Алло! Мы застряли!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/allo-my-zastryali-81771.html Анастасия Семенова: Алексей Сергеевич Захаров с нами на связи, первый вице-президент Национального лифтового союза. Здравствуйте, доброе утро, Алексей Сергеевич.
Алексей Захаров: Да, доброе утро.
Руслан Арсланов: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Самый главный вопрос. Вообще, много сообщений о том, что лифты не работают год, два, три... Вообще, как узнать, когда у тебя будут менять лифт? И почему его не чинят и что с этим делать? Приятно, что вы стоите как раз на фоне лифта.
Алексей Захаров: Да, я как раз нахожусь на Московском лифтостроительном заводе, который сейчас хорошо очень развивается и, соответственно, вводит в основном москвичам, жителям столицы новые лифты.
Хотел еще сразу похвалить ведущую нашу, которая абсолютно верно сказала одно из самых главных правил у пользователей лифта: внимательно прочитать правила пользования, прежде чем заходить в лифт. Действительно, не перегружать его...
Руслан Арсланов: Вот, то двойки, то пятерки.
Алексей Захаров: ...а самое главное, соблюдать правила перевозки детей, колясок: ни в коем случае нельзя завозить коляску с ребенком в кабину – ребенка надо брать на руки.
Как узнать, сколько лифт должен служить? Как раз, вот именно из этой информационной таблички, которая сейчас по правилам должна располагаться либо на основном посадочном этаже, либо в кабине лифта. Назначенный срок службы у лифта 25 лет, после этого срока необходимо провести обследование и принять решение о его техническом состоянии, можно ли его эксплуатировать еще какое-то время или же необходимо его менять.
В подавляющем большинстве случаев техника уже шагнула настолько далеко вперед, что старые лифты, которые работали более 25 лет, уже отвечают не всем современным требованиям, которые сейчас с каждым разом, с каждым десятилетием повышаются. Но при этом, конечно, не надо так бояться, что вот прямо 25 лет наступило и в лифт заходить нельзя.
Самое важное и самое главное – это чтобы лифт попал в хорошие руки, как говорится, чтобы профессиональная организация с квалифицированным персоналом проводила его обслуживание. Периодичность обслуживания лифта, для справки нашим зрителям, бывает от одного раза в месяц, иногда бывает два раза в месяц, это плановый технический осмотр, обслуживание, когда проводится осмотр, очистка механизмов, смазка и тому подобные вещи. Дополнительно раз в три месяца, потом еще в полгода добавляются другие регламентные работы на лифте.
И один раз в год проводятся испытания лифта в форме технического освидетельствования. Для этого управляющая организация дома должна пригласить независимую испытательную лабораторию, которая аккредитована и информация о которой находится в госреестре, в которой работают также квалифицированные эксперты, которые прошли оценку квалификации. Соответственно, они должны сымитировать все возможные аварийные ситуации на лифте, т. е. проверить, как сработают устройства безопасности. И только после этого они выписывают акт, и это подтверждает то, что лифт может дальше продолжать эксплуатироваться. Непроведение таких испытаний является грубым нарушением.
И хотел также предупредить, что с 1 сентября этого года Ростехнадзор получил уже полные права на то, чтобы контролировать и надзирать за лифтами, имеет полное право, скажем так, делать административные наказания за нарушение правил, вплоть до остановки лифта и вывода его из эксплуатации. Естественно, делает это он не сам, это делается через суд, но, так скажем, основу фиксирует инспектор Ростехнадзора.
Руслан Арсланов: Алексей Сергеевич, вот сразу тут возникают вопросы по ходу вашего разговора. То есть получается, что если Ростехнадзор посчитает ваш лифт непригодным, его просто остановят? Люди будут ходить пешком? Или они все-таки должны как-то повлиять на компанию, которая занимается ремонтом, точнее, следит за домом и за лифтом? Как это работает?
Алексей Захаров: Если фиксируется нарушение, то, естественно, выписывается предписание с указанием, что нужно устранить. И вот если компания не реагирует на это никак, не проводит, скажем, технические меры не принимает для устранения нарушения, то тогда возможна действительно подача информации в суд, тогда это будет уже остановка лифта.
Анастасия Семенова: И сколько ждать замену?
