Мария Карпова: Все-таки вернемся немножко к вежливости, к этикету. Альбина Холгова с нами на связи, президент Национальной Ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу. Альбина, здравствуйте. Альбина Холгова: Доброе утро. Мария Карпова: Альбина, ну все-таки современные тренды нас больше учат быть раскрепощенными, не зажиматься, меньше стесняться, вообще не волноваться о том, что о нас подумают другие. Как при таком веянии, при таких трендах создавать хорошее впечатление? Альбина Холгова: Наверно, все-таки не стоит следовать этому тренду, стоит следовать этикету, и именно науке о том, как производить хорошее впечатление. Мы должны помнить, что в первую очередь, конечно, должна быть у нас соответствующая одежда. Потому что вот эта фраза «по одежке встречают» вот она как была актуальна, сейчас актуальна и будет актуальна всегда. Мария Карпова: То есть такое слово как уместность, я где-то прочитала, что это такая ключевая характеристика уместного образа. Уместность, да. Альбина Холгова: Да, Маша, вы правы, нет одежды хорошей или плохой, как говорят специалисты по этикету. Есть одежда, которая соответствует или не соответствует характеру мероприятия, времени суток, времени года и так далее. Потому что есть, например, ну вот больше этим женщины грешат, есть дамы, которые считают, что летний красивый вот какой-то, например, нарядный сарафан, его можно использовать как зимнее платье, но вечером. То есть вот это, конечно, большая-большая ошибка. Мария Карпова: Так, хорошо. Одежда, да, должна быть уместна. Что еще? Что отталкивает в поведении человека в первую очередь? Альбина Холгова: Ну вот как совершенно верно отметил один из зрителей, заговорить, чтобы я тебя увидел, конечно, безграмотная речь, и может быть речь и грамотная, но вот подбор слов, использование каких-то вульгарных слов. Безусловно, это сам по себе вид должен быть опрятным. Вот вы знаете, в этикете есть безошибочные параметры, как человек должен выглядеть. Там не то, чтобы какой костюм на тебе должен быть, какой марки, какого цвета, а именно то, что костюм должен соответствовать твоему размеру. Потому что вот, например, можно посмотреть на фотографии некоторых известных политиков, и костюмы не по размеру – или слишком большие, или слишком маленькие. И несмотря на то, что этот костюм, скорее всего, дорогой, выглядит человек в нем очень некрасиво, неопрятно, нелепо просто потому, что нарушен параметр размера. Так вот, есть у нас параметры чистоты. То есть вот, например, считается, что одна носка, если одежда соприкасалась с телом, простите, в частности с подмышками, то нельзя уже второй день надеть уже эту вещь, то есть ее нужно обязательно отправлять в химчистку. Поэтому опрятность в первую очередь. Мария Карпова: Опрятность. А что касается общения, как нужно правильно общаться, как использовать, не знаю, свой голос, жесты? Что еще? Слушать как правильно? Вот я знаю, есть такое понятие, как активное слушание. Альбина Холгова: Этикет нам говорит, что мы должны собеседника больше слушать и меньше говорить. Вот если этого правила будут придерживаться все, то есть и я, и собеседник, то получится идеальная беседа, потому что мы действительно будем внимательно другого слушать, и человеку очень приятно будет. Как правило все-таки людям нравится больше о себе рассказывать, нежели слушать. Поэтому этикет нам напоминает о таком правиле. Ну а вообще еще как правильно общаться – как минимум, правильно здороваться и правильно прощаться. Например, этикет запрещает нам слово «здрасте». Если мы его используем, то мы должны произносить его полностью, именно «здравствуйте». Соответственно не забывать благодарить, не забывать извиняться. Вот почему-то, кстати, в нашем обществе в российском к слову «извините» относятся как-то настороженно. И откуда-то там некоторые психологи учат своих, значит, клиентов, что нужно меньше извиняться, что якобы ты так впадаешь в позицию жертвы. С точки зрения этикета это, конечно, неправильная установка. Извиняться человек должен. Более того, по этикету, например, в общественном транспорте или там где-то в метрополитене мы задели человека – извиняются оба. Извиняется не только тот, кто, например, налетел на другого пешехода, но извиняются оба. Поэтому и к слову «извините» нужно относиться легко. Это не то, что вот прямо мы, значит, упали на колени и просим прощения, это элементарная формула вежливости, которая позволяет нам оставаться культурными, приличными людьми, которая позволяет создавать вот эту атмосферу приятного общения. Мария Карпова: Почему, как вам кажется, кому-то это дано, у кого это врожденное чувство этикета, а кому-то нужно этому учиться? Альбина Холгова: Маша, какой сложный вопрос задали. Вы знаете, я неоднократно замечала, что люди, которые приходят, например, на обучение, вот я задаю им вопрос, вот посещали какие-то мастер-классы, какие-то курсы или читали книги? Они говорят – нет, но у них на интуитивном уровне они очень многие правила понимают. Возможно, кто-то был в роду, возможно, просто родительское воспитание, то есть воспитание в семье. Ну а кого-то не приучали, и у кого-то нет предрасположенности к этому. Поэтому можно их обучать, но я абсолютно убеждена, это забавное наблюдение, что есть люди, конечно, с иммунитетом к этой прекрасной науке, к манерам. То есть ты им объясняй, не объясняй – они очень далеки. Мария Карпова: То есть есть правда такие, кого нельзя научить? Альбина Холгова: А у них какая-то защита. То есть им это не близко, им это неинтересно. Они, вот понимаете, живут совсем в другом мире. Мария Карпова: Но согласитесь, что не всегда первое хорошее впечатление создает человек, который хорошо воспитан. Иногда, если человек просто очень харизматичен, но абсолютно не обладает никакими знаниями о правилах этикета, он тоже создает хорошее первое впечатление. Альбина Холгова: Конечно, конечно. Если есть талант – безусловно. Мария Карпова: Спасибо большое, Альбина. Альбина Холгова была с нами на связи, президент Национальной Ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу.