Анастасия Семенова: А сейчас с нами на связи Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года. Алихан, здравствуйте. Алихан Динаев: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Ну мы уже поняли, что каникулы даются не просто так, нужно, чтобы ребенок сменил деятельность, перезагрузился, отдохнул. Мы разговаривали с предыдущим экспертом, и говорят о том, что все-таки задают сейчас в школе задания на каникулы. Так ли это? Детям. Алихан Динаев: Это как правило зависит от учителя, во-первых. Во-вторых, зависит от того, насколько успешно они усваивают учебную программу, успевают ли они это сделать. Очень часто по разным причинам учителя не успевают следовать плану, графику, рабочей программе и используют каникулы для того, чтобы наверстать упущенное. Кроме того, учителя часто задают домашнее задание не всем ученикам, а тем, которые по разным причинам отстают, испытывают какие-то проблемы и так далее. Вот, мне кажется, три основные ситуации, когда на каникулы дают домашнее задание. Антон Липовский: Алихан, но вы не просто учитель, вы заслуженный педагог. Вот скажите, пожалуйста, по вашему мнению, как бы вы хотели, чтобы ваши подопечные проводили каникулы? Ну, конечно, вы сейчас скажете – с пользой, а вот как? Алихан Динаев: Я бы хотел, чтобы они прежде всего отдохнули, чтобы они набрались сил, чтобы они пополнили запасы энергии. И я бы безумно хотел, я всегда прошу об этом детей и родителей, чтобы эту неделю они проводили вместе. Чтобы они съездили куда-нибудь, посмотрели что-то новое, сходили вместе на какой-то мастер-класс, в музей, на выставку, в галерею, на горнолыжный курорт, если есть такая возможность. Но эта неделя – уникальный шанс для родителей улучшить отношения со своими детьми, провести время вместе с ними. Анастасия Семенова: А скажите, пожалуйста, а есть… я вот читала, когда готовилась к эфиру, что в некоторых школах есть какие-то дополнительные занятия. Ну не все могут провести с ребенком время, и действительно так? Потому что мнения разделились. Алихан Динаев: Безусловно, я тоже вижу результаты вашего опроса. Прямо сейчас только 25%, 26% родителей берут отпуска, и у большинства нет возможности осенью, в ноябре, например, взять отпуск. Поэтому школы очень часто таким образом идут навстречу родителям и организуют какие-то дополнительные занятия. Как правило, это кружковые занятия, но нередко это занятия по основным предметам – либо подтягивают уровень учеников, либо готовят к олимпиадам и к ЕГЭ. Анастасия Семенова: Ну то есть по сути это тот же учебный день, правильно? Чтобы родители могли как-то время свое распределить. Алихан Динаев: Это тот же учебный день, но для детей он более, скажем так, в неформальной обстановке. Ну часто, например, во время каникул разрешают не носить школьную форму, если она в школе есть, ну то есть в более свободный и неформальный характер этих занятий. Анастасия Семенова: А школьные звонки отключают на это время? Алихан Динаев: Да, кстати, как правило отключают, и учитель сам контролирует этот процесс вместе с детьми. Анастасия Семенова: Вот так вот учитель классно проведет время с ребенком, и день прошел. И учитель не заметил. Антон Липовский: Звонки отключают, но кнопки на стул все равно неизменно кладутся. Хорошо. У меня такой вопрос. Скажите, вот мы с девушкой по работе с многодетными семьями когда включались, она сказала о том, что вот она составляет прямо список. Они делают план тех дел, которые надо выполнить ежедневно. Скажите, вы вот за такой плотный подход? Или вы считаете, что ребенку все-таки на творческий откуп надо отдать? Хочет он с друзьями – значит с друзьями. Захотел сегодня спорт – значит спорт. Или прямо сесть и составить тайминг. Анастасия Семенова: Прямо на целую неделю. Алихан Динаев: Друзья, я всегда исхожу из того, что каждый ребенок индивидуален, и единые рецепты выписывать для всех неправильно. Кому-то из детей такой четко прописанный, продуманный план, алгоритм действий подойдет идеально. Кто-то возмутится, и кто-то будет недоволен таким жестким контролем его времени. Я бы хотел, может в заключение добавить, что нужно помнить, Россия – это страна, где дети выполняют огромное количество домашних заданий. По времени, которое дети выполняют домашнее задание Россия занимает 4-е место в мире. А по доле учителей, которые дают домашку – 1-е место. 98% российских учителей дают домашние задания. Не знаю, кто эти 2 оставшиеся процента, но нигде в мире так много учителей не дают детям домашние задания. Поэтому я очень прошу и учителей и, пользуясь случаем, обращаюсь к родителям: дайте детям возможность немного отдохнуть в эту неделю. Если они хотят читать, пусть читают и готовятся. Анастасия Семенова: Пусть носятся, бегают. Алихан, а учителя отдыхают во время каникул или нет? Алихан Динаев: Как правило, нет. У нас, разумеется, каждый день мы на работе, и, как правило, эта неделя отдана на образование, на методические какие-то мастер-классы, тренинги и прочую, часто бумажную, работу, которую нужно выполнить к новой четверти. Анастасия Семенова: Алихан, вы тоже были школьником. А как вы проводили свои каникулы? Алихан Динаев: Играл в футбол с друзьями по нашей многоэтажке, занимался домашними делами, очень много читал художественную литературу приключенческую, например, Жюля Верна. Примерно так. Антон Липовский: Здорово. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Антон Липовский: Настоящие каникулы. Анастасия Семенова: Алихан Динаев с нами был на связи. И главное, что Алихан ни слова не сказал про телефон. Антон Липовский: Да, совершенно. Ну потому, что всему, наверно, должно оставаться время.