Александр Рыжков: Есть горожане, зависимые от автомобиля. Это люди с высоким уровнем дохода либо те, кто много ездит. Их с автомобиля никак не пересадить
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aleksandr-ryzhkov-est-gorozhane-zavisimye-ot-avtomobilya-eto-lyudi-s-vysokim-urovnem-dohoda-libo-te-kto-mnogo-ezdit-ih-s-avtomobilya-nikak-ne-peresadit-69466.html
Антон Липовский: Собственно, посмотрели мы про железные дороги, возвращаемся к тому, что сегодня с общественным транспортом в ваших регионах. Вы можете звонить. У нас сейчас на связи эксперт, которого мы анонсировали, ему также можно задавать вопросы или о чем-то рассказать, а он прокомментирует, – Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.
Мария Карпова: Здравствуйте, Александр.
Антон Липовский: Мы вас приветствуем.
Александр Рыжков: Доброе утро.
Антон Липовский: Ну вот расскажите, мы все-таки можем об этой тенденции говорить, которая сейчас во всех развитых странах, как раз-таки о пересадке на общественный транспорт?
Александр Рыжков: Вообще, сейчас у нас происходит такой бум, реформа общественного транспорта. У нас с 2015 года и менялось законодательство в лучшую сторону, и многие города очень такие хорошие инициативы проводят по транспорту.
Вот вы, например, показывали в сюжете Новокузнецк. Новокузнецк в 2020 году провел транспортную реформу, т. е., по сути, там заменили все маршрутки на такой классический, современный общественный транспорт. Он весь сейчас более-менее новый и работает по таким стандартным правилам общественного транспорта с современными билетами и т. д., то есть вполне хорошего уровня.
Антон Липовский: Александр, мы же, собственно, обновляем транспорт, собираем информацию у жителей, для того чтобы как-то оптимизировать маршруты. Но при этом мы видим, транспорт стоит в тех же пробках в малых городах, где нет выделенных полос. А в чем логика, спрашивают телезрители и я вот, например, тоже, ведь это же не разгружает город, а просто обновление получается транспорта?
Александр Рыжков: Согласен. Здесь нужно смотреть на разные стороны.
Вот у вас, в частности, опрос проходит, где показано, кто пользуется общественным транспортом, кто скорее нет. Вот примерно в такой пропорции в принципе и разделяются потоки горожан: кто-то пользуется скорее общественным транспортом, кто-то автомобилем, кто-то ходит пешком. И конечно же, все эти меры должны быть направлены на то, чтобы общественный транспорт стал более востребованным и популярным. Если он будет быстрее, надежнее, удобнее, качественнее и т. д., то мы привлечем больше пассажиров.
Вообще, в принципе считается, что есть такие три группы пассажиров. Вот есть одни горожане, это те, которые, грубо говоря, зависимы от автомобиля, т. е. это либо люди с высоким уровнем дохода, либо те, которые много ездят и т. д., – вот их с автомобилей никак не пересадить.
Есть люди, наоборот, которые зависимы от общественного транспорта, ну вот если так совсем прямо сказать, т. е. это студенты, школьники, пожилые люди, люди без автомобиля.
Но между ними есть очень большая прослойка людей, кого можно привлечь с автомобильных поездок, т. е. им в принципе если обеспечить хороший уровень качества общественного транспорта, то мы их привлечем и пересадим с автомобиля.
Мария Карпова: Я предлагаю выслушать звонок от нашей телезрительницы вместе с нашим экспертом, Ольга из Самары дозвонилась. Ольга, здравствуйте.
Зритель:Your conversation will be continued...
Мария Карпова: Либо это Ольга...
Антон Липовский: Это была точно не Ольга.
Мария Карпова: ...но почему-то на иностранном, либо это была не Ольга... Не можем, да, сейчас связаться? Да, Ольга, к сожалению, не на связи с нами.
Антон Липовский: Да, к сожалению, сейчас что-то случилось со звонком.
Александр, в любом случае мы не можем не спросить, что мы должны сделать, какие шаги предпринять. Вот кто-то говорит о том, что в Мурманске, например, классно сейчас развита система общественного транспорта, а где-то вот звонят и пишут: «Купили проездной билет, ходит старый транспорт не по тем графикам, маршруты неудобные, уже устарели». Соответственно, как мы можем разные группы населения пересадить? Особенно те, которые привыкли к комфорту, например. Это реально?
