Александр Осипов: Самое главное сейчас – это подумать над тем, как можно улучшить инфраструктуру для электросамокатчиков, обучить их культуре вождения
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aleksandr-osipov-samoe-glavnoe-seychas-eto-podumat-nad-tem-kak-mozhno-uluchshit-infrastrukturu-dlya-elektrosamokatchikov-obuchit-ih-kulture-vozhdeniya-67818.html
Мария Карпова: Александр Осипов с нами на связи, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член Экспертного совета Комитета по транспорту и строительству Госдумы Российской Федерации. Здравствуйте, Александр!
Александр Осипов: Здравствуйте.
Мария Карпова: Александр, кажется, что новые правила окончательно определили место этих самых средств индивидуальной мобильности в нашей жизни. Насколько эти новые правила полноценны и чего в них, может быть, не хватает все-таки?
Александр Осипов: Ну, я думаю, что время покажет, насколько они полноценны, потому что все-таки это первый опыт для нас. В любом случае, самое главное, что произошло, – это что все самокаты и моноколеса теперь называются одним словом, это средства индивидуальной мобильности, это то, что все очень долго ждали. Проблема была в том, что люди часто не понимали, кто они на проезжей части, на тротуаре или еще где-либо, постоянно спрашивали: «Кем мы сегодня должны считать?»
Сейчас они могут себя считать водителями средств индивидуальной мобильности, у них есть ограничение максимальной скорости, у них есть те зоны, по которым они могут передвигаться, все прописано в ПДД. Я думаю, это прекрасное начало, а дальше посмотрим, как это будет развиваться. Вот будет сейчас первый год, первый сезон начинается, прокатные самокаты выходят, люди расчехляют свои личные самокаты, и посмотрим, как это будет влиять на статистику.
Мария Карпова: В прошлом году, практически ровно год назад мы говорили о том, что не хватает инфраструктуры, ну что ее вообще особо нет. Тут ситуация как-то изменилась? Потому что, конечно, правила – это замечательно, замечательно знать, что ты должен кататься только на велодорожке, но если ее нигде нет...
Александр Осипов: Правильно вы говорите, да, с инфраструктурой проблемы, это известная проблема многих городов, потому что города не планировалось строить с большим количеством велодорожек под самокаты, потому что не было вообще такого понятия. Но самое главное – это, конечно, инфраструктура сейчас. Понятное дело, что людям неудобно ездить по тротуарам, они не хотят никому мешать, но выбора у них нет. То есть, если ты едешь по тротуару, ты мешаешь пешеходам; если ты едешь по проезжей части, ты мешаешь автомобилистам.
Но самое главное – это сейчас подумать над тем, как можно улучшить эту инфраструктуру, обучить культуре вождения. Потому что 120 лет назад на мощеных улицах города начали появляться первые автомобиля и от них шарахались лошади в испуге, а прохожие в них кидали камнями из-за страха; 50 лет спустя весь мир ездит на авто по дорогам и автострадам. Я думаю, что с самокатами этот путь можно пройти за 5 лет. Поэтому посмотрим, как будет развиваться.
Мария Карпова: В Париже уже запретили... Мне кажется, что есть, судя по нашему СМС-порталу, если сейчас у нас тоже провести голосование в Москве, я тоже думаю, что 90% выскажутся за то, чтобы все-таки запретить аренду электросамокатов. У нас возможно что-то такое? Идем ли мы медленно, но верно к тому, что все-таки хотя бы ту же самую аренду запретят?
Александр Осипов: Мы идем как раз по другому пути. У нас запрещают гражданские самокаты, если можно их так назвать, а шеринг, наоборот, получает бо́льшую поддержку.
Ну вот по поводу Парижа я хотел бы уточнить один момент. Там очень странное решение принято голосованием, потому что проголосовало всего 10% электората.
Мария Карпова: А-а-а...
Александр Осипов: И из них только 10% – это жители города. То есть получается, что 9–10% решили за всех. Разумеется, что на такое голосование придут только самые неравнодушные. Не знаю, как можно этот референдум будет потом рассматривать, насколько он вообще релевантный...
Ну и потом, у мэра Парижа очень плохо получалось с регулированием этих электросамокатов прокатных, она вводила очень жесткие меры по отношению к этим самым операторам, при этом реальной инфраструктуры и работы со стороны города не было никакой: ни парковок, ни разметки, ни велодорожек, ни обучения какой-то культуре вождения – все было на плечах оператора. Поэтому можно понять результаты этого голосования, с одной стороны.
Но есть обратный пример. Например, Лондон там или Германия, они запретили вообще все частные самокаты, оставили только шеринг и пока ничего не хотят менять.
Петр Кузнецов: Александр, сообщение от телезрителя, не так много времени у нас остается, рассмотрим на конкретном примере: «Мою маму сбил самокат. Никто ни за что не отвечает. Была даже операция, человек до сих пор не пришел в норму». Скажите, пожалуйста, как сейчас? Мы научились разбирать такие случаи?
Александр Осипов: Ну, сейчас есть понятие «средства индивидуальной мобильности», как я говорил, и сейчас ведется работа по изменению Административного кодекса. Но в любом случае это все предмет разбирательств ГИБДД или полиции. Потому что даже если вас на улице собьет не самокат, а велосипед или человек, который бежит на утренней пробежке, это будет то же самое.
Петр Кузнецов: Ну, это же совсем другая скорость, согласитесь, все-таки велосипед, а уж тем более бегущий человек, если сравнивать с электросамокатом...
Александр Осипов: Нет-нет, велосипед прекрасно может ехать 25 километров в час, человек может бежать 20 километров в час тоже без особых проблем, если он подготовлен, поэтому...
Петр Кузнецов: Велосипед все равно тщательнее контролируем тем, кто на нем ездит все-таки, это не...
Александр Осипов: По поводу велосипедов коротенькое.
Петр Кузнецов: Да, очень коротко.
Александр Осипов: Чтобы не демонизировали самокаты, достаточно просто воспользоваться открытой информацией, зайти на сайт ГИБДД, он размещает каждый год статистику ДТП, и по ней выходит, что самокаты – это самый безопасный вид транспорта в России.
Петр Кузнецов: Не факт, что все фиксируют просто... Да, спасибо.
Мария Карпова: Спасибо большое! Александр Осипов был с нами на связи, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России».
Итоги опроса быстренько подводим: «Мешают ли вам электросамокаты?» – «да» 88%, почти 90%. Практически живем как в Париже.
Петр Кузнецов: Да, скоро будем голосовать тоже. Спасибо.
Мария Карпова: Увидимся через пару минут.
Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами.
Александр Осипов: Самое главное сейчас – это подумать над тем, как можно улучшить инфраструктуру для электросамокатчиков, обучить их культуре вождения