Иван Князев: Прямо сейчас с нами на связи, как и обещали, автоэксперт Александр Гусаров, автомобильный журналист. Приветствуем его. Александр, здравствуйте. Александр Беляев: Доброе утро. Иван Князев: По поводу китайских автомобилей, все цифры мы уже назвали, тем не менее наши граждане до сих пор говорят, что китайские авто еще не надежные. Так ли это? Александр Беляев: Значит, смотрите, здесь очень четко надо выбирать. Китай тоже бывает разный как бы, и соответственно, если мы говорим о каких-то крупных производителях, о машинах, произведенными достаточно известными и большими компаниями, то естественно это все… В Китае достаточное количество фирм, но как бы они используют… соответственно я говорю о таких марках, как «JAC», «Chery» и все составляющие, у нас почему-то они разделены на 3 части у «Chery» и тот же «Geely» – это в принципе платформа «Volvo», их же моторы и коробки. И есть ряд китайских производителей, которые действительно предлагают за очень низкий прайс, но качество там будет естественно на уровне там пятнадцати- , двадцатилетних тех же «Chery». Современный автомобиль – штука довольно сложная, и, соответственно, как бы китайцы поняли, что в один прекрасный момент то, чем они занимались там в 2000-х годах, что просто украсть ну не получается. Это не автомобиль начала XX века. Слишком сложная система. Просто сделать красивые панели, но машина не будет ездить, у нее будет плохой мотор, плохая коробка, поэтому, собственно говоря, они обратились и очень часто используют опыт и наработки европейцев и американцев. Иван Князев: Я так понимаю, Александр, они просто пошли по простому пути, они купили тот же «Volvo» со всеми их дизайнерами, механиками, платформами и все, и проблемы закрыли. Александр Беляев: Ну вот тот же «Chery», у того же «Chery» у них порядка… точно не скажу, но контрольный пакет акций в английском «Лотос Инжиниринг». То есть соответственно автомобили «Chery» все, которые у нас известны, и «Exeed» и вот сейчас Одо они сейчас там запустили этот… они все их настраивают и учат ездить, ну скажем так, так говорят про автомобили, именно английские специалисты, английские инженеры. То же самое, собственно говоря, происходит и с другими. У того же «JAC», ну учитывая тот факт, что у них есть SP, где 75% принадлежит компании «Volkswagen», и всего лишь 25 государственной, кстати, структуре, которая называется «JAC», то соответственно они используют и коробки, и платформы, и детали подвески, и моторы. То есть как бы это соответственно такая интеграция, без которой ну современный автомобиль очень тяжело создать. Потому что как мы неоднократно уже говорили, нельзя сделать хорошо и дешево, если ты производишь даже ну тиражом в 500 000, так не бывает. Иван Князев: Александр, я прошу прощения, перебью вас немного. По поводу «JAC», пока далеко от них не ушли, ходили слухи, что мы наши «Москвичи» будем чуть ли не на платформе «JAC» производить. Это так? Александр Беляев: Значит, я писал про это статью. К сожалению, все слухи они не соответствуют действительности. Более того, как обычно была проведена замечательная презентация с кучей фотографий и всем остальным. В результате сам «JAC» об этом сделал вид, что он не знает. Опять же, я говорю, здесь причина в том, что косвенно они могут попасть под санкции, и соответственно им как бы гораздо проще включить заднюю, даже если была такая договоренность, скорее всего она была, о том, что… при том, что они не сознаются, естественно, и никогда не сознаются в этом. Иван Князев: Ну это понятно. Александр Беляев: Но, значит, была договоренность, скорее всего, что они поставляют 800 машинокомплектов, то, что было объявлено, собственно говоря, на пресс-конференции «Москвича», и по-тихому здесь все это будет собрано и потом как бы все это сойдет на нет или все забудут. Но в результате наши стали сильно громко кричать, они побоялись… Дело в том, что там огромные вложения. То есть тот же «Volkswagen» в совместное предприятие вложил порядка 2,5 миллиардов евро. Более того, у «Volkswagen» сейчас новая платформа, которая заточена только под электромобили, они собираются уходить от своих платформ, на которые они тоже потратили порядка 80 и 12, 16 миллиардов евро. Это «MQB», «MLB», ну вот у них есть целая серия, они от них собираются отходить и делать именно платформы для электромобилей. Потому что жизнь идет вперед, как наши бы автомобилисты не кричали, что электромобиль – это плохо, но вот как бы все на него пересаживаются, и они есть. Соответственно, как бы «JAC» просто ну не имеет смысла портить отношения с немецким партнером, потому что ну они смотрят в будущее. Это нормальная ситуация. Иван Князев: Ну понятно. Ну ладно, бог с ним. Что мы скажем о наших машинах? Честно говоря, презентация новой «Lada Vesta» вполне себе. Вообще «Lada Vesta», я считаю, сейчас… Александр Беляев: Это отличный автомобиль. Иван Князев: Это отличная тачка, да! Александр Беляев: Это отличный автомобиль, но вы готовы покупать его за 40 000 евро? 40 000 евро! Иван Князев: Это надо переводить сейчас по курсу, но сказали, что вот как раз-таки 2300 будет стоить. Анастасия Семенова: 2 300 000. Иван Князев: 2 300 000 новая «Vesta». Александр Беляев: Таких машин не будет, потому что на самом деле та цена, которая объявлена за ту же «Granta», купить… Вот мы сейчас с вами пойдем, я вот просто приеду, вы закончите эфир, мы с вами съездим в любой автосалон «Lada» и посмотрим, за сколько мы сможем