Александр Мурашкин: Возместить убытки [из-за коммунальной аварии] теоретически можно, но практически очень сложно
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aleksandr-murashkin-vozmestit-ubytki-iz-za-kommunalnoy-avarii-teoreticheski-mozhno-no-prakticheski-ochen-slozhno-74503.html
Антон Липовский: Александр Викторович Мурашкин с нами на связи, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ. Здравствуйте.
Анна Белоглазкина: Здравствуйте.
Александр Мурашкин: Доброе утро.
Антон Липовский: Александр Викторович, давайте начнем с того, что, наверное, все-таки вторым вопросом пересчет коммунальных каких-то историй, а вот для начала. Вот произошла эта ситуация – что вообще, в принципе человеку делать, вот если откинуть панику... ? Понятно, что ситуация большая, масштабная... Вот, например, в Подмосковье тысячи людей остались без тепла, кто-то и без электричества... Как правильно себя вести? Вот с чего надо начинать?
Александр Мурашкин: Ну конечно, обращаться к органам местной власти, потому что самостоятельно в такой ситуации сложно что-то предпринять.
Некоторые зрители говорили о том, что снимают квартиры, в которых тепло, но, к сожалению, не всем доступна у нас такая опция, не у всех достаточно средств, чтобы снять еще квартиру, и где взять столько квартир. Органы местной власти должны организовать пункты временного размещения, где разместить людей, обеспечить их горячим питанием и теплом на время устранения вот таких вот коммунальных эксцессов. Я вижу только такой выход, потому что самостоятельно людям, конечно, победить такую беду очень сложно.
Антон Липовский: На что люди имеют право вот в такой ситуации? Вот Анна, например, рядом сидит и говорит, что она бы дико замерзла в такой квартире... Потому что некоторые писали, мы видели, в разных причем регионах, что температура падала чуть ли не ниже +5 градусов, т. е. фактически уже ближе к нулю опускалась температура.
Анна Белоглазкина: То есть возможны ли какие-то компенсации за те траты, которые люди понесут из-за этой ситуации?
Александр Мурашкин: Прямо законодательством предусмотрен только перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги, но мы понимаем, что этот перерасчет минимальный, конечно, затраты людей он не покроет. Все остальное можно только в претензионно-исковом порядке, через суд, если реально какие-то убытки человек понес, компенсировать за счет лиц, которые ответственны за обеспечение коммунальным ресурсом.
Поймите, это тоже все достаточно сложно технически, т. е. чтобы этот убыток компенсировать через суд, его нужно правильным образом зафиксировать. Люди в стрессовой ситуации, они мерзнут, им не до юридической фиксации вот каких-то фактов. Поэтому тут вопрос такой: теоретически – можно, практически – очень сложно.
Антон Липовский: Давайте, может быть, какую-то короткую методичку все-таки, Александр, людям составим, если это возможно, как быть в такой ситуации. Потому что у кого-то же не только, повторюсь, пропало отопление, у кого-то еще и электричество куда-то делось, там были проблемы на электроподстанциях, причем в разных регионах, и у кого-то из-за скачков, например, напряжения вообще и техника погорела.
Как это все фиксировать? Как правильно куда подавать?
Александр Мурашкин: В первую очередь, безусловно, нужно зафиксировать сам факт, потому что многие люди представляют себе, что раз это показывают по телевизору, значит, этот факт общеизвестен, – нет, конечно. То есть нужно обратиться в диспетчерскую службу с заявкой. Заявка будет как раз фактом фиксации того, что произошло: отключили электроэнергию – фиксируем, что отсутствует электроэнергия; отключили отопление – фиксируем, что отсутствует отопление.
Дальше нужно зафиксировать, если что-то вышло из строя в связи с отключением этим, т. е. вызвать представителя управляющей компании, чтобы они составили соответствующий акт, в котором будет отражено, что вот не работает то-то, то-то, то-то.
