Антон Липовский: Итак, мы продолжаем. У нас сегодня тема второго часа такая щепетильная очень, непростая для всех нас – детская безопасность на дорогах, в школах, в общественном транспорте. Вообще все, что угрожает детям, как мы детей готовим, как мы за это отвечаем. Вот сообщение из Краснодара. «Доброе утро. Стало опасно ходить по улицам. Бродячие собаки набрасываются не только на детей, но и на взрослых. В ноябре мою дочь (10 лет) укусила собака. Теперь страх – ходить самой в школу. А в феврале еще и мужа ухватила дворняга. Власти бездействуют, количество собак растет», – пишет нам Светлана. Это еще один из видов, конечно же, угроз для наших детей. Мы обещали, что у нас в студии появится эксперт, который покажет и расскажет, как все-таки ребенку постоять за себя. И так и есть, Александр Маркачев с нами в студии, основатель курса безопасности для детей, кандидат педагогических наук. Анастасия Семенова: Александр, здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте, Александр. Александр Маркачев: Доброе утро. Анастасия Семенова: Давайте сразу, мне кажется, примем звонок. Вот Екатерина у нас есть из Владимирской области, с нами на связи. Екатерина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Антон Липовский: Доброе утро. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Я считаю, что ребенка до определенного возраста нужно сопровождать в школу и обратно встречать. И просить нянь, бабушек, дедушек… Это, разумеется, я имею в виду большой город. Если ребенку далеко ехать куда-то, нужно обязательно сопровождать. Анастасия Семенова: А до какого возраста (мне кажется, мы одновременно) вот нужно провожать?До 11-го класса, или до 10 лет, до 12? Зритель: Ну до 14-ти, 15-ти лет. Анастасия Семенова: Хорошо. Спасибо вам большое, спасибо. Как быть вот действительно, если не у многих есть такая возможность провожать детей? Вот мы с вами уже обсуждали тему, как вести себя в общественном транспорте. Но вот какую информацию вот в первую очередь должен знать о себе ребенок, и что он должен сказать, и как подойти?.. Вот, казалось бы, мы же говорим, ну не подходи к незнакомому дяде, там не бери конфету. Ну все это как бы элементарные какие-то вещи, знают правила. Но если ты потерялся, система говорит обратное – обратись к людям. Как обратиться, что нужно делать, и какую информацию ты должен сказать? Или ты можешь обратиться только ну к людям, которые… Ты же, как ребенок, не поймешь, опасен человек или не опасен. Александр Маркачев: Анастасия, давайте начнем с того, что безопасность – это навык. Как любой навык, она требует понимания и требует отработки. И на мой взгляд в первую очередь это ответственность взрослых, чтобы этот навык у ребенка сформировать. Если мы говорим, что это понимание и отработка. В первую очередь идет понимание. Задача взрослого – объяснить ребенку, какие есть границы, какие есть опасности в той или иной ситуации. Неважно, это транспорт, общение с незнакомым человеком на улице, какая-то экстремальная ситуация, даже не связанная там с криминалом или авариями (там в лесу заблудился, просто оглянулся на улице, потерялся, нервничает, пожар). Любая ситуация опасная – ребенок должен понимать, чем она опасна и понимать, какие возможны пути решения у него есть. На мой взгляд для большинства ситуаций должен быть 1-2 алгоритма решения, потому что если вариантов слишком много… Анастасия Семенова: Ребенок запутается, да? Александр Маркачев: Да, это паралич воли, и выбрать из этих вариантов один ребенок не сможет, в стрессовой ситуации тем более. Задача любого взрослого – сначала объяснить ребенку, в чем опасность, как он может в этой ситуации поступить, и объяснить, почему это решение правильное. И вторая часть – отработать с ним эти алгоритмы, убедившись