Анастасия Семенова: Поговорим с нашим экспертом. Антон Липовский: Да. Александр Бражко с нами на связи, координатор федерального проекта «За честные продукты». Александр, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Александр Бражко: Доброе утро. Антон Липовский: Александр, а как вообще разобраться, как цена образовывается та или иная, 300 рублей за 150 граммов – это вообще как? Александр Бражко: Это совесть розничной торговли исключительно. Антон Липовский: Так. Александр Бражко: Это никак не связано с ценообразованием традиционным, которое существует тогда, когда есть конкуренция, а это вот как раз особенность текущего момента. Антон Липовский: Ну смотрите, сейчас у всех вопрос: сезонка т. н. в простонародье, этого очень много, в итоге вот даже Настя аналитику подготовила, у бабушки 750 рублей, 2,5 тысячи в магазине. Это вот исключительно ретейл и мы не можем никаких претензий предъявлять к этому? Александр Бражко: Нет, претензии мы можем предъявлять в первую очередь сами к себе. Почему? Потому что мы достаточно длительное время надеялись на авось, на то, что будет какой-то добрый человек, который выстроит такую систему продажи продуктов питания в стране, что наценка будет примерно 20–30%, ну как в развитых странах. Таким образом все будут довольны: ретейл будет доволен, потому что будет получать большую прибыль с большого оборота; потребители будут довольны, потому что небольшие, низкие цены; соответственно, будет место для продуктов питания для отечественных производителей. Что мы с вами сделали? Именно мы с вами, потому что... Ну вот ваш канал постоянно поднимает эти вопросы, но потребители в основном молчат. Мы практически полностью избавились от нестационарной торговли плюс серьезно ударили по сельхозрынкам. То есть на сегодняшний день личные подсобные хозяйства, т. е. небольшой фермер или же просто частник, он физически, даже если он что-то вырастит, не может дойти до потребителя. В результате количество продукции вот такой вот свободной, того же самого картофеля, клубники, то, что традиционно выращивалось именно физическими лицами в крестьянских хозяйствах, оно сокращается. Ну а когда сокращается предложение, соответственно, резко возрастают цены именно в серьезных сетях. Антон Липовский: Скажите, ну вот серьезные сети работают зачастую как раз-таки с крупными фермерскими хозяйствами, да, не маленькими крестьянско-фермерскими, а с большими угодьями. А там, соответственно, закупочная цена гораздо выше, получается, что ли? Ведь обычно принято считать, что чем меньше фермер, тем дороже у него на выходе экологически чистая продукция. Александр Бражко: Мы с вами здесь сталкиваемся с т. н. «социальной наценкой» 300%. 300%, 200%, вы не ослышались, т. е. это то, что хочется получить с той или иной продукции. Мы давно говорим, и Федеральная антимонопольная служба здесь нас поддерживает, что на ценнике в магазине должна быть обязательно расшифровка для покупателя, чтобы мы понимали, какая часть из этой цены, которую мы платим на торговой полке, все-таки достается непосредственно фермеру. Поэтому я думаю, что закупочные цены по сравнению с прошлым годом несильно подорожали. Почему? Потому что торговля профессиональная, никто лишние деньги платить не будет. Ну а мы с вами в летний период все стремимся покупать и овощи свежие, и фрукты, поэтому, к сожалению, готовы платить на сегодняшний день больше. Поэтому наценка на сегодняшний день у нас свободная, неконтролируемая, и здесь кто во что горазд. Анастасия Семенова: А как-то можно это контролировать? Есть ли какой-нибудь, может быть, проект? Или это просто, получается, невыгодно? Александр Бражко: Проект у нас был, это в принципе правильная система реализации. То есть не только должны быть сетевые магазины федеральных розничных сетей, но обязательно должны быть рынки, нестационарная торговля, должны быть фермеры, т. е. должно быть очень много мест реализации. Помните, в свое время в столицу приезжали машины из регионов, они останавливались в микрорайонах и напрямую продавали свою продукцию москвичам? Анастасия Семенова: Да. Александр Бражко: Вот можно это сделать элементарно. Нам сейчас сделали т. н. а-ля замену, ярмарки выходного дня централизованные. К сожалению, на них редко встретишь фермера, потому что там, насколько я наблюдаю, в основном именно профессиональные продавцы, которые знают, как правильно работать. А нужно, чтобы люди имели возможность продать свою продукцию. Поэтому мы долго разрушали эту модель, именно мы с вами. Почему? Потому что мы молчали, когда наш сосед, вот он раньше, 10 лет назад, что-то вырастил, поехал на рынок и смог это продать, и он в следующем году будет продавать продукцию. Вот мы молчали, смотрели, как у нас вырастают вот эти вот монстры, огромные логистические центры, ну а там ситуация уже для нас, для потребителей, слабоконтролируемая. Антон Липовский: Да. Ну и потом, это не продукты первой категории. Анастасия Семенова: Александр, а вот что же выгоднее получается, огород, магазин или рынок, вырастить самому, купить в магазине или на рынке, если три сейчас? Получается, что даже раньше, казалось бы, вырастить дороже, потому что много всего получается, если посчитать себестоимость, очень много вкладываешь, но сейчас, наверное, это выгоднее? Александр Бражко: Вы знаете, здесь мы должны с вами смотреть с точки зрения выгоды не на текущий день-два, а на перспективу. Вот мы упустили ситуацию, когда, может быть, 5 или 10 лет назад отказались от покупки тех же самых продуктов питания у своих соседей, кто выращивает. Почему? Потому что на тот момент времени торговля централизованная вынуждена была с ними конкурировать и там действительно цена была меньше. В какой-то момент времени возник действительно вопрос, что «зачем же выращивать, пойду куплю в магазине». Но цена на морковь или на лук, которую мы видим с вами последние 3 месяца, просто выбивает абсолютно всех из колеи, потому что ну не может морковь стоить 50–60 рублей за 1 килограмм, по цене бананов, которые привозят в нашу страну... Антон Липовский: ...из Эквадора. Александр Бражко: ...которые проходят достаточно длительный путь. Поэтому я все-таки рекомендую нам вернуться на круги своя и в первую очередь покупать продукцию у своих соседей, это на первом месте. На втором месте: если нет возможности, конечно же, выращивать. Ну и на третьем месте, если мы не смогли себя таким образом обеспечить, попытаться выехать куда-то в регион, найти фермера или физически, или через тот же самый интернет, но именно фермера настоящего, не виртуального, потому что площадок достаточно много, купить у него. Ну и если вы не можете обеспечить себя таким образом продукцией, после этого единственное, что остается, – это пойти на рынок... Анастасия Семенова: На ярмарку или в магазин. Александр Бражко: ...попробовать там найти... Антон Липовский: И поддержать тех же условных соседей. Спасибо большое, Александр! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Антон Липовский: Александр Бражко, координатор федерального проекта «За честные продукты». Анастасия Семенова: Продолжим обсуждать эту тему после выпуска новостей.