Петр Кузнецов: Продолжим же это делать. Мария Карпова: Алексей Крутилин в нашей студии, владелец и генеральный директор онлайн-университета по обучению профайлингу. Алексей, здравствуйте. Алексей Крутилин: Да, доброе утро. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Тот самый специалист, о котором мы вам уже говорили, который помогает в том числе и не только в том числе, это главное направление, определиться будущим специалистам с правильной профессией. Мария Карпова: Мы сейчас как раз это узнаем. Алексей Крутилин: Сейчас узнаете. Мария Карпова: Да. Вы тоже задавайте ваши вопросы, телезрители, нашему эксперту, особенно если у вас есть дети в семье такого возраста, когда уже нужно определяться с будущей профессией. Алексей, правда, расскажите, как это происходит? Вот из чего состоит ваша работа буквально технически? Алексей Крутилин: Мы о каком возрасте сейчас говорим? Мария Карпова: Ну, конечно, мы, наверное, больше сейчас говорим о выпускниках... Ну, давайте так, давайте тогда первый вопрос будет таким: с какого возраста нужно уже точно знать, какое направление выбирать? Петр Кузнецов: Да, кстати, хороший очень вопрос. Мария Карпова: Какую профессию выбрать? Идеальный возраст. Петр Кузнецов: Вы нас тут в этом плане скорректировали. Действительно, когда уже можно начинать направлять? Алексей Крутилин: С точки зрения психологии у ребенка считается сформированным характер в районе 3–4 лет, т. е. вы уже можете в этом возрасте смотреть какие-то тенденции, направления, куда тянет вашего ребенка. У меня у самого двое детей, младшему 18-го числа исполнилось 3 года, и дочке 6 лет. Ну, с дочкой уже попроще, потому что есть понимание, куда ее тянет, какая-то логика включается, какое-то мышление, и при этом что-то в виде веселья хочется. Может быть, какой-то некий артистизм, уже я на своих детях могу примерно прогнозировать, куда пойдет. Мария Карпова: Да. Но если в 3–4 года спросить ребенка, куда он хочет пойти... Алексей Крутилин: Это, естественно, нет... Мария Карпова: ...он что-то внятное вряд ли... Петр Кузнецов: Во-первых, многие в 3 еще не говорят... Алексей Крутилин: Да, я понимаю. Я говорю о том, что в 3–4 уже сформировано плюс-минус, т. е. можно уже смотреть. То есть, может, ребенок уже разбирает машинки, собирает, а может, что-то конструирует, а может, рисует... Петр Кузнецов: Через игры, да, через игры наблюдать? Алексей Крутилин: Да, да. Петр Кузнецов: Просто кажется, я вот сейчас своего вспоминаю, ну это были стандартные игры 3–4-летнего, набор игрушек... Алексей Крутилин: У всех разные игры, у всех разные. Здесь нужно учитывать один момент. Есть факторы, которые влияют в конечном итоге на тот же самый выбор профессии либо чем человек занимается. Во-первых, генетика, мама-папа, это в любом случае, вы, я думаю, отрицать это не будете. Социальное окружение: если ребенок находится в среде тех, которые поддерживают его интересы, он с ними точно так же творчески развивается, а если есть дети, которые в разные стороны, один английский язык хочет изучать, третий китайский, кто-то рисует, кто-то, наоборот, конструктор собирает, то, естественно, общего поля такого не будет. Если вернуться к вашему вопросу по поводу возраста и чем конкретно я занимаюсь и как могут быть полезны, то я бы начал, наверное, с другого. Вы затронули очень важную тему в плане профориентации. Я только в 37 лет понял, чем я буду заниматься, три перед этим было образования абсолютно различные: ветеринар, авиатехник, банковское дело и РАНХиГС. Разные, и ничего это, вот дипломы лежат пылятся. У большинства так же... Мария Карпова: Ну, на самом деле современные реалии нам диктуют, что это вполне нормальная история... Алексей Крутилин: Да-да-да. Мария Карпова: Но как это объяснить родителям? Алексей Крутилин: Родителям... Я смотрел ваш эфир, перед тем как к вам прийти в студию, и сделал для себя один такой маленький вывод, с которого хотел бы начать. Если родители открыты новому опыту сами, скорее всего, они будут и ребенку помогать открывать этот новый опыт. Есть ряд людей, взрослых мам-пап, которые не хотят воспринимать новые реалии этого мира, новые профессии, которые появляются чуть ли не каждый день... Тут вот нейронная сеть запустилась, все, уже люди продают курсы