в том, что он действительно понимает, что делать. Но это требует времени, усилия, это требует терпения и очень бережного такого, внимательного отношения к ребенку. К примеру, вот там про дорогу домой, надо ли провожать не провожать, вот сейчас только что был звонок. Первое, что нужно понимать: ребенок вышел из дома, дошел до школы, там до занятий каких-то, вернулся назад. Начинаем разбирать прямо по шагам, что мы делаем перед выходом. Вот ребенок оделся, он стоит перед дверью. Что нужно сделать? Посмотреть в глазок. Как он выходит из квартиры? Посмотрел. Если там стоят, допустим, незнакомые люди, незнакомый человек – остаемся в квартире, звоним маме, звоним знакомой соседке с просьбой там спуститься, встретить и так далее. Вышли. Какие опасности могут быть в подъезде? Вышли на улицу. Вы знаете путь ребенка от дома до школы. Смотрим, допустим, проезжая часть. Значит, несколько раз проговорим, что там не перебегаем, не переходим на желтый свет, переходим на зеленый, как мы стоим возле светофора (то, о чем мы в прошлый раз говорили). Анастасия Семенова: Да-да-да. Александр Маркачев: И вот прямо весь путь с ним проходим и проговариваем. Так же в обратную сторону. И это делается несколько раз. В дальнейшем пусть ребенок сам вас проведет по этому маршруту. Анастасия Семенова: А вы где-то рядом? Александр Маркачев: Да-да-да. Ну вы с ним вместе прогуливаетесь там до школы, до занятий и обратно. Пусть он вам расскажет. Добавляем туда такие дополнительные опции, если что-то случилось. К примеру, ты заметил, что тебя кто-то преследует, что можно сделать? Можно зайти в любое общественное место и обратиться за помощью. Куда ты можешь зайти? Вот по дороге от дома до школы у тебя есть там банк, продуктовый магазин, кафе и так далее. Прямо чтобы четко каждое это место он увидел. Зашли с ним в каждое, просто зашли, постояли. К кому ты здесь можешь обратиться за помощью? В первую очередь обращаемся – люди в форме, сотрудники этого заведения. Многие банки сейчас подключились к программе, которая позиционирует себя, что они готовы вот оказывать помощь детям, которые зашли и попросили помощи. К кому ты можешь подойти? Там к кассиру, к сотруднику банка, к охраннику. Что ты будешь говорить? Анастасия Семенова: Вот. Это же самое главное. Александр Маркачев: Не самое главное – одно из самых главных. Анастасия Семенова: Одно из самых главных, да. Александр Маркачев: У нас не рейтинг некий, а перечень, и все важно в равной степени. То, о чем мы говорили в прошлый раз. К сожалению, многие взрослые, мы все, в своих проблемах, в своих мыслях, и поэтому на ребенка, который просто подошел и стоит рядом с потерянным видом ну большинство внимания действительно не обращает. Это вот в буквальном смысле другой уровень восприятия. Ребенок не в том мире, который у нас сейчас перед глазами. Очень важно учить ребенка обращаться за помощью, простить помощи. Самое простое – это вот фраза, которая сразу дает понять о том, что в этой помощи нуждается: «Помогите мне, мне нужна помощь». И обращение должно быть адресным. Вот в буквальном смысле подошли к человеку, если он на вас не смотрит, потеребили там за рукав. Анастасия Семенова: То есть дотронуться до человека можно. Александр Маркачев: Дотронуться, установить физический контакт. Антон Липовский: Добиться какой-то обратной связи в общем для того, чтобы на тебя просто обратили внимание. Анастасия Семенова: Чтобы тебя заметили. Александр Маркачев: Обратить на себя внимание – ключевое, да. Потому что в большинстве ситуаций лучшую помощь ребенку окажет другой взрослый. Но этого взрослого сначала нужно включить, пригласить его в свою ситуацию и попросить о помощи. Антон Липовский: Александр, ну то есть правильно я понимаю, мы вот сейчас