В эти весенние дни, с 4 по 10 апреля, весь еврейский народ отмечает самый главный ежегодный иудейский праздник – Песах, также именуемый иудейской Пасхой. В Израиле праздник длится неделю, а за его пределами – восемь дней. Евреи бережно чтут и передают последующим поколениям традиции своего народа. Песах – самый древний из иудейских праздников, связанный с одним из важнейших событий, которое считается началом истории еврейского народа – исходом из Египта и освобождением от рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства. Дни празднования посвящены событиям исхода. В эти дни не едят квасного, а только мацу – в память о том, что сборы в дорогу были так поспешны, что даже тесто не успело подойти. Символы Песаха: избавление от рабства, свобода, мир и весна. Зиновий Коган: Начинается это вечером 3 апреля. Сам праздник акцентирует именно пасхальную трапезу. Она очень важна, ибо за время пасхальной трапезы каждый человек… Как будто бы это он сам выходил из Египта. Зиновий Коган – раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России по связям с государственными, общественными и религиозными организациями. За многолетнее служение высоким идеалам межрелигиозного и межнационального сотрудничества, а также последовательное отстаивание важности принципов гуманизма и миротворчества в развитии и расширении исламо-иудейского диалога награжден медалью "За духовное единение" и медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Зиновий Коган: Слово "песах" означает "ангел смерти прошел мимо" – спасение от смерти. Накануне выхода из Египта Господь велел каждому, кто решил идти, заколоть ягненка, зажарить его и кровью этого ягненка сделать полосу на косяке двери – и тогда ангел смерти, который накануне обещал умертвить всех первенцев, пройдет мимо этого дома. Это событие важно для всего человечества, потому что Господь вывел, чтобы дать Десять заповедей, которые стали фундаментом морали человечества. Этому празднику более 3500 лет, как и самому событию – исходу евреев из Египта. Исход длился семь дней. В Израиле празднуют Пасху семь дней. Первые два дня и последние два дня – святые, праздничные. В эти дни нельзя работать, нужно славить Господа. Это событие важно для всего человечества, потому что Господь вывел, чтобы дать Десять заповедей, которые стали фундаментом морали человечества. Сам праздник начинается с приготовлений. Нужно убрать хамец. Хамец – это зерновые, злаки, все, что квасное. Но помимо этого нужно убрать хамец внутри души – гордыню, честолюбие, какие-то дурные зависти, многие свойства души человеческой – с тем, чтобы скромным, освобожденным от этих всех завистей подойти к празднику. Праздник начинается с того, что женщина (у меня бабушка в свое время) печет мацу. А дедушка в это время торопился к резнику, чтобы утку или курицу мог зарезать этот резник. Это тоже должно быть кошерно, то есть пригодно – здоровое и чистое. Другие в это время мыли окна, старались, чтобы было чисто. Всю квартиру моют, посуду моют. И, наконец, отец из погреба достает бутыль с виноградным вином – означает, насколько он мастер, как он мастеровито это сделал. Четыре чаши выпивают в честь тех четырех обетований, которые Господь дал евреям, и в честь которых они каждый год празднуют: "Я – Господь, который выведет вас из Египта и избавит от рабства; и спасет мышцею простертою и судами великими; и выберу вас из других народов, и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я – Господь; и введу вас в землю, которую Я клялся дать Аврааму, Исааку и Иакову, и дам ее в наследие вам". Вот четыре торжественных обещания Господа. И еврейский народ согласился и вышел вместе с Моисеем. Четыре чаши выпивают в честь тех четырех обетований, о которых я сказал – это минимум. Надо обязательно выпить четыре чаши. Это должно быть вино сладкое, вкусное, но не очень крепкое, иначе там уже от праздника мало что останется. Тем более, что это минимум четыре чаши, а можно еще выпить, сколько здоровье позволяет. Детям и пожилым можно пить виноградный сок. Но не это главное. Главная все-таки маца, ибо в этот праздник заповедал Господь есть мацу в память об исходе из Египта. Еврейская религия – это образ жизни. Вот почему мы толерантны друг к другу. В одной семье один может быть атеистом, другой может быть каббалистом, третий – сионистом, четвертый – иудеем, хасидом. Евреи, ведомые Моисеем, вышли, чтобы преодолеть страх смерти. Они взяли с собой мацу. Они пришли к горе Синай, получили Десять заповедей – и пошли дальше. Хотя они ходили кругами, хотя никто из тех, кто вышел из Египта, так и не вошел в землю Ханаана, а вошли только их дети, новое поколение, – но евреи из обычной этнической группы стали нацией, народом. Еврейская религия – это образ жизни. Вот почему мы толерантны друг к другу. В одной семье один может быть атеистом, другой может быть каббалистом, третий – сионистом, четвертый – иудеем, хасидом. Не важно, кто, но за столом сидят все – и даже тот, который отказался от всего и говорит: "Это не мой праздник". Но если ты пришел, то ты сидишь на равных, потому что мы ощущаем, что мы – одна семья. И это действительно так. Евреи Нью-Йорка могут быть заносчивыми. Но если приглядеться, то смотришь, а он – бердичевский еврей или, в лучшем случае, одесский еврей. Так что нечего выпендриваться. То же самое – и английские евреи, и французские евреи, какие бы то ни были. Социальная программа чрезвычайно важна. Это тоже молитва. Молиться нужно не только словами по книге, но и делами. Дела – даже более важная молитва.  Нас всех объединяет Пасха – точно так же, как всех православных русских, как всю Россию от Курил до Калининграда объединяет православная Пасха. Ничто крепче не объединяет русский народ, как православная Пасха. Я думаю, что это большое достижение – время от времени убирать все разборки. "Ты за "Спартак", а ты за ЦСКА", – оставим это в стороне. Социальная программа чрезвычайно важна. Это тоже молитва. Молиться нужно не только словами по книге, но и делами. Дела – даже более важная молитва. В этом иудаизм искренний с библейских времен: важны были храмовые жертвоприношения, а не словесные водопады. В это можно верить или не верить. Евреи никогда не спрашивают друг друга: "Ты веришь или нет?" Другое дело, спрашивают: "Ты сделал или не сделал?" Вот и все. Это семейный праздник. Семьи одинаковые: что семья была в Жмеринке, а потом она переехала в Тель-Авив, но она осталась жмеринской семьей; что евреи, которые живут здесь и не дергаются никуда. Но все равно мама, папа, дети, бабушка, дедушка и т.д. – ничего не меняется. В этом смысле мы, как египтяне – стабильные и закрытые. Ну, конечно, более открытые. Когда мы произносим слова Пасхальной Агады, мы говорим: "Пусть каждый, кто голоден, войдет к нам. Пусть каждый, кто желает разделить с нами трапезу, разделит с нами трапезу". Это еще со времен исхода из Египта. С одной стороны, мы провозглашаем эту открытость. С другой стороны, люди говорят: "Приди к ним, попробуй". Трудно меняться, но меняемся к лучшему. Разница в том, что в Израиле семь дней, а у нас - восемь. Но, с другой стороны, в Израиле это семь выходных дней, а у нас надо еще умудриться получить выходные. Хотя вечер пятницы, а потом суббота и воскресенье – как раз первые священные дни у нас выходные. Господь благословил Россию и русских евреев тем, что они могут отпраздновать как полагается эти праздники. Всех поздравляю с праздником Песах и желаю в следующем году отпраздновать в Иерусалиме! Почему бы и нет?