Антон Липовский: Что входит в промышленный туризм и как он развивается? Сейчас мы все выясним у эксперта. Алевтина Золотарева с нами на связи, маркетолог, эксперт по промышленному туризму проекта «Промтуризм. Практикум». Здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Алевтина. Алевтина Золотарева: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Что же входит в промышленный туризм? А то нам тут уже экскурсии в театр, в пожарные станции... Давайте разберемся. Алевтина Золотарева: Название «промышленный туризм», с одной стороны, точно отражает то, что скрывается за ним, а с другой стороны, здесь есть небольшая такая логическая ловушка. Мы, с одной стороны, представляем себе школьников и туристов, которые с рюкзачками идут по заводу. И вместе с тем на завод интересно прийти не только людям просто с целью того, чтобы составить свой досуг, что-то посмотреть, но и с помощью промышленного туризма предприятие решает очень многие реально необходимые бизнесу задачи: профориентация... Ранняя профориентация для школьников, чтобы они увидели, что можно стать не только айтишниками, а можно прийти на завод, если мы такую берем обычную мечту, распространенную среди школьников, что есть действительно очень много чего интересного, кем можно потом стать. Действительно, многие дети потом говорят: «Я хочу прийти на это предприятие или на завод вообще». Профориентация для студентов, привлечение кадров, в т. ч. из других регионов, когда студенты приезжают, смотрят на предприятие из профильных вузов и потом тоже возвращаются уже целевыми сотрудниками. Деловые делегации, потенциальные инвесторы, т. е. такие профессиональные туристы, назовем их так, которые приезжают посмотреть на завод, для того чтобы впоследствии покупать продукцию этого завода или стать ответственными поставщиками для того или иного завода. Мы также понимаем, что заводы могут привлекать широкую общественность: экологов, благотворительные организации, для того чтобы показать завод, СМИ и блогеров. И особенность промышленного туризма, что это не простая экскурсия, здесь требуются особенности некоторые в том, как это показать. Анастасия Семенова: А как показать? Ведь большинство производственных циклов закрытые. Мне кажется, детям когда все это что-то открыто видно, как это мешается, не знаю, в чанах, это интересно, а когда все закрыто... Мне кажется, вот детей сложнее всего увлечь, нет? Алевтина Золотарева: Давайте разделим вопрос на две части. Во-первых, экскурсия отличается от простого показа производства тем, что она включает в себя интерактивные форматы, организацию фотозон, организацию мастер-классов. И мастерство в показе, интересном показе завода состоит именно в том, чтобы включить в себя такие форматы, которые действительно заинтересуют, и тогда вопрос открытости становится далеко не самым важным. Можно показать два-три безопасных цеха или показать какую-то специально организованную выставочную площадку, и тогда экскурсия остается интересной все равно. Но главная особенность, как показать завод, состоит в том, как сделать это безопасно, потому что безопасно можно показать, как льется чугун и как спускаются в шахту настоящие шахтеры. И такие предприятия, как космодром Восточный, несмотря на то что это режимное, закрытое предприятие, находят способы, потому что им очень важна политика открытости: им действительно важно сделать так, чтобы люди приехали и увидели это своими глазами. Не так давно сделал шаг к открытию ЦАГИ, это в Жуковском исследовательский институт авиации, который тоже всегда был и остается режимным предприятием. Но предприятие находит способы, как соблюсти правила безопасности, выбор объектов для показа, и те люди, которые действительно могут организовать и увлечь и школьников, и взрослых, и энтузиастов, в частности, авиапромышленного дела, чтобы эта экскурсия была не просто «вот посмотрите, здесь у нас станки», а чтобы, с одной стороны, показать, продемонстрировать нужные им смыслы, а с другой стороны, ответить на те вопросы, с которыми люди приходят на предприятие. Антон Липовский: Алевтина, скажите, а как попасть на такие предприятия? Потому что сейчас