Александр Рыжков: Это очень большая работа на самом деле по различным группам мероприятий. Конечно же, может быть, нам не нравится какое-то раздутие штата городских администраций, но в первую очередь надо, конечно, начинать, чтобы в составе местных властей или региональных властей были действительно люди, кто способны этим заниматься и эти задачи выполнять. Чтобы общественный транспорт работал хорошо, нужно, чтобы на местном уровне были квалифицированные люди и большая команда, кто этим занимается.
А так в принципе мероприятия различны. Вот есть мероприятия, связанные с подвижным составом, да, обновление; есть мероприятия, связанные с инфраструктурой, т. е. это обновление остановок, выделенные полосы, обновление трамвайных линий. Есть мероприятия организационные, когда с перевозчиками меняют схему отношений, переходят на более строгие схемы, на контракты в настоящий момент. Тогда перевозчик уже не может, грубо говоря, выставить маршрутку туда, а должен выставить такой качественный общественный транспорт. Ну и много других мер, это очень большая работа, занимает много лет...
Антон Липовский: Но самое главное, она проводится, у нас этот процесс идет?
Александр Рыжков: Этот процесс идет. Но он идет только в тех городах, где власти вот эту критику, которую вот в вашей программе, в частности, люди высказывают, восприняли очень серьезно и где проводят т. н. транспортные реформы. Вот мы в Москве наблюдаем, что уже лет 10 ну очень серьезно занимаются транспортом, там огромное количество мероприятий сделано.
Из аналогичных городов вот очень хочется похвалить Пермь, где в последние годы прямо на очень высоком уровне все делается. Там и общественный транспорт полностью обновился, сейчас там идет модернизация трамвая, там и введены платные парковки, т. е. упорядочена вся парковочная система... Там очень квалифицированные люди, ну вообще молодцы, работают...
Антон Липовский: Взялись за дело, что называется, да... Хорошо.
Мария Карпова: Как дело в Самаре обстоит, все-таки попробуем еще раз связаться с Ольгой. Ольга, we are listening.
Антон Липовский: Ольга, здравствуйте.
Зритель: Алло, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте, Ольга. У нас не так много времени, если можно, покороче.
Зритель: Здравствуйте. Я проживаю в городе Самара, и действительно, это очень хороший вопрос, сегодня который обсуждается вами.
Что касается общественного транспорта, транспорт ходит, хотелось бы, конечно, чаще, и вот именно муниципальный. Ходит у нас частный транспорт больше, которым управляют водители нерусской внешности, постоянно разговаривают на телефоне, очень все грубые, автобусы грязные.
А самое главное, что нет у нас для общественного транспорта отдельной полосы. Общественный транспорт стоит в пробке, где, сказать, знаете, если выразиться аккуратненько, самые удалые и смельчаки подрезают автобусы, им нужно быстро, им нужно вперед, а общественный транспорт стоит.
Мария Карпова: Ольга, спасибо.
Антон Липовский: Кстати, да, это большая проблема многих небольших городов. Ольга, спасибо.
Мария Карпова: Александр, действительно, вот эта проблема частного транспорта, этих частных маршруток, особенно актуальна. Кто вообще за это отвечает?
Антон Липовский: Если можно, как-то коротко резюме.
Александр Рыжков: За это полностью отвечают местные власти, т. е. они организуют перевозки. И вы, может быть, удивитесь, но это они сами заказали эти маршрутки, они сами взаимодействуют с перевозчиками и привлекают перевозчиков на маршруты, которые сама власть и спланировала.
И здесь нужно менять просто схему взаимодействия с перевозчиками на контракты, т. е. на более такую строгую схему, где прописаны все требования, какой транспорт, какое оборудование, какое расписание, как его контролировать и т. д. С маршрутками схема другая, там этого ничего нет.
Антон Липовский: Понятно.
Александр, если можно, прямо вот коротко – топ-5, топ-10 регионов, где, вы считаете, сейчас идет работа в правильном направлении? Москву мы назвали, Пермь – какие еще?
Александр Рыжков: Ну, сейчас очень хвалят Челябинск, хвалят Новокузнецк. В Твери, в общем-то, транспорт реформировался сейчас. Еще Ярославль реформируется, правда, с переменным успехом... На самом деле количество этих городов все увеличивается. Думаю, что лет через 5–10 вот такого массового явления, как маршрутки, у нас практически не будет, по крайней мере в крупных городах.
Антон Липовский: Спасибо!
Мария Карпова: Спасибо большое! Александр Рыжков, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа «экономики».