по обучению, как зарабатывать на этой сети. И если человек не открыт новому опыту, то, скорее всего, и на своих детей он будет точно так же транслировать этот сценарий и дети, скорее всего, будут жить какими-то стереотипами и принципами родителей. Петр Кузнецов: Алексей, вот на примере конкретном. Самый распространенный запрос сейчас среди молодого, подрастающего поколения – блогер. Алексей Крутилин: Да. Петр Кузнецов: Вот что делать родителю с такой информацией, «я хочу быть блогером»? Алексей Крутилин: Я даже вздохнул. Знаете, почему? До нового года я тоже как бы несерьезно относился к этой профессии. Когда сейчас сам активно начал вести блог, я понимаю, что это работа... Петр Кузнецов: Но это же не профессия. Алексей Крутилин: Это не профессия, это работа, и это очень колоссальный труд. Мне вчера, чтобы написать пост, я потратил 2 часа, 2 часа времени и тысячи клеток нервных, пока сделал это. Это работа. Петр Кузнецов: Да, вы блогом расширяете свою профессию, т. е. это как бы вспомогательный инструмент, а основная-то у вас есть сейчас, профайлинг. Алексей Крутилин: Я не совсем с вами соглашусь, потому что это работа 24/7, особенно если говорить про блогерство, и постоянное слежение за внешним видом, как ты общаешься, что ты транслируешь... Потому что блогер в любом случае влияет на людей, какое-то... Петр Кузнецов: Ну то есть как один из предлагаемых вами методов – это не мешать? Алексей Крутилин: Я бы не мешал, да, вот сейчас да. Мария Карпова: Одно дело, если ребенок говорит родителям, что хочет стать блогером, это еще полбеды, а другое дело, когда он в 11-м классе говорит, что он пока не хочет поступать, он пока не решил, он хочет, как это модно говорить, найти себя. Это нормальная история? Алексей Крутилин: Да в любом случае у всех свой индивидуальный жизненный путь развития. Мария Карпова: Ну что просто родителям делать в таком случае? Правда, бежать к специалистам? Алексей Крутилин: На мой взгляд, здесь нужно, конечно, совмещать несколько мнений, которые даже были озвучены в репортаже вашем сейчас. Во-первых, слышать и слушать своего ребенка, обращая внимание на то, что он хочет, его потребности, и по мере возможности эти потребности как-то реализовывать. Хочешь на гитаре играть – не обязательно покупать, можно сводить в школу какую-нибудь, просто пробный урок взять, может, не понравится. Хочешь на пианино – пожалуйста, английский язык – пожалуйста. Здесь самое главное, на мой взгляд, донести, что это все равно не просто так, как молодежь выражается, «на изи» получается, а нужно потратить ряд времени, усилий, для того чтобы стать экспертом в своей области. И можно, естественно, цифрами говорить, что ты 10 тысяч часов среднее, чтобы стать экспертом, – ты готов потратить 10 тысяч часов своего времени, для того чтобы стать экспертом в той области, которую ты хочешь? И это может, естественно, отбить желание, соответственно, и передумает человек. Мария Карпова: У нас есть звонок от телезрительницы Натальи из Омска, у Натальи вопрос, очевидно. Наталья, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Алексей Крутилин: Доброе утро. Мария Карпова: Слушаем вас. Зритель: Моя внучка, Леонова Вика, учится в 10-м классе в школе №77 города Омска, мечтает быть орнитологом. Мечта у нее с 3-го класса, в течение нескольких лет. Мы как бы сомневаемся, насколько востребована такая специальность. И эту специальность может она приобрести в Ростове в университете. Орнитолог. Петр Кузнецов: Да, необычная история. Алексей Крутилин: Интересно. Мария Карпова: Да. Побаивались, но все-таки поощряли ее интерес к птицам? Зритель: Да, мы поощряем, мы не против. Ребенок мечтает, идет к своей цели. Петр Кузнецов: А как увлечение это проявляется? Книги, музеи соответствующие? Просто вот что еще? Зритель: Она очень много читает про птиц, дед ей покупает всяческие энциклопедии, с этим связанные. Мы живем в Омске, но ездили к бабушке в деревню, она всегда наблюдала за птицами, знает всех птиц и знает про каждую из них все, может рассказать очень много. Петр Кузнецов: Я, возможно, сейчас на территорию Алексея захожу, но вы у нее спрашивали, интересовались, вот она что именно хочет делать? Лечить птиц или просто наблюдать за ними, следить за их перемещениями? Зритель: Нет, она мечтает заниматься разведением редких видов птиц, ходить в экспедиции, ну наблюдать за птицами. Петр Кузнецов: Ага. Спасибо. