Антон Липовский: С нами на связи наш эксперт, как и обещали, Александр Поняев, начальник юридического отдела ГБУ «Жилищник» района Преображенское город Москва. Александр, здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Александр Поняев: Да, здравствуйте! Анастасия Семенова: Александр, вот у меня сразу такой вопрос. Вот из Москвы прислали сообщение: «В квитанции ЖКУ ежемесячно приходит содержание и ремонт 1175 рублей 89 копеек. Это с каждой квартиры. Какая сумма набегает каждый месяц? Это ремонт на что? Ведь никакого ремонта не делают. Куда уходят эти деньги и их остатки?». Александр Поняев: Ну, смотрите, данная услуга, она всегда тратится на ежегодную программу ремонта подъездов. То есть у нас каждый год в каждом районе проводится программа по ремонту приблизительно 50% подъездов в жилых домах. И содержание, насколько я знаю, оно вот сейчас, по Постановлению от 14 ноября, не будет повышаться данная услуга. Данная услуга будет повышена только с 1 января. Там, где-то будет повышение приблизительно тоже на 8-9%. Анастасия Семенова: Да, уважаемые телезрители, мы сейчас говорим именно о Москве. Правильно? Ну, чтобы нас правильно поняли. Александр Поняев: Да, да. Нет, если говорить про содержание, про повышение на содержание и ремонт, это будет по всей России вот с 1 января. Антон Липовский: А, то есть это в любом случае? Скажите, ну вот давайте, у нас большое количество вопросов от наших телезрителей, которые уже успели посмотреть минут этого эфира. И вот у меня сразу три сообщения подряд, например, про мусор, необоснованно дорогой мусор, причем, и в Бурятии, и, по-моему, в Костромской, что ли, области. Сейчас про все не скажу, сейчас сообщения уже перепутались. Скажите, вот, например, тот же мусор. Откуда такие цены? От 400 рублей и дороже, там, по 600, по 700 рублей люди платят. Это как? Александр Поняев: Такая проблема возникла, опять же, из-за введенных санкций. Потому что сейчас нужно модернизировать автопарки, так как, к примеру, в Москве с этого года был создан общий региональный оператор, группа «Техпром». Им передали автопарк всех региональных, которые раньше были мусоровывозящие компании, и естественно, машинам со временем нужно проводить амортизацию. Поэтому из-за этого происходит повышение на вывоз мусора. Также на создание новых площадок по скоплению мусора, по модернизации перерабатывающих заводов. То есть из-за того, что все постоянно модернизируется, все развивается, чтобы было бесперебойное качество коммунальных услуг, из-за этого, к сожалению, приходится повышать, индексировать стоимость. Антон Липовский: Так получается, что и от услуги отказаться нельзя, потому что просто мусор не будет вывозиться, и цены постоянно растут. При этом, смотрите, какая ситуация: в одной из квартир никто не проживает. Написали, в одной квартире живут, вторая, соответственно, сейчас пустует у людей в собственности. Пишут, что писали заявление в организацию о том, что, видимо, никто не живет, насколько я подозреваю. И в итоге раньше это работало, а сейчас что пишут письма, что не пишут письма, платят за две квартиры. Хотя во второй квартире никто ничего не производит. Ну, это, я так понимаю, нарушение прав, да? Здесь, в данной ситуации. Александр Поняев: Да, да, конечно, это нарушение. Единственное, что могу посоветовать, если, ну, во-первых, там нужно каждые шесть месяцев повторно писать заявление. И если управляющая организация данную жалобу, точнее, данное заявление не рассматривает, никак не реагирует, то могу предложить, в первую очередь, обратиться в органы государственного жилищного контроля по территории субъекта, чтобы они эту жалобу рассмотрели. И уже с управляющей компании вышли, рассмотрели, почему не происходит ответа на заявление. Ну и стандартно, можно обратиться в прокуратуру, если в течение 30 дней ответ не был дан, так как это нарушение законного обращения. Анастасия Семенова: А должны ли мы, как, ну, не квартиросъемщики, а собственники квартир, предупреждать свою управляющую компанию, допустим, вот ты на три месяца, на лето уехал в деревню. Ты должен их ставить в известность, что тебя три месяца не будет? Или нет? Александр Поняев: Да, конечно, вы заранее, вы можете либо заранее прийти, написать заявление о том, что вас не будет, и приложить подтверждающие документы. Либо вы можете уже после того, как пробыли, там, в отпуске, в командировке, на даче, принести подтверждающие документы в управляющую компанию, и вам, если