купить «Granta». Минимум 800 000. Иван Князев: Ну накинут еще… Сколько? Александр Беляев: Минимум 800 000. С «Vesta» будет то же самое. Потому что вот то, что коллеги-журналисты публиковали в соцсетях, да, прекрасные материалы, да автомобиль… он и раньше мне нравился, я всегда двумя руками кричал, что это одна из лучших… и ценовое предложение в классе, и по количеству дополнительного оборудования, и по ездовым характеристикам это прекрасная машина. Реально за те деньги, которые за нее просили до времен исторического материализма… как бы это прекрасный автомобиль. Но я не готов за 40 000 евро… зайдите на любой сайт любого производителя немецкого, даже не будем, я не буду брать «Dacia» какую-нибудь, а просто немецкого производителя, и посмотрите, какие машины за 40 000 евро. Это огромные деньги, это реально огромные деньги. Иван Князев: Но может же так получиться, что у нас-то и выбора не останется. Кстати, по поводу цен, китайские авто сейчас тоже достаточно кусаются в ценовой политике своей, потому что там, в Китае они намного дешевле стоят, чем их здесь уже дилеры выставляют. Александр Беляев: Правда, конечно. К сожалению, да. И здесь ситуация тоже объяснима. Значит, я тоже, будучи у вас в эфире, про это говорил. При общем дефиците, а сейчас поломались все логистические связи, то есть китайцы тоже должны выбирать, как они будут везти эти автомобили, с помощью кого, каким образом. Поставки были слегка нарушены, просели. Тот же завод BLG, который в Минске существует, как бы у него тоже были поставки, приостановка какая-то производства из-за того, что провалились логистические цепочки. Естественно, чтобы не оголять рынок вообще, они немножко задрали цены. Хотя в принципе представить себе на самом деле китайский автомобиль за 4 000 000 рублей, а это уже порядка 60 000 евро – это еще больше. Вот, соответственно, ну довольно тяжело. Иван Князев: Ну вот смотрите, по поводу 4 000 000 и больше, китайцы же еще новый «Tank-500» презентовали, давайте сейчас покажем, у меня вот на компьютере он открыт. И говорят, что этот автомобиль уже составит серьезную конкуренцию тем же «Toyota Land Cruiser Prado». Вот я сейчас немножко тут вверх его подниму. Как вы думаете, на нашем рынке он появится? Вообще будет пользоваться спросом? Александр Беляев: Скорее всего может появиться, учитывая, что отсутствует полностью конкуренция. Ну у китайцев же была очень интересная ситуация. Когда они пришли на рынок, они реально демпинговали с ценами, и они их очень сильно снижали как бы ради того, чтобы закрепиться на рынке. Так делают все, это всеобщее правило, это рыночные отношения, как бы это нормальная ситуация. Но они не предлагали и качества. Анастасия Семенова: Ну все об этом пишут. Александр Беляев: Я помню, в свое время я делал программу, и мы тогда вот разговаривали с главным редактором «Авторевю» Леней Головановым. Леня тогда мне сказал, что знаешь, мы разбили сейчас один из китайских брендов, причем били его не на скорости 60 км/ч, я имею в виду краш-тест, а на скорости, по-моему 15. Вот у них была серия тестов, которая имитировала аварии вот эти небольшие в городах, что происходят в пробках. Так вот там при цене автомобиля ну условно 350 000 рублей он стоил, вот этот ремонт на 15 км/ч он обошелся в 250 000. Анастасия Семенова: С ума сойти. Александр Беляев: То есть фактически новый автомобиль. Вот. Естественно, потом китайцы, когда они поняли, что просто делать подделки, которые больше напоминали унитазы на колесах (никакой управляемости, жуткий металл, они складывались просто как картонные коробки), они это поняли, и, соответственно, любые новые технологические инновации, решения они несут за собой повышение цены. Например, одна китайская компания, которая вошла сюда… ну «Geely» это, господи, когда они привезли кросс-купе свой этот, флагманский автомобиль, они его продавали даже не в 0, а в минус. Стоил он тогда 2 200 000. Это были большие деньги для своего времени. Сейчас он стоит 4 500 000, так вот, кстати. И они торговали в минус, но им приходилось конкурировать с теми же европейцами. Потому что да, с одной стороны, автомобиль, который я назвал – это платформа «Volvo», это тот же восьмиступенчатый автомат, который стоял у «Volvo», это мотор «Volvo». Да, там свои технологии внутри, но «Volvo» за такие деньги было купить невозможно, а этот автомобиль предлагался. Соответственно, как бы сейчас, когда на рынке нет конкуренции, они могут делать что хотят. Иван Князев: Ну естественно, они меняют свою политику. Александр, еще такой вопрос, который меня беспокоит. А почему мы не можем договориться и локализовать у нас производство совместное с китайцами каких-нибудь авто? Мы делали это с «Renault», они сейчас ушли, мы делали это с другими концернами, почему мы не можем… Александр Беляев: Ситуация изменилась. Я вам уже сказал, первое и самое важное, то, что мы видели с заводом «Москвич»… Иван Князев: Ну то есть все те же санкции, правильно понимаю? Александр Беляев: Да. Иван Князев: Китайцы боятся. Александр Беляев: Они не хотят подставляться. Мы не являемся для них рынком №1. Вы понимаете, там живет 1,5 миллиарда человек, деньги они получат. И мы не являемся для них чем-то там №1, вот это пора понять людям, что китайцы всю жизнь будут думать только о себе, мы им не нужны. Иван Князев: Спасибо. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. Иван Князев: Спасибо. Александр Гусаров, автомобильный журналист, был в нашем эфире.