Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха (видео и текст)

Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха (видео и текст) | Программы | ОТР

инвалиды, дети с особенностями развития, нарушение слуха, инклюзивное образование

2020-10-25T15:08:00+03:00
Инклюзивное образование детей с нарушениями слуха (видео и текст)
Реабилитация ребенка с инвалидностью
Как инвалидам с ментальными проблемами научиться жить самостоятельно
Свобода передвижения. Как реализуется закон о доступности транспорта для инвалидов
Образование особенных детей в Омской области
Реабилитация детей с ДЦП до года
Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения и слуха
Квадрокоптеры и роботы, «говорящие» растения и виртуальные миры... О Центре реабилитации и образования №7
Содружество «Гомер» - оперный театр для незрячих
Ассоциация экспертов по ДЦП
Российской библиотеке для слепых исполняется 100 лет. Солидный возраст не помеха для новых идей

Анна Денисова: Олег Николаевич, а как вы думаете, инклюзивное образование подходит для всех детей с инвалидностью?

Олег Смолин: Для многих, но ребята с нарушениями зрения и слуха обычно учатся либо в специальных школах, либо в ресурсных школах и классах.

Анна Денисова: А вот если ребята с нарушением слуха хотят учиться в обычной школе – это возможно?

Олег Смолин: Об этом как раз сегодня поговорим с гостем нашей студии – специалистом в этой области.

Здравствуйте, в эфире информационно-аналитическая программа «От прав к возможностям» и мы – её ведущие: Анна Денисова…

Анна Денисова: И Олег Смолин.

Олег Смолин: С тех пор как Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла закон «Об образовании в Российской Федерации», вопрос об инклюзивном образовании вроде бы стал очевидным, он превратился в важнейшее направление развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, но с тех же пор главной угрозой такому образованию стало не отсутствие инклюзии, а псевдоинклюзия, особенно это относится к ребятам с нарушениями зрения и слуха. На эту тему мы поговорим сегодня с нашим гостем, точнее, с гостьей.

Анна Денисова: А наша гостья сегодня: Татьяна Соловьёва – директор «Института коррекционной педагогики». Здравствуйте!

Татьяна Соловьёва: Здравствуйте!

Олег Смолин: Здравствуйте, уважаемая Татьяна Александровна! Как чувствует себя ребёнок с нарушениями слуха в обычной школе, давайте посмотрим сюжет. Внимание на экран.

СЮЖЕТ

Голос за кадром: Ранним утром, быстро позавтракав и собрав рюкзак, Наташа спешит на занятия. Сегодня в её расписании есть урок, который, на первый взгляд, может показаться необычным.

Педагог: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса». Кто-нибудь помнит этого поэта?

Голос за кадром: Педагог специально прикрывает лицо, чтобы никто не смог прочитать по губам, многие ребята с нарушением слуха делают это ловко, но сейчас их задача – постараться именно услышать, и они уверенно справляются.

Ученик: Я помню: «Чудное мгновенье, передо мной явилась ты».

Педагог: «Как мимолётное виденье, – помогайте, – как гений чистой красоты».

Голос за кадром: В 937-й школе с учениками, имеющими особые образовательные потребности занимаются специалисты-дефектологи логопеды, психологи и сурдопедагоги.

Диана Роснач: Наша работа направлена на развитие в основном, конечно же, коммуникативных навыков, потому что ни для кого не секрет, что, даже овладевая речью в том объёме, большом объёме, иногда глухие и слабослышащие дети не знают, куда и как её применить.

Голос за кадром: На обычные уроки слабослышащие ребята ходят вместе со всеми, а подготовка к инклюзивному обучению начинается уже в детском саду, который включён в образовательный комплекс.

Елена Лапушко: Большинство деток с ОВЗ, в том числе и дети с нарушением слуха поступают к нам ещё в дошкольном возрасте с трёх лет, поэтому процесс перехода на следующую ступень проходит безболезненно и в нахождении, в адаптации в классе у нас проблем не возникает.

Голос за кадром: Сделать выбор между коррекционной или обычной школой родителям помогают рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Наталья Андреева: Я была полностью уверена, что я найду школу с инклюзивным образованием, в принципе я её нашла, нашла не очень далеко от дома и очень довольна: здесь прекрасные учителя, всё создано, для того чтобы было ребёнку комфортно.

Голос за кадром: Комфортно как на уроках, так и на переменах, на спортивных занятиях, в общении с одноклассниками и педагогами.

Наталия Дмитриева: Весь педагогический коллектив прошёл обучение и получил специализированные знания в области разных направлений – это как и постдипломное образование, так и обучение на курсах повышения квалификации, посещение семинаров, мастер-классов, и каждый учитель сейчас знает, как правильно вести урок, если в классе есть слабослышащий ребёнок, знает методику работы со слабовидящими детьми.

Голос за кадром: Выпускники не забывают родную школу и нередко навещают педагогов, встречаются со старшеклассниками, делятся своими жизненными историями.

