Анастасия Семенова: Ну давайте разберемся, как все-таки правильно ходить в гости. Сейчас у нас на связи Бахтина Анастасия, специалист по этикету. Анастасия, здравствуйте. Анастасия Бахтина: Добрый день, доброе утро. Иван Князев: «А потом они посидели еще, а потом они посидели немного еще, а потом они посидели немного еще». Анастасия Семенова: Рады гостям дважды – когда они пришли и когда они ушли. Иван Князев: Ну вот так, наверно, не надо делать, как вот Пух в мультфильме? Анастасия Бахтина: Ну конечно, конечно, нет. Очень важно на самом деле, чтобы гости, которых вы приглашали, имели чувство такта. Но оно не у всех бывает, разумеется. Поэтому здесь каждая хозяйка, хозяин дома – это на самом деле менеджер своего дома. И изначально нужно выставлять какие-то рамки, действительно уметь сказать «нет» в какие-то моменты. Иван Князев: Ну а как это сделать? Вот понимаете, нам звонила телезрительница. Ее мучают ее родственники, я уже понял просто по ее интонации, которые приезжают. У нее там дел по горло, а они все равно приезжают, еще и с детьми, а отказать не может – вроде бы родня. Ну нельзя же им просто сказать: «Я больше вас видеть не хочу! Проваливайте!» Анастасия Семенова: Да, мы же всегда боимся вот обидеть этим человека, и что он больше никогда к нам не приедет в гости. Анастасия Бахтина: Давайте разведем родственников и гостей, потому что родственники – это крест. Если называть вещи своими именами, родственники – это как родители, мы их не выбираем. Иван Князев: Это святая правда. Анастасия Бахтина: Да, и поэтому мы в каком-то смысле должны смиряться и принимать наших родственников. Это наша задача. Но тем не менее все равно нужно уметь в каких-то моментах их просто ограничить по времени, действительно сказать: «Ну извините, у меня сегодня (или на этой неделе) какие-то важные, неотложные дела», чтобы все равно были какие-то рамки, потому что уважение должно быть взаимным. Не может быть так, что одна сторона все время преследует свои интересы, а вторая все время отступает. То есть это должна быть игра и в те и в другие ворота. Анастасия Семенова: Хорошо. А что касается вот незваных гостей, это ж тоже такой всегда каверзный вопрос. Как все-таки не поставить в неудобное положение человека, к которому вы пришли и все-таки лучше как-то предупреждать? Ведь есть какой-то этикет по этому поводу. Анастасия Бахтина: Да, и он действительно зависит на самом деле от страны. Здесь мы говорим о гросс-культурных коммуникациях: то, что нормально для одних, ненормально для других. Например, в арабских странах, в Латинской Америке, в так называемых «теплых» культурах приходить в гости без приглашения – это вариант нормы. В «холодных» культурах, в северных странах, в Северной Европе, в России в том числе, особенно в черте города приходить в гости без приглашения – это дурной тон. Обязательно нужно предупреждать о своем визите. Иван Князев: А если все-таки пришли? Анастасия Бахтина: Если пришли, то нужно обязательно пригласить в дом. И есть такое правило в этикете: каждый человек имеет право на стакан воды. В нашем случае, в России – это чашка чая, то есть нужно предложить напиток, но опять ограничить человека по времени и сказать: «Извини, я тебя не ждала (или не ждал), у меня есть полчаса, час». Дальше вы обозначаете ровно тот лимит по времени, который уместен в данной ситуации. Анастасия Семенова: Главное вот –не бояться это сказать. Мы же вот всегда боимся как-то, что нам будет неудобно, человеку. Вот просто сказать: «Прости, вот полчаса, правда, готов тебя принять», и ничего же в этом страшного нет, правда? Ведь вы никого не хотите обидеть. Анастасия Бахтина: Абсолютно. Это вариант нормы в нашей жизни. На сегодняшний день абсолютно в этом ничего нет зазорного. Иван Князев: Анастасия, я просто хотел еще вот что выяснить. С чем ходить в гости? Вот некоторые обижаются, что к ним приходят с пустыми руками. Вот что принято в нашей стране, что в других странах? Вот какие здесь есть нормы этикета? Анастасия Бахтина: Смотрите, есть международные стандарты этикета, и есть национальный стандарт этикета. Если мы поднимаемся на международный уровень, то стандартный набор для Европы, если мы берем среднюю температуру по больнице – это цветы хозяйке, шоколад и вино. И в принципе, если мы спускаемся на уровень национального этикета и смотрим на нашу страну, я не вижу никаких препятствий, противоречий, чтобы на территории нашей страны сделать то же самое. Всегда понадобится какой-то напиток на аперитив, всегда никакие конфеты шоколадные из хорошего настоящего шоколада не будут лишними. И безусловно цветы хозяйке – это приятно. Вы можете потом их, кстати, отправить, не всегда цветы нужно приносить именно в тот момент, когда вы пришли. А когда вы пришли в гости, осмотрелись, посмотрели, какой у хозяйки интерьер, во что она была одета, может быть даже узнали, какие цветы она любит, и отправили цветы задним числом с благодарственной карточкой за прием – ну это высший пилотаж. Анастасия Семенова: Хорошо, а если прийти, не знаю, салат свой сделать и принести, это уместно или все-таки хозяйка вас встречает, и хозяйка накрывает на стол? Не надо показывать, что я тоже что-то умею, и мое блюдо тоже будет на столе? У нас так любят в России. Анастасия Бахтина: Это зависит от степени формальности, от уровня формальности мероприятия. В этикете принято различать три степени формальности: неформальный, полуформальный и формальный. Иван Князев: Да, спасибо вам, Анастасия Игоревна. К сожалению, у нас уже эфир заканчивается. Анастасия Семенова: Спасибо. Иван Князев: Хотелось бы поподробнее об этом поговорить. Анастасия Бахтина, специалист по этикету была с нами связи. «Вы гостеприимный человек?» – спрашивали мы вас, и интереснейшие результаты. Нет – 64%. Друзья, что случилось-то у нас, почему так? Анастасия Семенова: Только 36%, как? Иван Князев: Мы же не последняя страна. 64% – нет, 36% сказали, что да, принимают гостей. Надо что-то менять срочно. Вот берите пример с Насти. Анастасия Семенова работала. Анастасия Семенова: И с Ивана. Иван Князев тоже работал для вас. Иван Князев: До завтра. Анастасия Семенова: Пока, пока.