многие скажут: «Как? Мы их только по телевизору видели». Космодром... Анастасия Семенова: На космодром вот как попасть? Алевтина Золотарева: Существует перечень открытых предприятий, путеводитель по промышленному туризму «Все – на завод!». Можно просто вбить это ключевое слово «путеводитель «Все – на завод!»» и найти предприятия, часть из которых в т. ч. бесплатно проводят экскурсии, там есть вкладка «Бесплатные экскурсии», посмотреть контактные данные и записаться. Анастасия Семенова: Отлично. Алевтина Золотарева: Многие предприятия на сайтах организуют свои странички экскурсионные, в социальных сетях пишут об этой информации. В конце концов, можно просто позвонить в секретарскую секретарю и узнать. Но, как правило, если на профессиональном уровне экскурсии проводятся, если предприятие осознает для себя эту необходимость, то уже достаточно ресурсов и данных, для того чтобы эту информацию найти. Антон Липовский: Но это, мне кажется, если только человек уже совершенно точно знает, что он хочет поехать на это предприятие. А тот человек, который не знает, из чего выбрать, но он слышал о промышленном туризме, ему нужен какой-то, наверное, все-таки единый ресурс с предложениями. Анастасия Семенова: Ну вот он и есть. Алевтина Золотарева: Существуют программы путешествий по городам, которые включают в себя в т. ч. и посещение промышленных экскурсий. Например, по такой линии развивается Норильск. Антон Липовский: Здорово! Алевтина Золотарева: Сам по себе Норильск не обладает какими-то достопримечательностями культурными или историческими, такими, на какие можно было бы приехать, но тем не менее очень популярен Таймыр как природный заповедник. И Норильск развивает свой город именно с точки зрения демонстрации промышленных экскурсий: спускаться в шахту, посмотреть на предприятия, которые занимаются горно-обогатительной деятельностью, майнинговую ферму, уникальную теплицу, которая выращивает растения в условиях вечной мерзлоты... И тогда становится посещение промышленных объектов частью городской инфраструктуры для туристов. Анастасия Семенова: Вы сказали, что есть вкладка с бесплатными экскурсиями, а есть экскурсии, которые платные. Сколько это стоит? Потому что задают вам вопрос наши телезрители. Разброс цен. Алевтина Золотарева: Цена на экскурсии варьируется от 300 до 1,5 тысяч рублей в зависимости от того, входит туда мастер-класс либо не входит, входит туда дегустация либо не входит, входит туда какой-то особенный комплект спецодежды, который затратен, который необходимо каким-то образом предоставить именно с целью защиты и безопасности туриста, либо нет. Поэтому здесь разные возможности и нужно искать то, что подходит. Анастасия Семенова: Вот вас бы хотелось спросить, что бы вы порекомендовали, может быть, самые интересные для вас производства, на которые сейчас можно попасть. Алевтина Золотарева: Самые известные... Анастасия Семенова: Самые популярные и самые интересные. Антон Липовский: Самые впечатляющие. Алевтина Золотарева: Очень впечатляющий, несмотря на то что это сложное металлургическое производство, ММК, Магнитогорский металлургический комбинат, он стал одним из самых открытых предприятий, в т. ч. инклюзивные экскурсии проводит. Это изменило в т. ч. образ города. Даже сами горожане из представления о том, что это предприятие за высоким забором, теперь говорят: «Мы гордимся тем, что там работают наши родственники и наши знакомые». И люди в т. ч. приезжают в Челябинскую область с желанием посетить комбинат. Необыкновенно классные экскурсии на завод «Чистая линия» по производству мороженого, где человек получает в т. ч. сертификат на то, чтобы это мороженое есть в течение года. Там есть некоторые ограничения по территории, на которой может быть сделана эта доставка, но в целом такое предложение существует. И экскурсия с участием аниматоров очень интересная и веселая. Вот, пожалуй, такие примеры. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Антон Липовский: Два абсолютно разных примера, как раз есть из чего выбрать. Спасибо большое! Алевтина Золотарева, маркетолог, эксперт по промышленному туризму проекта «Промтуризм. Практикум».