разобрали две ситуации, и каждая из них она касается того, что мы с ребенком проходим от начала до конца любую ситуацию, и потом заставляем ребенка пересказать как-то своими словами для того, чтобы он этот сценарий разложил, как он будет делать. Я так понимаю, что механизм работает именно вот так. Александр Маркачев: Антон, не только пересказать, но и потом проиграть это в режиме некоего сценария. То есть вот сейчас ты выходишь из дома, как ты это сделаешь? Анастасия Семенова: Твои действия. Александр Маркачев: Да. И сначала не критикуем, не комментируем, просто про себя отмечаем, что там в глазок не посмотрел перед тем, как выйти, допустим, за дверь. Анастасия Семенова: А, то есть он сделает все, а потом ты конспектируешь и говоришь, так, вот в начале ты в глазок не посмотрел, не увидел, что там стоит незнакомый человек. Не во время действий, да? Александр Маркачев: Да, только это не в формате такого разбора полетов, знаешь: «Так, садись, поехали. Вот у меня записано 15 пунктов, как ты ошибся только выходя из дома». Это сразу вот любое обучение на корню у вас тут же запарывает. Антон Липовский: А вот мы с вами говорили про возраст. Смотрите, какие сообщения приходят: «Меня в 14 лет из маленького городка привезли в Москву ухаживать за бабушкой в больнице. Сама на метро, в автобусе передвигалась по городу свободно. А сейчас возят детей в школу и из школы до 10-го класса. О какой самостоятельности может идти речь, если сами родители делают детей беспомощными». Наталья пишет нам из Брянской области. Анастасия Семенова: Ну это уже вопрос к родителям. Александр Маркачев: Я не стал бы здесь напрямую связывать меры безопасности ребенка и ограничение его самостоятельности. Я считаю, что самостоятельность формируется на фундаменте понимания опять же. То есть ребенок должен понимать, что вот в данной ситуации опасными могут быть там… Анастасия Семенова: То-то, то-то, то-то. Александр Маркачев: Да, вот такие пункты могут быть опасными. Если эта опасность действительно проявится, я буду делать в каждом из случаев то-то, то-то. Это должно быть понимание, и это должно быть обязательно несколько раз проиграно в формате какого-то сценария. Объяснять ребенку о том, как себя вести, можно бесконечно. Это не воспринимается. Это обязательно нужно прожить в виде некоего вот сценария. Антон Липовский: Согласен. Но при этом очень многие пишут именно про самостоятельность, которой надо добиваться, и чем раньше, тем лучше. Анастасия Семенова: Но Александр говорит, что не нужно путать. Мне кажется, эти понятия –абсолютно такие как бы разные вещи, получается. Но вот я вернусь. Вы говорите, что с ребенком там с юных лет нужно проговаривать, прорабатывать, проигрывать, даже можно сказать так. Ну а с какого возраста? Ну не прямо же там с годика объяснять. Или прям с годика нужно по чуть-чуть, по чуть-чуть это объяснять, включать это в игру про безопасность? Ну у нас же дома тоже есть какие-то опасности, которые нас поджидают – двери, электроплита и так далее. Александр Маркачев: Анастасия, скорее я бы отталкивался от того, что является опасным для ребенка в данный момент. Анастасия Семенова: В данном возрасте, да? Александр Маркачев: То есть вряд ли для полугодовалого ребенка основная опасность – это то, что он уедет не на ту остановку в общественном транспорте. Но мы все равно это делаем. У вас дома маленький ребенок, вы потихоньку приучаете его, что там не лазить в розетки, там не залезать на подоконник, не лезть целоваться к соседской собаке и так далее. То есть все равно вы некие правила устанавливаете. Если мы говорим про опасности ну так социального уровня – там транспорт, другие люди, то, что ожидает его вовне, то с того момента, как только он в этот внешний мир попадает. То