мы, например, говорим про мусор, то, если не ошибаюсь, сейчас по новому распоряжению за последние 6 месяцев вам могут сделать перерасчет. Антон Липовский: Вот. Это вот как раз сразу на два-три сообщения мы сейчас с вами ответили. Александр! Анастасия Семенова: Да, вот такой еще вопрос, извини. Московская область, Русский район, Тучково. «56 квадратных метров квартира, а коммуналку плачу от 9 до 10 тысяч. Но отопление и зима, и лето 2 900 рублей. Почему?». Многие, кстати, спрашивают, почему это? За отопление-то… Антон Липовский: Да, Александр, что с отоплением-то, правда? Столько вопросов. Как считаете, вообще насколько это? Почему вообще складываются такие платежки? Давайте объясним сначала. Там и зимой, и летом, пишут, что одно и то же. Как это так? Александр Поняев: Да, там получается. Как формируется платеж за отопление? Анастасия Семенова: Вот. Александр Поняев: У вас, к примеру, включается отопление где-то в середине сентября и длится, ну, скажем, условно, до конца марта. Вот за этот промежуток если будут выставлять квитанции вам только за этот промежуток времени, квитанция вам будет составлять достаточно крупную сумму. Анастасия Семенова: Ну, около пяти тысяч, да. Александр Поняев: От 15, да, там за одну только услугу будут выставлять по 8, по 10 тысяч, отопление. И так, чтобы не было финансовой нагрузки на жителей, эта услуга разбита на весь год. Антон Липовский: То есть это нормально, да? Нормальная процедура? Анастасия Семенова: Да, то есть все просто пишут, чтобы люди знали. Александр Поняев: Да, да, конечно. Там еще, там, смотрите, какая ситуация еще. Мы, когда платим за отопление, мы платим за предыдущий год. То есть мы не платим вперед. Вот сейчас, к примеру, мы оплачиваем отопление, которое у нас было в 2021-м году. Из-за того, что, к примеру, на территории Москвы достаточно рано включили отопление, из-за этого квитанции стали, скажем, повышенными. Анастасия Семенова: Чуть-чуть дороже. Александр Поняев: Да, да, стали чуть дороже, производился перерасчет. Если же зима плановая, где-то в начале октября включают отопление, и оно где-то длится до начала марта, то тогда и платеж, соответственно, будет меньше. Антон Липовский: Хорошо. Но, скажите… Анастасия Семенова: Про счетчики. Антон Липовский: Надо сейчас про счетчики поговорить, но тему отопления давайте закроем. Пишут, что больше 4 тысяч платят за какие-то совершенно небольшие квадратные метры, до 50 квадратов, в частности. И при этом не получают нормальные, качественные услуги, дома достаточно холодно. То есть люди и деньги платят немалые, и дома холодно. Я так понимаю, это надо в управляющую компанию идти? И дальше по каким-то инстанциям? Анастасия Семенова: Или дело в батареях? Александр Поняев: Да, надо сначала замерить, какой температурный режим, потому что, может быть, там по закону, по 354 постановлению должно быть в квартире 18 градусов. Для угловой квартиры это 20 градусов. Если же данная температура в квартире не соответствует во время отопительного сезона, тогда да, можно обращаться с жалобой в управляющую организацию. Они уже выйдут, посмотрят, возможно, произошло завоздушивание в инженерных сетях. Тогда они сделают прочистку, и все наладится. Опять же, они будут смотреть, может быть, это проблема со стороны поставщика данной услуги. И там уже надо будет разбираться с ними. Антон Липовский: То есть главный посыл – не сидеть на месте, не сидеть, сложа руки, надо обязательно обращаться, решать проблему, чтобы не платить за воздух. Давайте разбираться с теми самыми злосчастными… Анастасия Семенова: Электричеством, счетчиками Антон Липовский: Да, счетчиками. Пишут, нас поправляют, что мы не так назвали, там, не однофазные… Анастасия Семенова: Ну, оговорились, да. Антон Липовский: А многотарифные, и так далее. Давайте поймем, какие счетчики надо использовать, это, во-первых, а во-вторых… Анастасия Семенова: Что выгоднее, чтобы экономить? Антон Липовский: Да. Пишут, что ЖКХ очень хитро научились закладывать в свои тарифы изначально завышенные цифры. Пишут нам в сообщениях. Как вы это прокомментируете? Александр Поняев: Ну тарифы, в принципе, всегда были с учетом инфляции, их всегда индексировали. А также они никогда не были завышенными, то есть, если даже, к примеру, в Москве, если мы говорим про Москву, то есть возможность, есть 10% суммарного дохода гражданина уходят на оплату коммуналки, он имеет право обратиться в центр Госуслуг «Мои документы» с