Мария Карпова: Александр Осипов с нами на связи, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России», член Экспертного совета Комитета по транспорту и строительству Госдумы Российской Федерации. Здравствуйте, Александр! Александр Осипов: Здравствуйте. Мария Карпова: Александр, кажется, что новые правила окончательно определили место этих самых средств индивидуальной мобильности в нашей жизни. Насколько эти новые правила полноценны и чего в них, может быть, не хватает все-таки? Александр Осипов: Ну, я думаю, что время покажет, насколько они полноценны, потому что все-таки это первый опыт для нас. В любом случае, самое главное, что произошло, – это что все самокаты и моноколеса теперь называются одним словом, это средства индивидуальной мобильности, это то, что все очень долго ждали. Проблема была в том, что люди часто не понимали, кто они на проезжей части, на тротуаре или еще где-либо, постоянно спрашивали: «Кем мы сегодня должны считать?» Сейчас они могут себя считать водителями средств индивидуальной мобильности, у них есть ограничение максимальной скорости, у них есть те зоны, по которым они могут передвигаться, все прописано в ПДД. Я думаю, это прекрасное начало, а дальше посмотрим, как это будет развиваться. Вот будет сейчас первый год, первый сезон начинается, прокатные самокаты выходят, люди расчехляют свои личные самокаты, и посмотрим, как это будет влиять на статистику. Мария Карпова: В прошлом году, практически ровно год назад мы говорили о том, что не хватает инфраструктуры, ну что ее вообще особо нет. Тут ситуация как-то изменилась? Потому что, конечно, правила – это замечательно, замечательно знать, что ты должен кататься только на велодорожке, но если ее нигде нет... Александр Осипов: Правильно вы говорите, да, с инфраструктурой проблемы, это известная проблема многих городов, потому что города не планировалось строить с большим количеством велодорожек под самокаты, потому что не было вообще такого понятия. Но самое главное – это, конечно, инфраструктура сейчас. Понятное дело, что людям неудобно ездить по тротуарам, они не хотят никому мешать, но выбора у них нет. То есть, если ты едешь по тротуару, ты мешаешь пешеходам; если ты едешь по проезжей части, ты мешаешь автомобилистам. Но самое главное – это сейчас подумать над тем, как можно улучшить эту инфраструктуру, обучить культуре вождения. Потому что 120 лет назад на мощеных улицах города начали появляться первые автомобиля и от них шарахались лошади в испуге, а прохожие в них кидали камнями из-за страха; 50 лет спустя весь мир ездит на авто по дорогам и автострадам. Я думаю, что с самокатами этот путь можно пройти за 5 лет. Поэтому посмотрим, как будет развиваться. Мария Карпова: В Париже уже запретили... Мне кажется, что есть, судя по нашему СМС-порталу, если сейчас у нас тоже провести голосование в Москве, я тоже думаю, что 90% выскажутся за то, чтобы все-таки запретить аренду электросамокатов. У нас возможно что-то такое? Идем ли мы медленно, но верно к тому, что все-таки хотя бы ту же самую аренду запретят? Александр Осипов: Мы идем как раз по другому пути. У нас запрещают гражданские самокаты, если можно их так назвать, а шеринг, наоборот, получает бо́льшую поддержку. Ну вот по поводу Парижа я хотел бы уточнить один момент. Там очень странное решение принято голосованием, потому что проголосовало всего 10% электората. Мария Карпова: А-а-а... Александр Осипов: И из них только 10% – это жители города. То есть получается, что 9–10% решили за всех. Разумеется, что на такое голосование придут только самые неравнодушные. Не знаю, как можно этот референдум будет потом рассматривать, насколько он вообще релевантный... Ну и потом, у мэра Парижа очень плохо получалось с регулированием этих электросамокатов прокатных, она вводила очень жесткие меры по отношению к этим самым операторам, при этом реальной инфраструктуры и работы со стороны города не было никакой: ни парковок, ни разметки, ни велодорожек, ни обучения какой-то культуре вождения – все было на плечах оператора. Поэтому можно понять результаты этого голосования, с одной стороны. Но есть обратный пример. Например, Лондон там или Германия, они запретили вообще все частные самокаты, оставили только шеринг и пока ничего не хотят менять. Петр Кузнецов: Александр, сообщение от телезрителя, не так много времени у нас остается, рассмотрим на конкретном примере: «Мою маму сбил самокат. Никто ни за что не отвечает. Была даже операция, человек до сих пор не пришел в норму». Скажите, пожалуйста, как сейчас? Мы научились разбирать такие случаи? Александр Осипов: Ну, сейчас есть понятие «средства индивидуальной мобильности», как я говорил, и сейчас ведется работа по изменению Административного кодекса. Но в любом случае это все предмет разбирательств ГИБДД или полиции. Потому что даже если вас на улице собьет не самокат, а велосипед или человек, который бежит на утренней пробежке, это будет то же самое. Петр Кузнецов: Ну, это же совсем другая скорость, согласитесь, все-таки велосипед, а уж тем более бегущий человек, если сравнивать с электросамокатом... Александр Осипов: Нет-нет, велосипед прекрасно может ехать 25 километров в час, человек может бежать 20 километров в час тоже без особых проблем, если он подготовлен, поэтому... Петр Кузнецов: Велосипед все равно тщательнее контролируем тем, кто на нем ездит все-таки, это не... Александр Осипов: По поводу велосипедов коротенькое. Петр Кузнецов: Да, очень коротко. Александр Осипов: Чтобы не демонизировали самокаты, достаточно просто воспользоваться открытой информацией, зайти на сайт ГИБДД, он размещает каждый год статистику ДТП, и по ней выходит, что самокаты – это самый безопасный вид транспорта в России. Петр Кузнецов: Не факт, что все фиксируют просто... Да, спасибо. Мария Карпова: Спасибо большое! Александр Осипов был с нами на связи, руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России». Итоги опроса быстренько подводим: «Мешают ли вам электросамокаты?» – «да» 88%, почти 90%. Практически живем как в Париже. Петр Кузнецов: Да, скоро будем голосовать тоже. Спасибо. Мария Карпова: Увидимся через пару минут. Петр Кузнецов: Оставайтесь с нами.