есть вы начали с ребенком гулять там на площадке, допустим, условно там с двух, трех лет, вы перестали водить его за ручку, то есть постоянно находиться рядом, чтобы вы решали такие ситуации – потихоньку вводим те ситуации, в которых он оказался. Он начал играть там с кем-то в песочнице, отвлекся, оглянулся, маму, папу не видит. Ну такое часто бывает: вы стоите за спиной, он вас не видит, начинает нервничать. Сразу можете с ним уже начать проговаривать, вот смотри, что бы ты мог в этой ситуации сделать, как обратить на себя внимание. Учим обязательно, что никуда не уходим, что вот ты остаешься на том месте, даже если ты заметил, что ты потерялся, мы не бежим искать там маму, папу, мы ждем на этом месте. Это очень важно во многих ситуациях и по многим причинам. Как только возможная вот такая ситуация возникает в жизни ребенка, значит потихоньку начинаем его к ней готовить. Анастасия Семенова: Ну вот вопрос. А какую личную информацию должен знать ребенок? Как зовут его родителей, если он потерялся. Ну вот один он остался, не на той остановке он вышел. Что он должен знать? Адрес, как зовут родителей, как зовут его? Какую?.. Или это слишком много? Что он должен сказать? Александр Маркачев: Ну мой опыт показывает, что, допустим 5-летний ребенок легко запоминает, хорошо удерживает в памяти минимум информации. Какую информацию – ту, которая может оказать помощь, если она ему понадобится. То есть я считаю, что это должно быть имя, фамилия. Анастасия Семенова: Ребенка? Александр Маркачев: Да, имя, фамилия ребенка, наизусть – телефоны мамы, папы. Маму, папу, значит, знать по имени, и адрес. Это вот даже, как сказать, программа максимум. Некоторые родители просто кладут ребенку с собой бумажку, где написано там мама – Маша, папа – Вася, и где написан номер телефона. Ну можно делать так, потому что в случае чего ребенок просто покажет эту бумажку. Но вы где-то можете ее потерять, забыть переложить из одной рубашечки в другую. Надежней все-таки запомнить. В принципе, запоминают они достаточно хорошо, как минимум имя, фамилия. Анастасия Семенова: Этого достаточно. Смотрите, у нас есть звонок. Александр из Краснодара нам… а, прошу прощения, Константин. Антон Липовский: Константин с нами на связи, затем примем звонок от Александра. Анастасия Семенова: Прошу прощения. Антон Липовский: Константин, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Антон Липовский: Мы готовы вас выслушать. Зритель: По поводу вот этой самой безопасности детей. Опасность есть большая, и даже она как бы связана не только с детьми, но еще со взрослыми. Я говорю, предпоследний номер «Аргументов» (это, короче, газета), там такие страшные цифры приводятся. Ну вот я лично, я лично был участником вот этого события, которое у нас произошло в Краснодаре в позапрошлом году. Из подворотни выбегает ребенок, такой первоклашка, и кричит на всю улицу, ко мне бежит и орет: «Дедушка, я боюсь». Я поворачиваюсь – собаки, целая свора, штук, наверно 12 этих собак бездомных. И мальчишка, значит, ко мне подбегает. Хорошо у меня в руке была палка. Я с палкой хожу, потому что мне 74 года. Я этой палкой первую попавшуюся собаку по голове огрел, они сразу остановились. Но вы понимаете, что происходит? Вот эти вот в последний момент… значит, у нас вот здесь в этом году девочку насмерть загрызли собаки, это было в городе Сочи. Девочка приехала из сибирского города на конкурс к нам сюда, ей было 12 лет, и эти собаки ее загрызли. Получил условно человек, который было должен как бы следить за окружающей вот… Антон Липовский: Тема понятна. Анастасия Семенова: Да, спасибо большое. Антон Липовский: Константин, тема понятна. Спасибо. Ну вот, как я сообщения-то уже читал про собак, и, смотрите, и звонок тоже уже с вопиющим