Ксения Сакурова: Как выбрать такой кружок, который на самом деле пригодится ребёнку? Давайте спросим у эксперта. Алена Фадеева с нами на связи – детский педагог-психолог. Алена, здравствуйте! Иван Князев: Приветствуем вас! Алена Фадеева: Здравствуйте! Ксения Сакурова: Сейчас выбор такой большой, что мне кажется, родители теряются. И дети тоже не всегда понимают, что сами хотят. Вот как делать этот выбор правильно? Алена Фадеева: Дело в том, что имеет смысл рассматривать выбор не как единственно верный, единственно правильный, только так и никак иначе, а дать возможность ребенку возможность находиться в среде. И обращать внимание не на то, что именно, а на то, как именно: на то, что для начального возраста это будет игра – игра в которой среда построена таким образом, что дети могут предметы перепредмечивать, приобретать вариативность различных действий, в которых педагог или педагог-психолог будет проводником, который организует среду. Позже для детей интересна экспериментальная деятельность, когда они пробуют, научаются что-то делать. Потом интересна совместная проектная деятельность, совместная проектно-исследовательская деятельность в группах и коллективах, когда дети создают что-то новое, другое, интересное. И в первую очередь развиваются метапредметные навыки и метапредеметные знания. Иван Князев: А это что такое? Алена Фадеева: Таким образом, чтобы сценарий, который сейчас дети применяют в кружках в игре, потом они могли использовать в жизни. Поэтому основная задача – это дать вариативность, дать возможность попробовать. И наблюдать за ребенком: а делает ли он потом сам то, что было в кружке, то, что было на занятиях. Становится ли это тем навыком, который он начинает проявлять вне присутствия взрослого, с другими детьми, и рассказывает своим сверстникам о нем. И наблюдая, смотреть за тем, что ему интересно, где проявляется. Идти и пробовать. Жизнь постоянно меняется. И задача: как можно больше вариативности и метапредметрых знаний сейчас иметь возможность приобрести. Ксения Сакурова: А вот эти метапредметные знания – это, говоря обычным языком, это что-то, что объединяет разные знания, разные сферы жизни? Что это вообще такое? Алена Фадеева: Это то, что объединяет и разные знания, и разные сферы жизни. Это то, что помогает определенные знаниях встраивать в разные сферы жизни. Или же из разных сфер жизни применять навыки в какой-то конкретной среде. Иван Князев: Алена, а можете примеры привести? Алена Фадеева: О'кей. Например, я готовлю очень часто стартапы от Сколково, да, к выступлениям перед различной аудиторией: перед инвесторами и в том числе подростковые, либо же перед производителями или перед органами государственной регуляторики. И в этом случае изобретатели, да, молодые ученые, которые что-то придумали, которые еще сейчас заканчивают университет или только вчера из закончили и имеют потрясающую идею. И вот их навык сосредоточен в каком-то конкретном изобретении. А представить свой продукт нужно совсем другой аудитории. И для этого могут оказаться нужны другие навыки, другие знания, другие варианты, как рассказать, что показать, какие особенности продукта подчеркнуть, на что сделать акцент. Ксения Сакурова: Я немножко резюмирую: то есть, например, умение выступать перед разной аудиторией – это и есть такой метапредметный навык? Алена Фадеева: Один из них. Ксения Сакурова: Один из. Алена Фадеева: Один из них. Иван Князев: То есть, если ты что-то изобрел, этого недостаточно. Алена Фадеева: Конечно. Иван Князев: Если ты придумал какой-нибудь новый смартфон в каком-нибудь радиокружке (или как сейчас это называется), нужно еще уметь это дело презентовать, представить публике. Вот об этом идет речь, да? Алена Фадеева: Конечно. А также пригодится упаковать, разработать дизайн. Или понять: тот, который предлагают, подходит ли к твоей разработке. И это про метапредметные знания, которые рождаются из проб и совместных действий. Иван Князев: Спасибо! Да, понятно. Ксения Сакурова: Спасибо большое! Иван Князев: Спасибо, Алена! Алена Фадеева, детский педагог-психолог, была с нами на связи.