Анна Белоглазкина: Теперь предлагаю поговорить с нашим экспертом. Алеся Чичинкина, директор по коммуникациям и международному развитию «Нейротренд», с нами на связи. Антон Липовский: Здравствуйте. Анна Белоглазкина: Алеся, здравствуйте. Алеся Чичинкина: Здравствуйте. Анна Белоглазкина: Ну вот первый вопрос. Судя по тому, что пишут наши телезрители, они считают, что на них никак нейромаркетинг не влияет, от рекламы они независимы и их решения свободны. Как вы все-таки считаете, как работают нейротехнологии, как мы принимаем решения, что влияет на наш выбор? Расскажите, пожалуйста. Алеся Чичинкина: Сразу хочу оговориться: вы сказали, что нейромаркетинг не влияет, – нейромаркетинг не влияет. Нейромаркетинг – это просто обычный маркетинг, маркетинговые исследования, но с использованием нейротехнологий. То есть мы используем разные датчики, которые надеваются на голову, на руку, смотрим сердцебиение, как мозг человека реагирует, и по факту мы просто понимаем, получаем объективные данные о восприятии, не более того. Если в целом говорить о влиянии, конечно же, любой маркетинг и любая реклама оказывает влияние. Более того, влияние оказываю даже я сейчас на вас, стараясь объяснить вам что-то, понравиться. Это нормально, мы так взаимодействуем в обществе. По поводу в целом восприятия. Какое-то время назад, и за это была получена Нобелевская премия, было доказано, что люди действительно в большинстве своем не рациональны, а эмоциональны, произошла т. н. «эмоциональная революция». То есть мы сначала эмоционально принимаем решение, дальше мы это решение себе рационализируем, т. е. объясняем, почему мы так сделали, и вот в целом таким образом, как правило, мы и действуем. Да, безусловно, есть люди, которые идут по другому пути. При этом, притом, что мы принимаем решения эмоционально и на нас воздействуют продавцы в магазине, реклама, наши друзья... Ведь, например, есть лидеры мнений, это часто какие-то известные лица, певцы, особенно дети сейчас, подростки очень часто стараются быть похожими на своего кумира, – ведь это же тоже влияние: выглядеть так же, одеваться, носить подобную прическу. Анна Белоглазкина: Алеся, подскажите, пожалуйста, вот вы говорите о том, что нейротехнологии прослеживают реакции человека, т. е. понимают, что ему интересно, на что он обратил внимание. А вот как результаты этих исследований дальше используются? Можете привести несколько практических примеров? Алеся Чичинкина: Да, конечно. На самом деле наша компания первая начала заниматься нейромаркетингом в России. Мы сейчас являемся крупнейшей компанией в России и в СНГ, у нас сейчас 17 нейролабораторий по стране, причем половина из них сделаны на базе крупнейших университетов России. Потому что нейротехнологии, нейромаркетинг – это все про восприятие чего хочешь. Как раз-таки начинали мы с кино когда-то, когда к нам приходит режиссер, приносит свою режиссерскую версию фильма, она там около 4 часов обычно, фокус-группа, люди, которые являются представителями целевой аудитории, т. е. те, для кого это создавалось, приходят к нам в лабораторию, мы на них надеваем датчики наши, они садятся смотреть фильм. А дальше мы смотрим и говорим конкретные рекомендации в секундах, потому что вся информация получается синхронно и очень точно. То есть мы говорим, например, что у нас с 10-й по 15-ю минуту идет устойчивый рост негативной реакции. А дальше, после того, как мы сняли все нейроданные, у нас еще с ними идет фокус-групповая дискуссия, т. е. мы с ними просто разговариваем, интервью проводим. И мы понимаем, что это не та негативная эмоция, которая нужна режиссеру, хорошая, а та негативная эмоция, которая мешает правильному восприятию фильма. И важно здесь отметить, что вот нейротехнологии, нейромаркетинговые технологии позволяют узнать восприятие в моменте контакта с исследуемым объектом. То есть вот вы сейчас фильм смотрите и мы сейчас видим, как вы воспринимаете. Анна Белоглазкина: Алеся, простите, пожалуйста, перебью вас: мы все-таки про рекламу сегодня говорим. У нас 20 секунд осталось – вот несколько примеров. Есть какие-то предположительные цвета или что-то? Алеся Чичинкина: Да, хорошо, я поняла. Значит, серийные рекламные ролики про одного из застройщиков, рекламируются дворы без машин, мы делали исследование. Эпизод следующий: семья выходит во двор, играет в баскетбол, мужчина кидает мяч, не попадает, следующий кадр – его жена радуется, прыгает и смеется. Следующий кадр – логотип застройщика. На этом эпизоде мы фиксируем сильную негативную эмоцию, и дальше мы видим по отслеживанию глаз, что дальше на этой сильной негативной эмоции человек внимательно смотрит на логотип застройщика. Антон Липовский: Мысль ясна. Хорошо, спасибо! Вот как это работает. Алеся Чичинкина, директор по коммуникациям и международному развитию «Нейротренд». Спасибо! Анна Белоглазкина: Спасибо, что были с нами!