заявлением, чтобы ему назначили субсидию. Антон Липовский: Интересно. Александр Поняев: Для помощи оплаты коммунальных услуг. Если же, касаемо вопроса по поводу счетчиков, то я так понимаю, раз вы говорите про однотарифные, фазные, это про электросчетчики. Анастасия Семенова: Да, про электричество. Антон Липовский: Да, конечно. Александр Поняев: Да. Там, смотрите, какая ситуация. В квартирах, в многоквартирных домах всегда используются однофазные счетчики. Потому что двух- и трехфазные, они используются в административных и промышленных зданиях. Ну, конечно, житель может установить себе, если, к примеру, у него нет нулевого провода, тогда он может устанавливать двух-, трехфазные счетчики. Но в Москве, к примеру, такого нет. У нас все счетчики однофазные стоят. А однофазные счетчики уже разделяются на однотарифные, двухтарифные и многотарифные. Антон Липовский: Что вы посоветуете, Александр, учитывая нынешние реалии? Анастасия Семенова: И если ты работаешь весь день, и дома находишься только вечером? И утром. Александр Поняев: Если у вас получается, что, к примеру, с 7 до 10 и с 17 до 21 вы не пользуетесь большим количеством электроприборов, и у вас минимальный расход в этот промежуток времени электричества, то лучше, конечно, ставить, в соответствии с измененными тарифами, многотарифный счетчик. Потому что тогда у вас где-то будет 7 рублей в полупик уходить, и 2-3 рубля в ночное время. Если же вы работаете, ну, пользуетесь в пиковые часы, с 7 до 10, то тогда лучше ставить двухтарифные счетчики, потому что они где-то 7 рублей 80 копеек будут в дневное время, то есть это с 7 до 23, и в ночное… Антон Липовский: Ну, понятно, разное время, в разное время вашей активности соответствует, да, разная тарификация идет. Ну, я так понимаю, что здесь тоже нет единого мнения. Надо смотреть по своему режиму дня, правильно я понимаю? Александр Поняев: Да, лучше смотреть. Если, конечно, вы все время дома находитесь, и у вас 24/7 электричество используется, то, конечно, тогда однотарифный счетчик нужно поставить. Антон Липовский: Ну понятно. Здесь в любом случае надо консультироваться с экспертами. Хорошо. Александр, ну и короткий самый вопрос в завершение нашей беседы. Вы, собственно, сами-то считаете, не переплачивают ли сейчас россияне? Вот пишут нам сообщения, очень много, что переплачивают. Вы считаете, что не дороговато ли столько платить? Александр Поняев: Нет, знаете, на самом деле, с учетом реалий и того, насколько начали модернизировать систему ЖКХ. Потому что, к примеру, если мы посмотрим, в Москве на протяжении всего лета производились замены как теплотрасс, так и энергосетей, то в целом не переплачиваем. Потому что в 2023-м году, к примеру, не будет больше индексации. Следующая индексация будет только 1 июля 2024-го года. Таким образом, сейчас вот 9%, можно сказать, мы сразу же захватываем полтора года вперед. И уже в 2024-м году, там, с учетом инфляции и индексации заработных плат, как тратили, столько и будет тратиться в итоге. Анастасия Семенова: А еще такой вопрос. Вот говорили, что по всей России не больше 9%, да, будут подниматься все тарифы. Но вот Екатеринбург пишет: «Дневной тариф электроэнергии был 5 рублей 44 копейки, стал 7 рублей 36 копеек. Где обещанные 9%?». Вот куда обращаться? Александр Поняев: Да, смотрите, как раз вот в этом проблема. Очень многих ввели в заблуждение неправильной трактовкой данного постановления. На самом деле, предельный план в 9%, то, что определили, он определен только для услуг: отопление, вода, водоотведение, обращение с мусором и газ. А на электроэнергию, по постановлению, предельная индексация установлена в 11,5%. Антон Липовский: Ах вот оно что! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Да, у нас просто очень мало времени, да. Антон Липовский: Да, спасибо, Александр! Александр Поняев с нами был на связи, начальник юридического отдела ГБУ «Жилищник» района Преображенское, город Москва. Спасибо большое! В общем, что можно сказать? Вывод такой: внимательно изучайте документы, смотрите, какие счетчики вам подходят, соответственно. Можно применять те самые советы, которые мы сегодня также здесь перечислили. Анастасия Семенова: Вроде бы банальные, но… Антон Липовский: Да, которые помогут также экономить. Ну и давай подводить итоги. Анастасия Семенова: Вы переплачиваете за жилищно-коммунальные услуги? И «да» ответили 95%, «нет» только 5%. Вот такие вот у нас результаты. Вернемся в следующем часе.