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: Вопрос у вас в том, что вам, старшим, делать с этим порывом, да? Мария Карпова: Так, я так понимаю, там все хорошо, мне кажется, Алексей Крутилин: Да. Мария Карпова: Ничего не делали, поощряли... Петр Кузнецов: Нет, сомнения же были в самом начале, «мы не знаем, насколько востребована будет эта профессия». Мария Карпова: Сомнения были, да, вот. И мне кажется, это вот как раз отсылка к тому сообщению, что надо еще смотреть не просто, призвание это твое или не призвание, а сколько ты этим будешь зарабатывать, сможешь ли ты на этом зарабатывать, тоже, видимо, этого еще опасаются. Петр Кузнецов: Или вообще об этом не думать как раз, о втором? Алексей Крутилин: Я, может быть, скажу сейчас такую крамольную вещь, но все ограничения у нас в голове. Если человек видит в этом перспективу развития для себя, то в наш век, эру интернета, соцсетей и всего остального можно зарабатывать деньги, опять же включая интернет: вести свой блог, продавать свои компетенции отдельно... Тем более что у меня нет ни одного знакомого орнитолога, но наверняка они есть где-то... Мария Карпова: Теперь будет. Алексей Крутилин: Есть потребность в этом, раз есть специальность, и здесь все дело только идет от самопрезентации, от упаковки, от позиционирования себя на рынке орнитологов. Мария Карпова: Потом в любом случае можно стать орнитологом-блогером. Алексей Крутилин: Да, да. Сейчас это вот просто можно все совмещать одно в одно. Мария Карпова: И все-таки, привели вам, давайте так, подростка, не совсем маленького ребенка. Как вы определяете его склонности, к чему у него талант, к чему у него лежит душа? Как вы это делаете? Вы вопросы задаете, какие-то тесты, вот которые мы тоже пытались пройти? Алексей Крутилин: Ну, вы тесты делали, я такие же сам проходил... Мария Карпова: Опять же, там было всего два вопроса, но вряд ли по этим двум вопросам можно... Алексей Крутилин: Нет-нет. Петр Кузнецов: Опять же, если бы было все так просто. Алексей Крутилин: Нет, конечно. Смотрите, если говорить про подростка, условно пускай 16–17 лет, сейчас, может быть, кто-то из моих коллег будет потом на меня ругаться, есть тест, он называется тест Леонгарда – Шмишека, им пользуются полиграфологи и профайлеры для определения определенных акцентуаций в человеке. То есть ряд... Давайте так, с чего начну? Профайлинг – это составление психологического профиля человека... Петр Кузнецов: У нас телезрительница, бабушка орнитолога, подумает, что акцентуация – это... Алексей Крутилин: Нет, это направление, это то, что сильно развито в человеке. И в профайлинге используется типология, восемь психотипов людей. Все мы так или иначе имеем определенную какую-то базовую эмоцию свою, и на основании этой базовой эмоции можно определить, сделать вывод, какой условно психотип у человека, говоря обывательским языком, характер, хотя это будет неправильно, потому что характер, темперамент, там много наслоений, есть целая структура личности человека. И могут быть в этом тесте, к примеру, какие-то красные линии определенные. Условно, давайте самое частое, то, с чем сталкиваешься, – демонстративность. Демонстративность – это возможность показать себя... Мария Карпова: Вот актер, да, мне кажется, это... ? Алексей Крутилин: Это актеры, блогеры те же самые, публичные личности – все являются в некой своей части каким-то демонстративным психотипом, т. е. им важно заявлять о себе. Мария Карпова: Я просто показала на тебя, потому что ты тест прошел, ты получил актера в тесте. Алексей Крутилин: И если там где-то это есть, то, возможно, в этом направлении можно немножко покопать, поисследовать, естественно, через общение с ребенком, через задавание вопросов, хобби, увлечения, через общение с мамой, получение обратной связи от родителей, на что ребенок реагирует. Но, к сожалению или к счастью, возможно, мы не знаем всех профессий, которые сейчас существуют. Вот вы же понимаете, да, вы открыли, там какое-то 3D что-то... Я тоже таких слов не слышал и не знаю. И можно на основании этой выборки сделать, посмотреть, чем человек будет заниматься в данном