Александр Снегуров: «Область оценок и область качеств и устремлений человека – это разные области и разные сферы»
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aleksandr-snegurov-oblast-ocenok-i-oblast-kachestv-i-ustremleniy-cheloveka-eto-raznye-oblasti-i-raznye-sfery-63963.html Антон Липовский: Сейчас мы обсудим, наверно, больше статистику с Александром Викторовичем Снегуровым. Это историк, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат психологических наук. Александр Викторович, здравствуйте.
Александр Снегуров: Здравствуйте. Рад вас видеть и слышать.
Антон Липовский: Здравствуйте, да.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Антон Липовский: Слушайте, ну вот мне очень понравилась такая фраза: «Думай, как троечник, работай, как отличник». Мы сейчас услышали разные мнения. Вот опрос людей показал то, что если оценки не мешают ничему в жизни, то тогда, собственно, они ни на что не влияют. А если мы говорим все-таки про вот это вот банальное противостояние, кто успешней в жизни, то здесь вот статистика отличается. Что вы скажете? У вас какая личная статистика?
Александр Снегуров: Ну я скажу, вначале на ваши тезисы прореагирую. Конечно, я веду свою статистику. Я согласен с мнением одной из выступавших, девушки, что оценки в целом не влияют на успешность человека, на степень его реализованности. Они могут быть и хорошими в школе, человек может устроиться тоже неплохо, в той же самой мере они могут быть плохими или неважными в школе, и человек хорошо устроен.
Потому что все-таки область оценок и область качеств и устремлений человека – это разные области и разные сферы, вот надо понимать. Тот, у кого конструируется синдром отличника, скорее обречен на неудачу. Но тот, кто мотивирован к учебе, хочет сам добывать знания, у него тоже отличные оценки, но это совершенно другой человек, понимаете, это совсем другая проекция. А так формально мы видим – и у того пятерки, у того.
Это сконструированная модель– с помощью там разных ухищрений, бесед с педагогами, отказа от прогулок, от общения. И другая проекция, когда у человека достаточно свободно эти отличные оценки получаются. Но по формальным маркерам вроде бы одно и то же, а это совсем 2 разных человека.
Антон Липовский: Александр Викторович, скажите, пожалуйста, я может быть какой-то странный вопрос сейчас задам, но я-то вот лично понимаю, что за ним стоит. Вот система оценки знаний, вот ставя баллы от 1 до 5 в школе, она насколько вообще говорит об уровне самих знаний и качестве? То есть троечник, отличник?.. Ну вот Королев, оказывается, был крепким троечником, вот мы выяснили.
Александр Снегуров: Ну это вопрос очень хороший, я тоже знаю, что за ним стоит. Система оценивания должна быть такая реформированная, она не отражает реального положения дел. И я прибегал к другой шкале, сам ее вот разработал, внедрял, можно сказать, полулегально. Потому что в этих несчастных баллах… это уже не от 1 до 5. Когда-то я использовал и единицу, потому что ну пятибалльная система, почему бы не ставить и эту оценку?
А теперь у нас вообще уже к двум практически свелось, ну от силы к трем – 3, 4, 5. Естественно, никакой динамики, никакого изменения человека в его, так скажем, пути, к улучшению или к ухудшению здесь мы увидеть в этих казенных, совершенно таких скукоженных баллах уже не в состоянии.
Так что не зацикливаться на самой системе и на самих этих оценках. Если надо в жертву приносить слишком многое, то это неоправданно. Если идет достаточно свободно, на подъеме, личностных, так скажем, качествах человека, его устремлений – да, пусть он будет отличником. Ему мы не мешаем в такой модели.
Антон Липовский: Слушайте, ну вы знаете, таких расслабленных отличников сегодня… все говорят, в школе стало учиться вроде как сложнее. Ну это общее такое мнение, неофициальное. Как вот при нынешних требованиях сегодня быть отличником и при этом не быть вот с этим синдромом, не быть там каким-то занудным ботаником?
Анастасия Семенова: Мотивированным, как вы сказали.
Антон Липовский: Да-да, как некоторых называют, каким-то мотивированным человеком, разносторонним, возможно, как вы считаете?
Александр Снегуров: Это возможно безусловно, хотя система стандартизации и вот этого самого ЕГЭ требуют как раз много фальшивого внедрять и усваивать, и такого, что вредит самой натуре человека. Но ему приходится приспосабливаться.
Антон Липовский: Вот, приспосабливаться.
Александр Снегуров: К тому, чтобы сдать этот экзамен. Потому что этот экзамен точно никак не связан с хорошим устройством в жизни
Антон Липовский: Хорошо, спасибо большое. Спасибо. Александр Викторович Снегуров, историк, заслуженный учитель, кандидат психологических наук.
Александр Снегуров: «Область оценок и область качеств и устремлений человека – это разные области и разные сферы»