Дальше, конечно, если это какая-то бытовая техника, что-то из имущества пострадало, нужно будет производить оценку. Эксперт должен будет установить взаимосвязь отключения электроэнергии, отопления с выходом из строя бытовых приборов, потому что помимо реально пострадавших людей появятся и люди, желающие за счет управляющей компании отремонтировать давно вышедшую из строя бытовую технику. Поэтому, конечно, если дело доходит до суда, до эксперт должен установить взаимосвязь между происшествиями, между отключением электроэнергии и отопления и выходом из строя каких-то приборов.
Вот этого будет вполне достаточно для того, чтобы потом требовать возмещения причиненных убытков с ответственных лиц.
Антон Липовский: Понятно.
А если это, как мы говорили, дачные поселки? Вот серия обращений из Подмосковья: там, собственно, из-за того, что один электрогенератор сгорел, потом другой, начали подключать резервный, из-за скачков электроэнергии в итоге сгорели котлы, пишут, сгорела различная дорогостоящая техника... Там же нет управляющей компании. Куда в таком случае обращаться?
Александр Мурашкин: Смотрите, в любом коттеджном поселке, в любом дачном поселке есть тоже своя администрация в лице председателя, например, правления...
Антон Липовский: Вот туда [обращаться].
Александр Мурашкин: ...который уполномочен будет составить акт и выдать соответствующую справку. Так что тут тоже есть должностные лица.
Антон Липовский: Да, хорошо, Александр.
И я не могу не задать вопрос: пишут, что испорчено настроение на все праздники, проверку зимой не прошли... Это лишь некоторая часть комментариев, которые приличные... Скажите, вот кто-то пишет: «Кто нам возместит тот моральный ущерб?» А вообще, это возможно? Вот сотни тысяч людей сейчас возьмут и подадут иск в суд – это вообще возможно?
Александр Мурашкин: Если решение проблемы с компенсацией будет уже в суде происходить, то, конечно, можно заявить требование о возмещении морального вреда, а там уже на усмотрение суда. Если суд усмотрит, что моральный вред был причинен, то, конечно, да.
У нас эти взаимоотношения регламентируются в т. ч. законом «О защите прав потребителей», который предусматривает, что при нарушении прав потребителя потребитель вправе заявлять требование о возмещении морального вреда. Поэтому это вполне реально.
Другое дело, что наши суды присуждают компенсацию морального вреда в очень незначительных размерах, поэтому насколько это исправит новогоднее настроение, сложно сказать.
Антон Липовский: Хорошо, спасибо.
Анна Белоглазкина: Александр, ну вот еще раз у нас зашла тема с телезрительницей об этом: вот в ванной, она говорит, холодно из-за того, что вот этот технический короб (как это правильно называется), из него, собственно, дует, несмотря на то что полотенцесушители горячие, вроде бы все хорошо с отоплением в квартире. Что делать в такой ситуации? Можно ли как-то сделать, или просто ждать весны?
Антон Липовский: Технический шкаф.
Александр Мурашкин: Смотрите, жители все правильно сделали, обратившись в управляющую компанию. Конечно, нужно обращаться письменно, и, конечно, можно еще обратиться и в вышестоящие инстанции, например, в жилищную инспекцию, для того чтобы они осуществляли контроль над тем, как же управляющая компания, какие меры она предпринимает.
Но тут вопрос сложный технически. Я думаю, что может быть такая ситуация, что это ошибки в проектировании, и, к сожалению, управляющая компания за счет средств текущего ремонта может и не исправить сложившуюся ситуацию. Это, возможно, нужны какие-то технические решения дорогостоящие, тут сложный вопрос.
Но обратиться в вышестоящие инстанции совершенно не помешает, чтобы управляющая компания не просто на произвол это все бросила, а чтобы за ней, за ее действиями был контроль со стороны вышестоящих органов.
Антон Липовский: Да, но для этого нужно все-таки письменный ответ получить, чтобы идти с ним уже дальше. Хорошо.
Александр Мурашкин, юрист по вопросам ЖКХ, председатель ТСЖ, с нами был на связи. Спасибо большое, Александр!
Александр Мурашкин: Возместить убытки [из-за коммунальной аварии] теоретически можно, но практически очень сложно