Петр Кузнецов: Давайте поговорим о старых брендах и новых именах из Китая с нашим первым экспертом по теме – это менеджер по работе с Китаем Анастасия Холкина. Анастасия, здравствуйте. Анастасия Холкина: Добрый день, приветствую, (говорит по-китайски). Петр Кузнецов: Пока еще не научились... Мария Карпова: Так, пожалуйста, отвечай. Петр Кузнецов: Вотя-хаю-тай, ду-ва, Анастасия! Вопрос: как и чем они начинают себя зарекомендовывать на нашем рынке? И только ли дело в уходе больших европейских мировых брендов? Я сейчас о всем китайском, что приходит к нам. Анастасия Холкина: На самом деле, если мы посмотрим на прилавки, 99% товаров – это все товары китайского производства. Если мы с вами как обыватели смотрим и думаем то, что это Европа, Америка, – нет, все производится в Китае. Еще в 1990-х гг. американские и европейские компании перенесли свои производства на территорию Китая. Почему? Дешевая рабочая сила, китайское правительство стимулирует Китай на производство, поскольку эта страна все-таки экспортная, которая производит товары и отправляет в другие страны. Ну и так, собственно, все зародилось в Китае. После этого те же европейские компании, которые размещают заказы у китайцев, делают специальные шильдики европейского образца, стандарта, и после этого уже отправляют по всем странам, по всем дистрибьюторским центрам, повышая, естественно, цены, а дальше мы с вами покупаем, такая ситуация. Петр Кузнецов: Да. Смотрите, но при этом есть исключительно китайские бренды, которых становится больше, они хотят именно Китаем прийти к нам. Чем они отличаются от всего вышеперечисленного вами, от схемы уже известной? Анастасия Холкина: Большая роль, вы правильно заметили, это история прошлого февраля, когда у нас европейские бренды основные ушли. И поскольку покупательская способность на самом деле не изменилась, людям как нужно было покупать товары какого-то продовольственного, потребительского сегмента, они продолжают покупать. И здесь как раз-таки на смену приходят китайские товары, раз. Два. Все-таки Россия и Китай сейчас два главных стратегических партнера, и Китай выходит к нам, ну как друзья. И на самом деле даже среди моих партнеров, компаний мы относимся к Китаю очень дружелюбно, очень стратегически нацелены, я бы сказала. Поэтому да, мы всегда за то, чтобы они привозили, размещали свои марки, для того чтобы наше российское население наконец-то привыкало, потихоньку, но привыкало. Петр Кузнецов: О самом главном для потребителя давайте поговорим – о качестве. Во-первых, улучшается ли оно, и если да, то за счет чего? И в каких сегментах, чтобы конкретизировать тоже. Анастасия Холкина: Да, окей. Меня на самом деле очень сильно смущает вопрос низкого качества. Это стереотип о том, что в Китае низкое качество. Китай – это та страна, которая может производить товары абсолютно любого сегмента. Ну то есть у нас есть очень экономсегмент, средний сегмент и люкс-сегмент. Так вот когда у нас покупатели выбирают какие-то товары, они должны понимать: если цена дешевая, соответственно, и качество соответствующее. Но, к примеру, если мы говорим об одежде, то в Китае отшиваются такие люкс-бренды, как Gucci, джинсы Gucci. Никто об этом не знает, но так и есть. Мария Карпова: Это подтверждает сообщение из Самарской области: «В Китае есть такая одежда, что у многих денег не хватит на такую красоту». Анастасия Холкина: Абсолютно точно. Мария Карпова: То есть опять же как во всем мире, так и в Китае есть разные просто уровни брендов. Петр Кузнецов: Да-да-да. И я тоже так понимаю, что дорогой гаджет китайский, действительно китайский, он ни в чем не уступает раскрученным брендам, ну если мы о гаджетах говорим, вроде Samsung? Анастасия Холкина: Естественно. Более того, почему? Потому что он просто еще не раскручен. Но, учитывая, какие технологии инновационные вот в эти все гаджеты, они ничем не уступают Европе, Америке и всем популярным брендам. Опять-таки, когда Китай закрылся во времена пандемии, они 2–3 года были сконцентрированы преимущественно на развитии своей собственной инфраструктуры внутри Китая. Я сейчас говорю и о информационной, и о технологической, и о производственной. Поэтому сейчас те товары, которые они производят, абсолютно не уступают качеству европейскому, а иногда еще и лучше. Возвращаясь, почему? Потому что Европа сама отшивается и производит товары в Китае, все идет в Китай. Петр Кузнецов: И мы уже частично начали об этом говорить, Анастасия: у новых китайских брендов есть все-таки шанс себя раскрутить и быть узнаваемыми и любимыми в будущем? Анастасия Холкина: Я считаю, что здесь очень важная стратегическая история про вот создание нового, так скажем, маркетингового веяния, что да, теперь к нам приходят новые товары из Китая, пожалуйста, пробуйте, изучайте, я сейчас говорю о российском населении. Ну то есть здесь нужно продумывать маркетинговую стратегию, чтобы мы как покупатели начинали привыкать. Потому что все равно еще в головах у нас, что «Китай – низкое качество», «давайте нам Европу»... Петр Кузнецов: Да, еще долго будет сидеть, особенно у тех, кто застал девяностые. Анастасия Холкина: Да. Но молодые люди, особенно те, кто делают бизнес, например, я больше 7 лет занимаюсь бизнесом с Китаем, я абсолютно четко внутри понимаю все эти процессы и понимаю, что мы все равно к этому придем, когда-то придем. Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Анастасия Холкина, менеджер по работе с Китаем, наш первый специалист по теме.