Анна Белоглазкина: Альбина Холгова. Здравствуйте, Альбина, доброе утро. Антон Липовский: Приветствуем вас. Альбина Холгова: Доброе утро. Анна Белоглазкина: Давайте разбираться. Вот сейчас, например, в рекламе часто к потребителям обращаются на «ты»: «приди», «купи», «заполни», «подключи». Правильно ли это? Насколько это уместно? Альбина Холгова: Я думаю, что таким образом рекламодатели просто заигрывают с нынешним трендом. Но, отталкиваясь от этикета, нужно совершенно точно сказать, что это неправильно, и обращаться к людям, тем более к незнакомым людям, даже к маленьким, следует на «вы». Анна Белоглазкина: То есть даже если знакомимся с ребенком, первым делом... Антон Липовский: То есть обязательно на «вы»? Но не обязательно с отчеством, просто говорим «вы, Никита» и т. д., да? Получается так? Альбина Холгова: Да. Здесь мнения делятся у специалистов по этикету: кто-то считает, что с 12 лет обязательно обращаться на «вы», но другая часть специалистов по этикету считают, что нет никакого повода «тыкать», например, 5-летнему ребенку, если мы с ним не знакомы. Анна Белоглазкина: А как тогда грамотно перейти на «ты» и как понять, что вот тот самый момент уже наступил? То есть предложить человеку, чтобы не услышать в ответ: «Нет, извините, я пока не хочу с вами переходить на «ты»». Антон Липовский: «Мы еще не так близки». Альбина Холгова: Запросто, кстати, можно услышать эту фразу, поэтому переходить на «ты» нужно с осторожностью. Здесь зависит от того, в какой системе координат. Если речь о коллегах, предлагает перейти на «ты» всегда вышестоящий, но, внимание, он только предлагает. И если нижестоящий против, то остаемся на «вы». И вообще, эталон делового общения – это общение именно на «вы». И, как вы ранее говорили, «вы» – это всегда бо́льшая дистанция, и поэтому человека сложнее о чем-то попросить, что он, например, не должен делать. Как только мы переходим на «ты», попросить о чем-то гораздо проще. Если же мы говорим о светской системе координат, то вот здесь предлагает перейти на «ты», если романтические отношения, только женщина, никогда мужчина не должен этого делать, если мы говорим об этикете. Если мы говорим о дружбе, то опять же зависит: кто старше, тот и будет инициировать это предложение. Но это, повторюсь, всегда только предложение. Анна Белоглазкина: Ну вот очень часто еще, судя и по тому, что пишут наши телезрители, их, например, радует обращение на «ты», потому что они себя так чувствуют моложе, а обращение на «вы»... Я даже слышала действительно несколько комментариев от женщин, которые говорят: «Ну что вы мне «выкаете», ну я же... Ну мы же с вами одного возраста, ну вы что?» При этом сами они отвечают, обращаясь к собеседнику на «вы». Альбина Холгова: Все-таки это не имеет никакой корреляции с возрастом – здесь что-то такое изнутри идет. Вот есть люди, которым 25 лет, и им приятно, когда к ним обращаются на «вы». Поэтому здесь какая-то психологическая подоплека, я подозреваю. Анна Белоглазкина: А если мы сталкиваемся с ситуацией, что с нами человек очень быстро перешел на «ты», мы чувствуем, что нам некомфортно, неприятно... Мы же не скажем: «Давай не будешь мне «тыкать», пожалуйста». Вот как это сделать красиво, элегантно, чтобы мы все-таки соблюли ту самую дистанцию, которую мы хотим? Альбина Холгова: С чувством собственного достоинства, доброжелательно, с легкой улыбкой, например, человека зовут Иван: «Иван, я вас прошу, давайте, пожалуйста, останемся на «вы», так комфортнее», – вот прямо уверенно сказать. Кстати, руководители ни в коем случае не могут переходить на «ты» с подчиненным, знаете, без проговаривания. Очень много, вот вы ранее об этом сказали, я смотрела эфир, руководителей обращаются к подчиненным на «ты», при этом ждут, что подчиненные будут обращаться к ним на «вы». Это большая ошибка. Если руководитель начал обращаться на «ты» к подчиненным, значит, он дал им разрешение обращаться к нему тоже на «ты». Анна Белоглазкина: А давайте поговорим еще про деловую переписку. Вот нашли мы правило, что не обязательно писать с большой буквы «вы», что можно и на «ты» в принципе обращаться в каких-то случаях. Все-таки как делать это по этикету? Как сделать так, чтобы нашему адресату было приятно? Альбина Холгова: Если у нас не было договоренности, что мы перешли на «ты», следовательно, только на «вы». Ну и вот здесь я позволю с вами не согласиться. Я консультировалась с научными сотрудниками институтов русского языка им. В. В. Виноградова и А. С. Пушкина, и все-таки они говорят, что на сегодняшний день вот этой новой нормы пока зафиксировано не было, что «вы» можно писать с маленькой буквы. Более того, есть же мнение, что «вы» с большой буквы – это безграмотно... Ну вот филологи, по крайней мере те, с которыми я разговаривала, с этим не согласны. Поэтому если мы пишем «вы» с большой буквы, это точно не ошибка. Анна Белоглазкина: То есть, скорее всего, лучше использовать с большой буквы, это менее вероятно, что кто-то поймет нас неправильно? Альбина Холгова: Да. Если мы хотим перестраховаться, «вы» с большой буквы – это оптимальный вариант. Анна Белоглазкина: Спасибо большое! Альбина Холгова, президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу, была с нами на связи. Я думаю, полезный и доходчивый получился разговор.