Александр Федорович: Для того чтобы ребёнок плавно и уверенно вошёл в школьную систему, нужно совсем немногое – правильно составить его режим дня
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aleksandr-fedorovich-dlya-togo-chtoby-rebyonok-plavno-i-uverenno-voshyol-v-shkolnuyu-sistemu-nuzhno-sovsem-nemnogoe-pravilno-sostavit-ego-rezhim-dnya-62328.html
Анастасия Семенова: А с нами на связи Александр Михайлович Федорович, психотерапевт. Александр Михайлович, здравствуйте.
Александр Федорович: Здравствуйте, доброе утро.
Анастасия Семенова: Расскажите, пожалуйста, как подготовить и настроить ребенка к учебному году? Ведь все переживают, все волнуются.
Александр Федорович: Ну, насчет того, что волнуются все, я бы поспорил. Я бы сказал, что волнуются, наверно, больше родители – они всегда.Не педагоги, которые этим занимаются профессионально много уже лет, и даже не дети, которым в принципе зачастую все равно, а самая волнительная аудитория – это родители.
Иван Князев: Что же вы так о детях-то говорите? Все равно!
Анастасия Семенова: Я помню, что я очень волновалась, больше, чем родители.
Александр Федорович: Давайте слово «все равно» и слово «волнение» заменим на слово «антагонистические настроения», вот, которые дети совершенно четко оправдывают тем, что осталось еще несколько дней, и потом начнется самое ужасное. Поэтому имеют право маленьким – посмотреть мультики, большим – посидеть в девайсах и так далее. Вот.
И для того, чтобы ребенок плавно и уверенно вошел в школьную систему, в школьную программу и во взаимодействие школьное, нужно совсем немного. Нужно правильным образом составить его режим дня, причем желательно это сделать за несколько дней, а лучше за неделю до того, как начнется в принципе школьная жизнь. То есть нужно распределить время сна и бодрствования и нужно в обязательном порядке начать аккуратные, но уверенные движения по формированию…
Анастасия Семенова: Подстраиваться под школьный режим, да?
Александр Федорович: Совершенно верно. То есть даже не столько по временному, что само по себе тоже очень важно, сколько по тому, что давай вот, садишься, на вот тебе книжку и ты 45 минут ее читаешь, потом 15 минут перерыв. И вот таким образом, например, уже пытаться спроецировать, как-то вот сымитировать школьные уже варианты взаимодействия.
И, наверное, уже имеет смысл ребенку сказать: «Ты позвони кому-то из своих одноклассников, спроси, как у них дела, чем там они занимаются». Немножечко вот этот социальный механизм взаимодействия, социальные контакты нужно тоже уже продвигать.
Потому что ну я по своей специальности знаю, что далеко не все дети в восторге от того, что нужно идти в школу, встречаться со своими одноклассниками. И я знаю очень много ситуаций, когда детей переводят с 1 сентября в другую школу. И это тоже довольно сложный механизм, здесь нужно помочь ребенку адаптироваться, потому что он, естественно, в напряжении – новый класс, новые какие-то люди.
Иван Князев: Ну а как помочь ребенку с этим справиться и адаптироваться, чтобы это легко произошло? Потому что ну некоторые прямо часто переезжают. Я сам 3 школы сменил.
Александр Федорович: Да, это правда. В зависимости от возраста можно использовать разные механизмы. Если ребенок маленький, например, младшая школа, то я бы рекомендовал, например, чаще выходить на прогулку на общие площадки и рекомендовать ребенку взаимодействовать с теми детьми, которые находятся там.
Анастасия Семенова: Со сверстниками.
Александр Федорович: Совершенно верно. Ну там обычно разного возраста дети, да, и вот сам по себе механизм. Вот, для детей постарше, например, для подростков, я бы говорил о том, что можно сформировать некий свой собственный образ. То есть проанализировать, как вообще у тебя складывалась ситуация в твоем прежнем классе – с кем ты дружил, с кем ты общался, как это выглядело, какие были группы по интересам, по каким-то еще моментам, по точкам приложения. Вот, помочь ребенку сформировать некий образ.
Для детей, которые уже постарше – там 9, 10, 11 класс сейчас очень модно формировать классы по неким направлениям – там биохим или как-то вот физмат или что-то там еще. Вот, я бы в этой части говорил о том, что давай мы немножечко с тобой вспомним программу, чтобы ты не выглядел, ну скажем так, слабее прочих, кто в этом классе будет находиться. Давай мы с тобой немножечко полистаем книжки, посмотрим в каких-нибудь ресурсах какие-нибудь уже уроки, какие-то лекции. Чуть-чуть позволим тебе включиться глубже, потому что это уже очень узкое направление, и здесь нужно уже себя предъявлять не как социальную единицу, а как ребенка, который уже вот настроен как человек, который способен в этой парадигме существовать на соответствующем уровне.
Анастасия Семенова: А еще вот нам написали из Нижегородской области сообщение: «Племянник в школу не хочет прямо категорически. Вот прямо беда! Учится во втором классе». У нас совсем мало времени. Вот может быть пару советов, как быть в такой ситуации? Вот прямо упираются ведь дети, не хотят.
Александр Федорович: Прямо срочно к специалисту, потому что просто так чудес не бывает. Наверняка там есть какая-то сложность, и, к сожалению, на сегодняшний день это модно – буллинги, троллинги и прочие ситуации. Возможно, это проблема с педагогом, но разобраться, если родитель сам не может по каким-то причинам,– однозначно к специалисту, потому что иначе будет очень большая проблема и она возникнет очень скоро.
Анастасия Семенова: Спасибо большое. С нами на связи был Александр Михайлович Федорович, психотерапевт. Подведем итоги нашего SMS-опроса. Готовы к 1 сентября? Да – ответили только 52%, а нет – 48.
Иван Князев: Ну погоди, впереди еще целая неделя.
Анастасия Семенова: За целую неделю можно горы свернуть.
Иван Князев: Давай еще быстренько покажем фотографии. «Дочка в восторге от приближающегося 1 сентября. Идем в 5 класс – новая ступень». И у них даже специальная форма, видимо какой-то специализированный класс. «Последний звонок, 2022 год», – мама и 2 сына, я так понимаю.
Анастасия Семенова: И давай закончим SMS-сообщением из Нижегородской области: «Для меня, когда я была школьницей, 1 сентября всегда был праздником, и детей своих так настраиваю». Так что настраивайте своих детей, что это действительно праздник. А мы вернемся через несколько минут.
Александр Федорович: Для того чтобы ребёнок плавно и уверенно вошёл в школьную систему, нужно совсем немногое – правильно составить его режим дня