек. И я думаю, что этот тизер тоже сыграл свою роль в тех очередях, которые в конце концов выстроились. Потом, эта выставка еще продемонстрировала то, что у нашего народа невероятный, неиссякаемый запас чувства юмора и иронии, потому что все те иногда абсолютно блистательные шутки, которые появлялись в интернете по поводу очереди на Серова, действительно создавали вокруг этого проекта какую-то игровую и, на мой взгляд, очень приятную атмосферу. В конце концов, даже когда были самые сложные дни и самые длинные очереди в самые морозные дни, в конце концов, с кухней, палатками МЧС, автобусами, которые подогнал департамент транспорта Москвы, чтобы люди там грелись, это превратилось в своего рода хэппенинг. И, опять же, эта атмосфера позволяла людям скоротать это время в очереди и входить в это здание не в состоянии такой раздраженности и озлобленности. Как раз эта выставка была направлена на то, чтобы это состояние снять и чтобы вывести людей в какое-то иное, внутреннее, пространство. И люди действительно уходили совершенно другими, и уходили невероятно обогащенными и умиротворенными. Притом, что я стояла на выходе, очень часто извинялась, в особенности в последние дни, что пришлось так долго стоять, и что мы не можем по-другому организовать процесс, потому что зал не резиновый. Всегда говорили: "Что вы, что вы. Это того стоило, это незабываемо". Люди проводили по 3-4 часа. И в этом тоже была проблема. Конечно, очень важной выставкой для нас стал проект, который Третьяковская галерея вынашивала 20 с чем-то лет – это выставка Симона Ушакова. Она проходила осенью в Инженерном корпусе. Может быть, она не получила всех своих зрителей. Но это был очень значимый со всех точек зрения проект, который показал, что можно делать выставки древнерусского искусства, которые в одинаковой степени будут восприняты и оценены и специалистами, и очень широким зрителем, и выставки, которые пересмотрят сложившиеся, иногда достаточно превратные представления о том или ином художественном феномене. И, конечно, очень важным выставочным проектом стал проект, который мы сделали в этом году – выставка "Гелий Коржев". Это проект, который Третьяковская галерея вынашивала многие годы. Я тоже довольно давно задумывалась о том, что необходимо сделать выставку этого художника. И то, как это получилось, то, какой резонанс это вызвало, то, какие бурные, невероятные по градусу, дискуссии это спровоцировало. Причем, дискуссии, иногда напоминавшие мне перебранку на страницах газеты "Правда" 1960-х годов. Только вместо тех людей, которые отстаивали догмы партийной демагогии, в подобном же жанре, в подобном стиле выступали люди, которые считают себя левыми и либералами. Но на самом деле градус этих дискуссий показал, насколько эта выставка своевременна и насколько правильно было ее сделать и делать выставки этого периода. Для того чтобы снимались эти снобистские превратные представления, которые сформировались понятно почему: как реакция, как отторжение на всю советскую идеологию. Но мы же прекрасно понимаем, что наша обязанность как главного Национального художественного музея, как историков искусства – действительно оценивать тот или иной феномен из перспективы сегодняшнего дня, понимая его место и в развитии отечественного искусства, и в развитии мирового художественного процесса. Ну и, наверное, из каких-то важных международных проектов я бы отметила ту выставку в Лаврушинском переулке. Это "От Елизаветы до Виктории. Английский портрет XVI-XIX веков" и собрание Национальной портретной галереи в Лондоне. Этот проект – тоже результат 3-4 лет совместной работы с Национальной портретной галерей. Проект очень важен сегодня, когда отношения между Великобританией и Россией испытывают не самые лучшие дни. Интересно, что обе наши выставки (наша выставка в Лондоне "Национальная портретная галерея" и лондонская выставка здесь) стали самыми важными составляющими программы года русской литературы в Великобритании и года британской литературы в России. Привлекают внимание людей коллекция XX века. Поэтому способствовала запуску неких фасадов и открытие двора, и открытие возможности выхода на Крымскую набережную впервые с момента постройки этого здания. Мы, конечно же, понимали, что мы должны как-то видоизменить и постоянную экспозицию. И мы аккуратно над этим работаем, подвешивая в залы один за другим какие-то наиболее важные вещи, которые в силу тех или иных причин были на выставках или оказались в запасниках. И, конечно же, все это время мы работали над выставкой, которую назвали "Перезагрузка. Искусство 1960-2000-х годов", которую мы открыли в середине апреля. Это длительная экспозиция, нечто среднее между последней экспозицией и временной выставкой, на которую мы представляем ту часть собрания, о которой, наверное, известно менее всего. Это собрание современного искусства. Мы действительно сейчас в силу ряда причин располагаем, наверное, самым лучшим музейным государственным собранием современного искусства в силу того, что многие художники в 1990-е годы дарили работы в Третьяковскую галерею. Я бы очень хотела, чтобы эта традиция тоже возобновилась. Что в состав Третьяковской галереи вошла коллекция музея Царицыно, собранная Андреем Ерофеевым. И что в 2014 году вдова Леонида Талочкина, известнейшего коллекционера, подарила Третьяковской галерее огромное собрание работ, входивших в эту коллекцию – около 2000 единиц. И выставка "Перезагрузка" представляет очень значительную часть этого собрания. Это кураторский проект Кирилла Светлякова, который возглавляет в Третьяковской галерее отдел новейших течений. Это интересная экспозиция, которая представляет своего рода кунсткамеру. Поэтому произведения собираются в каких-то крупных витринах, в том числе и настенных, иногда застекленных, иногда незастекленных. В состав экспозиции входят копии каких-то экспонатов, которые являются по сути своей интерактивными, как, впрочем, и многое в современном искусстве. И у зрителей есть возможность в том числе поиграть в эту интерактивность. И это дает возможность более точно понять, что имелось в виду создателями того или иного артефакта. Это интересная экспозиция. Я бы желала ей одного: чтобы на нее ходило больше зрителей. Но это не простое искусство. Оно нуждается в подробном истолковании, в серьезных аннотациях. Поэтому в рамках этого выставочного проекта, как, впрочем, в рамках почти всех выставок, которые мы организовываем последнее время, проходят интереснейшие образовательные программы, дискуссии, показ кино. И это, конечно же, расширяет возможности проникновения и в суть эпохи, и в суть того или иного художественного феномена, который мы показываем. Мне кажется, что музеи действительно имеют возможность зарабатывать и должны зарабатывать, потому что зарабатывание денег или привлечение спонсорских средств или средств жертвователей – это некая очень серьезная возможность осуществлять те проекты, которые музей хочет и должен осуществлять и на которые не получает бюджетного финансирования. Это ощущение какой-то самостоятельности и ощущение того, что многое в твоих руках. И в этом нет ничего зазорного. Вопрос в том, что этот процесс должен быть организован очень разумным образом. И не надо в этом плане перегибать палку и впадать в пошлость, действительно сдавая музейные пространства под какие-то мероприятия не самого высокого пошиба. Но всюду в мире музеи вовлечены в этот процесс. Даже в такой стране, как Великобритания, где вход в музей бесплатный. Я бы хотела пригласить всех приходить в Третьяковскую галерею. Это очень яркое, живое, интересное место. И, поверьте, вы получите и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу те впечатления, о которых вы не забудете. Мы действительно работаем для вас. И все, что мы делаем, мы делаем для вас. Приходите.