Алексей Захаров: Как я уже отметил, замена у нас возможна и производится один раз в 25 лет, а в остальное время лифт просто нужно хорошо обслуживать, и тогда он будет служить вам долго, верой и правдой.
Анастасия Семенова: Так-так-так, подождите. Получается, если что-то произошло, лифту, допустим, 20 лет, что-то с ним случилось, все его остановили, тт. е. мы ждем 5 лет, когда наступят те 25, чтобы поменять? То есть 5 лет все будут ходить пешком? Какие худые все будут!
Алексей Захаров: Лифт останавливается не из-за того, что ему 20 лет, а из-за того, что управляющая организация не обеспечивает безопасную его эксплуатацию. А технически лифт в состоянии работать и 25, и 26 лет, и больше в зависимости от его качества обслуживания.
Анастасия Семенова: Это понятно. А кто тогда должен повлиять, чтобы он вновь заработал?
Руслан Арсланов: Это на жителей все ложится? Они должны влиять на управляющую компанию, а компания, соответственно, решать вопрос с лифтом?
Алексей Захаров: Технические неисправности могут быть разные.
Вот вы уже в эфире озвучивали, что у лифта, допустим, двери до конца не закрываются. Это может быть как серьезная техническая неисправность, так и банально некачественная уборка лифта, т. е. попадает в пазы грязь или уборщица туда это сметает, грязь набивается и не дает створке до конца закрыться, соответственно, контакт безопасности не срабатывает и лифт не может дальше двинуться, это когда полностью исправный лифт, это происходит именно так. То есть нужно либо просто почистить, скажем, паз, по которому ходит дверь, или же это более серьезная неисправность, и необходимо требовать от управляющей компании, чтобы она инициировала у специализированной организации проверку и, возможно, замену каких-то деталей.
Если говорить о том, кому жаловаться, то первый адрес – это та управляющая организация, которая управляет вашим домом. Если это не действует... Причем я рекомендую это делать либо в письменной форме, либо в форме электронного обращения, чтобы было зафиксировано, когда вы это сделали. Параллельно можно сообщить такую же информацию по телефону диспетчерской, который также находится на информационной табличке. Можно обратиться напрямую в обслуживающую организацию, название которой также находится, должно находиться на табличке лифта.
Если все эти меры не оказывают никакого воздействия...
Анастасия Семенова: ...в прокуратуру.
Алексей Захаров: ...то есть два варианта, куда обращаться: Государственная жилищная инспекция, это жалоба на действия управляющей компании, или же это Ростехнадзор, территориальное отделение, где также можно оставить свою жалобу на некачественную работу лифта...
Анастасия Семенова: А дальше уже прокуратура.
Алексей Захаров: Единственное, только необходимо это делать официально, либо через сайт Госуслуг, либо сделать личный визит, ну или как минимум хотя бы написать электронное письмо с полными координатами заявителя. Предварительно это будет проверено, и, соответственно, дальше уже инспекция будет реагировать.
Если же и это не принесло результатов, вы правильно говорите, уже существуют органы прокуратуры, которые должны воздействовать уже, скажем, на действия Ростехнадзора, на действия инспекции.
Анастасия Семенова: Понятно, компаний.
Алексей Сергеевич, вот такой вопрос. Сейчас проходит в Москве международная выставка лифтов, подъемного оборудования и комплектующих – а какие будут лифты будущего? Что нам ждать? Буквально 15 секунд.
Алексей Захаров: На самом деле международная выставка лифтов будет проходить только в июне этого года, она проходит раз в 2 года, сейчас это региональное мероприятие. Естественно, лифты не стоят на месте, технически развиваются очень сильно. Вот сейчас на заводе МЭЛ [АО «Московское Электрооборудование и Лифты»] посмотрел очень много интересных новых технических решений. Лифты становятся более «умными», более комфортабельными: повышенная шумоизоляция, удобство управления, возможность управления, допустим, даже с телефона, вызвать кабину себе...
Анастасия Семенова: Вот это да!
Руслан Арсланов: Вот этого будем ждать!
Анастасия Семенова: До чего дошел прогресс!
Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Алексей Сергеевич, спасибо вам большое! Извините, заканчивается наше время.
Мы прерываемся, сейчас Мария Вингарт с новостями, а потом продолжим.