Андрей Мальцев: Я решил лучше пойти в Бауманский – он престижный и больше, так скажем, знаний я получил от него.

Голос за кадром: Как и многие другие выпускники, Андрей уже нашёл работу, а Наташе её одноклассникам ещё предстоит непростой выбор жизненного пути.

Ольга Шведова: Снимала уже фильм свой, очень хорошо она рисовала, занимали первые места по району, выходили на уровень Москвы, она – творческий человек.

Голос за кадром: Наташа мечтала стать и актрисой и режиссёром, но последнее время всё больше склоняется к профессии педагога-дефектолога, чтобы, как и её любимые школьные учителя, помогать детям.

Анна Денисова: Татьяна, а много ли инвалидов по слуху обучаются инклюзивно в обычной школе?

Татьяна Соловьёва: Да, Анна, у нас в стране на сегодняшний день по данным открытого статистического наблюдения более 17000 школьников имеют нарушения слуха, обучаются в разных формах: кто-то в специальных школах, кто-то в обычных в условиях инклюзии. В инклюзии обучаются чуть менее 4500 школьников, с одной стороны, это не так много, с другой стороны, мы можем сказать, что, учитывая, какой объём специальных условий нужен такому ребёнку, эта цифра значительная.

Олег Смолин: Скажите, а в специальных школах, коррекционных, сколько учится таких детей?

Татьяна Соловьёва: Мы можем предположить, что все остальные, Олег Николаевич, учатся в коррекционных школах, но это не так, достаточное число детей обучается в условиях семейного обучения, что, конечно, мало показано детям с нарушением слуха, то есть дома с родителями.

Олег Смолин: А какова тенденция в поладнее время?

Татьяна Соловьёва: Тенденция разная: если мы посмотрим на цифры, например, 2018 года, то, выбирая школу для своего ребёнка, родители первоклассников с нарушением слуха в двух случаях из трёх выбирали массовую школу, иногда рядом с домом, иногда чуть дальше, но где есть специалисты.

Олег Смолин: А сейчас?

Татьяна Соловьёва: А сейчас другая тенденция, сейчас тенденция выбора специальной школы, либо коррекционного класса в массовой школе.

Олег Смолин: А что такое: или родители поумнели или убедились, что с инклюзией не всё в порядке?

Татьяна Соловьёва: Как вы хорошо знаете, у нас в стране запущен федеральный проект «Современная школа», в рамках национального проекта «Образование», вот этот проект подразумевает изменение образовательной среды специальных школ – это не только новое оборудование, новые инструменты или развивающие пространства, но это и поддержка кадров, а значит самые современные методики обучения.

Олег Смолин: То есть вы верите, что за 2 года настолько сильно улучшилась поддержка коррекционных школ, что, грубо говоря, родители рванули со своими детьми именно туда?

Татьяна Соловьёва: Олег Николаевич, я верю, что несмотря, возможно, на отсутствие необходимой поддержки, специальные школы сохранили свой потенциал в том степени, сколько это возможно. На самом деле, если мы посмотрим, сложные условия труда и изменение контингента самих учеников – непростая ситуация у дефектологов, но остались в школах самые преданные специалисты, поэтому при обращении внимания к школам действительно ситуация улучшается достаточно быстро.

Анна Денисова: То есть, на ваш взгляд, детей с проблемами слуха всё-таки куда сейчас лучше отдавать, какую систему выбирать?

Татьяна Соловьёва: Стоит посетить и одну школу и другую, специальную и общеобразовательную, получить совет от специалистов-сурдопедагогов и обратить внимание на особенности развития своего ребёнка. На какие особенности важно обратить внимание? Это не только качество устной речи, но и то, как ведёт себя ребёнок, когда он что-то не слышит, не понимает и ему трудно, в массовой школе это будет достаточно частым явлением. Если, несмотря на трудность, ребёнок удерживается, не теряет интереса общения со взрослым…

Анна Денисова: Стремится и к знаниям и к общению со всеми.

Татьяна Соловьёва: Абсолютно верно! Задаёт вопросы, говорит, что ему трудно, то, на самом деле, такого ребёнка будет учить легче, потому что учитель будет видеть его…

Анна Денисова: Да и ему нужнее в такой среде быть.

Татьяна Соловьёва: Конечно, и учитель будет видеть, они же скрыты от глаз, пока ребёнок не скажет о них сам.

Анна Денисова: К нам в студию поступают вопросы от наших телезрителей, давайте посмотрим на экран.

Татьяна Соловьёва: Да, с удовольствием.

Голос за кадром: «Уважаемый Олег Николаевич, мы с женой слышим нормально, а наш ребёнок – глухой, ему 3 года. Что можно сделать для того, чтобы подготовить его к обычной школе и нормальной полноценной жизни среди здоровых людей? Где получить достоверную информацию?».

