Алёна Суслова: Самое главное – это не только выбрать музей и привести туда ребёнка, но и не переборщить со временем посещения
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/alyona-suslova-samoe-glavnoe-eto-ne-tolko-vybrat-muzey-i-privesti-tuda-rebyonkom-no-i-ne-pereborshchit-so-vremenem-poseshcheniya-68907.html Мария Карпова: Алена Суслова с нами на связи, ведущий специалист социокультурных коммуникаций Русского музея. Алена Владимировна, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Алена Суслова: Здравствуйте.
Мария Карпова: Алена Владимировна, давайте определимся сразу, с какого возраста вообще имеет смысл вести ребенка в музей.
Алена Суслова: Вы знаете, с того времени, как только он начинает проявлять интерес к окружающему миру, т. е. буквально вот с первых лет жизни. Ну то есть в музей можно ходить даже с ребятами вот в слингах, да, т. е. вот мамы... У нас в музее я часто вижу мам, которые приходят прямо вот буквально с годовалым малышом.
Петр Кузнецов: Соответственно, мы понимаем, что он явно ничего не поймет, может быть, даже не поймет, где он...
Мария Карпова: Да, какой в этом смысл? Он же все равно ничего не увидит на картине, даже если он на нее посмотрит.
Алена Суслова: Безусловно, восприятие ребенка в этом возрасте совершенно другое, совершенно не так он смотрит, как взрослые. И вообще, чаще всего это взрослый музей для взрослых, для ребенка там мало чего интересного.
Но я вас уверяю, что ребенок выберет, он обратит внимание именно на то, на что ему интересно посмотреть. Может быть, это будут, знаете, ступеньки лестницы, по которым он может проползти, или потрогать завиток на балюстраде, или какую-то, например, бронзовую ручку на дверях музея, или какой-то узор, или просто маску, маскарон на двери. То есть на самом деле для ребенка вот начиная буквально с первого года жизни есть какие-то вещи в музее, которые попадают в поле его зрения.
Но на самом деле я вам должна сказать, что для ребенка самого маленького возраста важен еще опыт родителей. Вот если родитель, держа на руках ребеночка, получает удовольствие, глядя на картины, т. е. взрослый, то это, я вас уверяю, передается это отношение ребенку.
Мария Карпова: Если мы все-таки говорим о детях чуть постарше, да, потому что, я думаю, ребенка в коляске или в слингах особо можно не готовить к посещению...
Алена Суслова: Конечно.
Мария Карпова: Как вот дошкольника или даже школьника, как его подготовить к посещению музея? Как ему объяснить, как себя вести? И как выбрать выставку или музей правильно?
Алена Суслова: Да, вы знаете, действительно, можно... Вообще, на самом деле я вас уверяю, что тут важно подготовить чуть-чуть, но не переборщить. И самое главное не только выбрать музей и привести туда ребенка, но еще самое главное – не переборщить с временем посещения ребенком музея. Потому что, вы знаете, вот его внимание держится очень недолго, да, собственно говоря, оно длится буквально меньше минуты. И ребенок постарше...
Вообще, вы знаете, тут очень важен возраст ребенка, потому что вот начиная с дошкольного возраста и дальше в школьном возрасте каждые полгода важны для развития просто физических, психофизических данных ребенка, у него восприятие изменяется каждые полгода. И вы работаете с восприятием детским, и там всегда есть какие-то особенности. Лучше знать вот это, что ребенок видит, что воспринимает.
Но самое главное, вот когда вы готовитесь к походу, может быть, просто выберите тот маршрут в музее... Посмотрите на маршрутный лист в музее, посмотрите на буклеты, которые есть в путеводителях, посмотрите, что вам интересно и что ребенку могло бы быть интересно, вот вашему ребенку, чтобы посмотреть эту экспозицию, посмотреть, куда он может пойти.
Мария Карпова: Опять же, говорят, что больше интерактива нужно для детей, что-то пощупать, что-то поделать...
Алена Суслова: Не обязательно.
Мария Карпова: Не обязательно, да?
Алена Суслова: Это зависит от вашего ребенка. Вообще, вот самая главная рекомендация, которую я могу дать, – идти от ребенка, вот посмотреть на музей глазами вашего ребенка. И самое главное – дать ему важный опыт, просто смотреть и просто увидеть, а это открытие.
Мария Карпова: Еще такой короткий уточняющий вопрос: стоит ли разделять искусство для взрослых и искусство для детей?
Алена Суслова: Нет, искусство... Я не рекомендовала бы разделять искусство для взрослых и искусство для детей. Искусство – оно для всех. Просто внимание ребенка направлено туда, что ему интересно.
Например, ребенку 4–5 лет очень интересны животные в картинах. Вы знаете, можно много увидеть животных, они чаще всего изображаются... У нас в Русском музее есть, например, портрет сестер Шишмаревых кисти Карла Брюллова, и там на переднем плане прямо бежит собака с радостью, с таким громким, можно сказать, лаем, если бы озвучить эту картину. Она находится прямо напротив глаз ребенка, т. е. то, что находится в поле его зрения. Вот с таких деталей можно начинать смотреть картины, ну и другие произведения.
Петр Кузнецов: Да. Спасибо вам огромное! Алена Суслова, ведущий специалист социокультурных коммуникаций Русского музея.
Еще одно сообщение: «Трудно ходить в музей, когда работаешь с утра до вечера», – из Вологодской области. Пишет нам смотритель в музее.
Мария Карпова: «Ночь музеев», кстати, с 20-е на 21-е мая, как раз вот скоро...
Петр Кузнецов: Не пропустите, хороший повод и возможность.
Мария Карпова: Есть возможность, да.
Делитесь своим опытом ваших походов в музей вместе с детьми, с внуками по номеру 5445.
У нас новости далее.
Алёна Суслова: Самое главное – это не только выбрать музей и привести туда ребёнка, но и не переборщить со временем посещения