управлении, и попробовать поисследовать. То есть опять же это работа планомерная родителей и самого ребенка, самого подростка. Мария Карпова: Опять же, вы же не называете конкретную профессию, «ты точно будешь врачом-терапевтом»... Алексей Крутилин: Направление, направление. Мария Карпова: Просто направление. Хорошо, вы дали направление, ну, например, «точные науки». Ребенок хочет стать художником, актером, музыкантом... Алексей Крутилин: Это не точные науки, вы же понимаете. Мария Карпова: Я понимаю, да. Но вот у ребенка к этому лежит душа, он мечтает. Что теперь, его насильно, если можно так выразиться, направлять в точные науки? Алексей Крутилин: А с чего вы взяли, что точные науки? Я не совсем понял. Мария Карпова: Ну вот, например, после вашего теста... Алексей Крутилин: Нет, там это исключено. Если человек хочет заниматься точными науками, при чем здесь художества и все остальное? Там же творчество, там креатив, здесь полет воображения. А какая здесь физика, химия, математика? Они рядом даже не стоят абсолютно. Мария Карпова: Нет, ну вы выявили, что у него талант к точным наукам. Алексей Крутилин: А он не покажет это. Мария Карпова: А, он не покажет? Алексей Крутилин: Да, это не будет. Я вам могу пример еще привести. Вот буквально в течение 4-х месяцев я преподавал профайлинг в таком узком немножко направлении в элитной школе на Рублевке для подростков как раз-таки 15–17 лет. И им очень заходило, им очень нравилось, потому что как раз экзамены, ОГЭ, мы сейчас взяли паузу на время их подготовки, и основные запросы были как раз-таки на понятие себя через эти психотипы. То есть там, к примеру, была девочка, она... Ну, шизоидный психотип есть. Это не ругательство, это не диагноз, это люди творческие, креативщики и немножечко с таким расщеплением сознания, плюс интроверты, иногда бывают, есть определенное количество интровертов. Интроверт – кто такой? Это человек, который не хочет в принципе общаться с другими людьми. Почему? Потому что, скорее всего, были какие-то сложности в детстве в коммуникации, т. е. не выстроена была коммуникация в детстве, скорее всего. И вот представьте себе интроверта ведущим на телевидении – будет нормальный результат? Петр Кузнецов: Слушайте, ну я в 11-м классе, т. е. до института, я был очень скромным, зажатым и сам бы никогда не поверил, что... Алексей Крутилин: Есть, есть, меняется... Петр Кузнецов: Опять же, я выбрал просто потому, что нужно было сдавать экзамены, которые я знал, что я сдам. Алексей Крутилин: Мы меняемся в течение жизни. Петр Кузнецов: Да-да. Алексей Крутилин: Но если бы у вас не было предрасположенности, к примеру, к постоянному набору каких-то словесных оборотов, к держанию фокуса внимания на камере, на тексте, определенный какой-то мыслительный процесс, вы бы наверняка здесь и не были, потому что вы бы не смогли. Петр Кузнецов: Да. И опять же очень важно, если бы на начальном вот этом этапе что-то пошло не так, я бы совершенно точно знал, что меня спугнуло бы вот только так. Алексей Крутилин: Либо нашли себе профессию смежную тоже с определенным каким-то контекстом, вот как сейчас. Петр Кузнецов: Ага. Мария Карпова: Алексей, спасибо вам большое! Я думаю, мы с вами прямо сейчас подведем итоги нашего опроса. Мы спрашивали, определились ли ваши дети, ваш ребенок в семье, кем он хочет стать... Алексей Крутилин: Там понятно, что нет. Мария Карпова: «Да» – 31% всего... Алексей Крутилин: Люди взрослые не знают, чем они хотят жить, чем заниматься. Мария Карпова: Да-да, и многие нам сегодня об этом писали. Алексей Крутилин: Это страшно. Мария Карпова: Но на самом деле тогда стоит, может быть, просто поменять свою сферу деятельности? Алексей Крутилин: Люди чаще всего хотят волшебную кнопку либо волшебный пендель, для того чтобы что-то изменить в своей жизни. Мария Карпова: Это да. Алексей Крутилин был с нами сегодня в студии, владелец и генеральный директор онлайн-университета по обучению профайлингу. Алексей, спасибо вам большое! Алексей Крутилин: Да, вам спасибо. Мария Карпова: Очень интересно, правда. Алексей Крутилин: Рад быть полезным. Петр Кузнецов: Друзья, никуда не уходите: буквально через несколько минут мы снова в студии, второй час программы «ОТРажение-1», новые темы и новые обсуждения.