Татьяна Соловьёва: Необходимо предусмотреть организацию специальных занятий со специалистом, если, кончено, такой специалист в доступе – обратиться и найти. В частности, например, «Институт коррекционной педагогики», и я с удовольствием об этом говорю, запускает проект бесплатный, онлайн-дистанционной поддержки родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе родителей и детей с нарушением слуха, такие онлайн-консультации проводит не только учитель-сурдопедагог, он это делает совместно с психологом, совместно с врачом, в том числе сурдологом-невропатологам, можно обратиться в институт, можно и стоит обратиться в серологический кабинеты и в центры сопровождения семья.

Олег Смолин: Татьяна Александровна, должен ли в любой школе, где есть ребёнок с нарушением слуха, быть сурдопереводчик и сурдопедагог?

Татьяна Соловьёва: Сурдопедагог – это основной педагог, который знает, чему можно и нужно учить ребёнка в данном возрасте. В дефектологии есть такое понятие, называемое «искомые образовательные результаты» – это значит свои нормативные результаты, которые могут и имеют право отличаться от результатов обучения здоровых детей в данном возрасте, не стоит учить тому ребёнка, чему он в этом возрасте учиться не должен, у него могут свои задачи обучения – без сурдопедагога это сделать трудно.

Олег Смолин: Другими словами, если вы приводите ребёнка в массовую школу и видите, что там нет сурдопедагога, в массовую школу ребёнка не отдавайте. Я правильно понимаю?

Татьяна Соловьёва: Хотелось бы так ответить, Олег Николаевич, но у нас есть субъекты, где 1 сурдопедагог на 290, на 350 детей, поэтому не могу, к сожалению, пока с этим согласиться.

Олег Смолин: Тогда отдавайте в коррекционную.

Татьяна Соловьёва: Если разрешите, я бы оставила это право за родителями

Олег Смолин: Естественно, я говорю о совете, а не о команде.

Татьяна Соловьёва: Олег Николаевич, если у ребёнка есть достаточный опыт положительного общения со слышащими, если он общается словесной речью, если ему комфортно и интересно со слышащими детьми, если в ситуации, когда шумно, или он не видит обращённое лицо взрослого, он не теряется, не обращается за помощью к маме, не плачет и не убегает, то организация обучения в массовой школе такому ребёнку показана, но при контроле и наблюдении, конечно, специалистов.

Олег Смолин: Уважаемые телезрители, напоминаю: мы ждём ваших отзывов о нашей программе на моей страничке в «Фейсбуке». Сегодня мы обращаемся к родителям детей с нарушениями слуха: напишите нам, пожалуйста, какую школу для вашего ребёнка вы выбрали или собираетесь выбрать? Почему? Вы уже поняли из программы, что стандартного решения проблем вашего ребёнка не существует. Будьте ответственными родителями, посетите одну и другую школу, поймите, где вашему ребёнку будет лучше, обязательно проконсультируйтесь у сурдопедагога и, в конце концов, воспользуйтесь онлайн-консультациями, которые организовал для вас «Институт коррекционной педагогики», спасибо ему за это большое и отдельное.

Анна Денисова: А я напоминаю, что гостьей нашей программы была Татьяна Соловьёва – директор «Института коррекционной педагогики».

Олег Смолин: Татьяна Александровна, спасибо большое за участие в программе и за работу для наших детей с нарушениями слуха!

Татьяна Соловьёва: Спасибо, Олег Николаевич, за поддержку и приглашение к участию!

Анна Денисова: Спасибо!

Олег Смолин: А мы, ведущие информационно-аналитической программы «От прав к возможностям», Анна Денисова…

Анна Денисова: И Олег Смолин.

Олег Смолин: Прощаемся с вами и напоминаем знаменитую строку Булата Окуджавы: «Святая наука – расслышать друг друга».

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (4)
Виктория
Уважаемые создатели и ведущие программы, уже второй выпуск про людей с нарушениями слуха, в котором нет ни перевода на жестовый язык, ни хотя бы субтитров. Рассказываете про права и возможности, при этом не предоставляя людям, о которых делаете передачу, ни того, ни другого. Уж не говоря о том, люди с нарушением слуха должны иметь возможность посмотреть все передачи, не только про глухих. И, кстати, давно нет понятий "сурдоперевод" и "сурдопереводчик", которые постоянно у вас звучат.
Наталья
О глухих, для глухих, но без глухих...
Татьяна
Опять показывают Москву... Москва-отдельное государство! В регионах спец школы срвершенно не приспособлены для обучения детей с КИ,про массу молчу, для них это тоже темный лес. Инклюзия только на бумаге, дети либо мучаются в массе, либо учатся по программе для глухих в спец, либо уходят на семейное. Особенно обидно за почти реабилитированных детей, которым в спец по программе глухих никак нельзя, с ки они хорошо слышат
Татьяна Зайцева
Почему программа не переводится на РЖЯ, почему нет титров?