таким случаем. Как быть, кстати говоря, с собаками? Это же тоже сегодня на самом деле нередкая угроза на улицах городов, и не только городов. Анастасия Семенова: Ну это вопрос сразу к самообороне. Что имеет право ребенок, что может быть у него в его портфеле, рюкзаке – шокер, газовый балончик? Можно, нельзя? Вопрос очень актуальный. Александр Маркачев: Да, у нас тема как-то резко свернула на опасности, исходящие от животных. Ну это один из видов опасностей опять же внешнего мира. Если говорить про самооборону, точнее про средства самообороны, о которых вы упомянули, лично мое мнение – я не рекомендую давать ребенку опять же те же шокеры, балончики и так далее. Даже я не буду сейчас там обсуждать правовой аспект. Объясню, приведу как бы два логических аргумента, которые по моему опыту здесь уместны. Первое – любое средство самообороны можно эффективно применить в том случае, когда вы умеете с ним обращаться. Очень популярный такой миф, что там шокер достал, ткнул, и все, и проблема решена. Анастасия Семенова: И противник обезврежен. Александр Маркачев: Да, балончик достал, нажал, убежал. Это огромный миф, проверяется это очень легко. И вот на занятиях даже там по взрослой самообороне, когда люди приходят заниматься и поднимается такой вопрос, элементарный тест показывает, что человек даже в состоянии небольшого стресса, зная, что сейчас будет и так далее, очень часто оказывается просто не готов к тому, чтобы воспользоваться этим предметом. Опять же если это не навык, в стрессовой ситуации это не сработает. Второе – ни одно из этих средств не дает стопроцентной гарантии отключения нападающего. Добавьте сюда такой момент, что применяет его ребенок скорее всего против взрослого. Это чисто физически совершенно разный уровень взаимодействия. Маленький ребенок, который пытается где-то там на уровне пояса или коленок ткнуть взрослого шокером – это совершенно не та же ситуация, когда там, к примеру, взрослый в ситуации борьбы достает его из кармана и все-таки сумеет им воспользоваться. Антон Липовский: Ну то есть понятно, то есть это, по сути, просто неэффективно. Александр Маркачев: Это неэффективно без должной отработки. А должная отработка требует времени и практики, практики, практики. Второй момент здесь же… Антон Липовский: А вот по поводу… Александр Маркачев: Сейчас, одну минуту, я второй момент скажу. Оружие самообороны должно быть всегда доступно. Если вы ребенку кладете его в рюкзак, у вас же ребенок не будет ходить по улице, держа в одной руке шокер, в другой балончик. Если он лежит у него в рюкзаке, воспользоваться он им не сможет. Поэтому вы фактически даете это оружие нападающему. Если (неважно, мы говорим про ребенка или про взрослого), если защищающийся пытается использовать какое-то оружие самообороны, не умея им пользоваться, скорее всего, у него его отнимут и используют против него. Поэтому на мой взгляд вот в отношении детей это скорее рискованная практика, чем осмысленная. Анастасия Семенова: Хорошо. Антон Липовский: Да, Александр, а мы можем сейчас хотя бы продемонстрировать? Вы ведь еще инструктор по самообороне ведь, и мы хотим понять, как действовать ребенку, если все-таки ну такая вот неприятность произошла, пусть она будет неладна. Надеемся, что такого не будет. Давайте, я побуду ребенком, если вы не против. Александр Маркачев: Если вы не против побыть ребенком. Антон Липовский: Ну судя по тому, что вы сняли часы, сейчас будет больно. Я готов. Александр Маркачев: Ну я снял часы, потому что больно будет не мне. Антон Липовский: Я понимаю, да. Александр Маркачев: Так, ну смотрите… Антон Липовский: Кто ребенок, давайте определимся? Анастасия Семенова: А можно сразу, наверно, чуть-чуть поближе? Антон Липовский: Давайте. Александр Маркачев: Давайте я объясню, потом вы на мне попробуете это применить. Хорошо? Антон Липовский: Давайте. Александр Маркачев: Смотрите, то, что я показываю детям в рамках самообороны, вот такой некий базовый, скажем, курс, там всего несколько техник по одной простой причине. Я глубоко убежден, что ребенок, даже если это подросток, адекватное физическое противодействие взрослому оказать, ну скажем так, ему это будет очень-очень затруднительно сделать. Анастасия Семенова: Сложно. Антон Липовский: Нужны какие-то секретные приемы. Александр Маркачев: Наоборот. Нужны очевидные приемы. Они должны быть простые, и вот их тоже надо отрабатывать много-много раз. Возьмем типовые ситуации, когда… Если мы про самооборону, уже физическое воздействие, я обычно разделяю – сценарное похищение, то есть я пытаюсь Антона уговорами… Анастасия Семенова: Конфеткой той самой. Александр Маркачев: У Анастасии есть конфетка, пойдемте. Это сценарный некий вариант. То есть я предлагаю Антону по-хорошему, я не хочу привлекать внимание, увести его с собой. Если мы говорим про самооборону, значит, мне это не удалось, значит, я начинаю применять физическую силу. В отношении ребенка, как правило, это достаточно небольшой такой набор действий – это захват за руку, это захват за шею, потому что ребенок ниже взрослого, и очень удобно, если он пытается уйти, просто схватить его за шею и подтащить к себе. И ситуация более сложная, более рискованная, если преступник, скажем так, преисполнен очень серьезного намерения все-таки ребенка похитить, я могу попробовать зажать ему рот, чтобы он не кричал, не привлекал внимания. То есть если никто из окружающих там не отреагировал на первичные какие-то действия, ребенок продолжает кричать, я могу пойти дальше уже для того, чтобы шума было меньше. Опять же, как я уже говорил, как правило, взрослый включается в такую ситуацию. Но вот буквально недавно был звонок, когда рассказывали про похищенную девочку, увы, это уже вопрос к каким-то ну человеческим качествам, ценностям, которые сейчас в обществе ну у нас присутствуют. Поэтому давайте тогда про ситуации – схватил, потащил, схватил за шею, допустим и пытаюсь зажать рот. В том случае, когда я сильно хватаю мальчика Антона за руку… попробуйте вырваться. Антон Липовский: Вырваться? Александр Маркачев: Ну да, вырывайте руку. Антон Липовский: Ну я бы это делал в сторону. Александр Маркачев: Попробуйте. Антон Липовский: Ну это не получается. Соответственно, вверх, да? Александр Маркачев: При этом сейчас спокойно стою, никуда вас не тащу, и даже не оказываю никакого психологического давления. То есть если дальше: «Пошли!!!» Антон Липовский: Ух ты! Александр Маркачев: Видите, вы сразу за мной пошли. Антон Липовский: Как это было резко, даже я испугался, не только мальчик Антон. Анастасия Семенова: Я тоже испугалась. А может мне кричать уже? Александр Маркачев: Вы не пугайтесь. Анастасия Семенова: Почему я сижу и бездействую? Вот, кстати, вопрос. Антон Липовский: Кстати, после эфира поговорим. Александр Маркачев: Для вас это тоже сейчас было стрессовой ситуацией. Вы не ждали того, что произойдет. Я сейчас в общем-то проявил агрессию в отношении Антона, это было прямо рядом с вами, для вас это тоже ситуация ну очень напряженная. Антон Липовский: Так. Александр Маркачев: Вы выдохнули? Антон Липовский: Нормально. Все хорошо. Александр Маркачев: Ну, как видите, вырваться просто так не получается по одной простой причине: если я держу вас достаточно крепко, даже в спокойном состоянии противодействовать мне достаточно сложно. Смотрите, что мы с вами сделаем. Мы сейчас попробуем собрать такую конструкцию, которая позволит вам облегчить выход из этой ситуации. Смотрите, вы сейчас вырывались вот таким образом. То есть основные усилия, которые я развиваю, вот эти пальцы, и вы идете против этого усилия, используя широкую сторону предплечья. Антон Липовский: Ага. Александр Маркачев: Давайте это немножко изменим. Натяните пальцы вперед, как будто вы пытаетесь дотянуться до Анастасии. Антон Липовский: Я понял. Александр Маркачев: И в тот момент, когда натягиваете пальцы, проверните руку винтом таким образом, чтобы напротив самого слабого места моего захвата там, где сходятся пальцы оказалась самая тонкая и самая жесткая часть вашего предплечья. Попробуйте. То есть вот винтом прокрутить руку. Антон Липовский: Вперед? Александр Маркачев: Да. О! Видите? Антон Липовский: Вы начинаете терять контроль. Александр Маркачев: Вы чувствуете, я держу вас крепко, я вам не поддаюсь. Антон Липовский: Это правда, это правда, да. Александр Маркачев: Вот смотрите, вот сейчас Антон уже провернул руку. Попробуйте сейчас уже в этой ситуации руку вытянуть. Антон Липовский: Вытянуть? Александр Маркачев: Да. Вот мы оставим ту позицию, которая возникла. Освободитесь, вырывайте руку. Антон Липовский: А, ну то есть надо, надо… Александр Маркачев: Чувствуете, контроля у меня меньше, правда? Антон Липовский: Да, контроля меньше, но опять же надо-таки понимать, что… Анастасия Семенова: У нас две минутки осталось. Антон Липовский: Да, ребенок гораздо слабее. Александр Маркачев: Да, вот мы про это и говорим. Что мы делаем после этого? Мы используем рычаг. Ваши пальцы натянуты, вы сгибаете руку к себе так, чтобы ваш локоть прошел над моим предплечьем. Таким образом ваша рука будет давить в мой захват, раскрывая кончики пальцев. Попробуем сейчас это сделать. Анастасия Семенова: Ого! Антон Липовский: Использовали рычаг, да, все верно. Александр Маркачев: Так, теперь попробуем собрать все вместе. Вывинчиваете руку и прокручиваете. Попробуйте сделать практически одним движением. Вот, я опять взял, да… Антон Липовский: Вот, я слабый, меня схватили, да? Александр Маркачев: И теперь добавьте разворот корпуса в тот момент, когда вы вырываетесь. Анастасия Семенова: Антон, аккуратно, там стол. Антон Липовский: Да, все хорошо. Студия новая, мы бережем ее. Анастасия Семенова: Ой, а в принципе… Антон Липовский: Все. Александр Маркачев: То есть движение ну еще не отработали, пока вы еще только с ним познакомились. Антон Липовский: Ну почти. Александр Маркачев: Попробуйте. А теперь главное. Антон Липовский: Так? Александр Маркачев: Бегите от меня. Анастасия Семенова: Беги, Антон! Антон Липовский: Куда? Александр Маркачев: И здесь это тоже требует отработки. Ну это там, где физика работает против силы взрослого. По поводу захвата за шею. Анастасия Семенова: Успеем? У нас 50 секунд . Антон Липовский: За 30 секунд успеем? Александр Маркачев: Успеем. Антон Липовский: Давайте. Александр Маркачев: Схватите меня за шею. Что мы делаем? Мы поднимаем руки , потому что вы этой рукой, возможно, будете пытаться меня ударить, и разворачиваемся в сторону большого пальца, то есть к телу нападающего. Антон Липовский: Так? Александр Маркачев: Вы уже меня не держите, я убегаю. Анастасия Семенова: Все. И главное – бегите. Давай, пробуй, Антон. Александр Маркачев: Попробуйте сами. Анастасия Семенова: Антон, раз, два, три. Александр Маркачев: Почему вам было сложно? Вы пошли в другую сторону – там, где 4 пальца, а не один. Разворачивайтесь ко мне, поднимите руку. Анастасия Семенова: Вы продолжайте, а мы… Антон Липовский: Подводи итоги, подводи итоги, мы репетируем. Анастасия Семенова: Александр, давайте подводить итоги. Где больше опасности для детей? На улице – 25%, в интернете – 75. Спасибо вам большое. Мы вернемся завтра, так что берегите детей, не проходите мимо. Антон Липовский: Спасибо вам. Берегите себя и детей. Анастасия Семенова: До завтра.