Мария Карпова: С нами на связи Анастасия Перевалова, преподаватель по современному этикету и невербальным коммуникациям. Анастасия, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Анастасия Перевалова: Доброе утро. Мария Карпова: Анастасия, очень хочется мне процитировать Гиляровского, надеюсь, что успею... Он еще в XIX веке считал, что «практика чаевых в столице была фундаментом общепита, а у прислуги и вовсе не было зарплаты: они жили только на то, что подадут посетители». Мне кажется, что у нас в стране до сих пор какое-то особенное отношение к чаевым. Даже за границей знают, что русские дают самые щедрые чаевые, даже там, где неуместно. Согласны, что это уже наша такая национальная особенность? И почему чаевые имеют огромное значение в нашей жизни? Видите, какие споры вызывает эта тема. Анастасия Перевалова: Да, согласна, что именно за границей русские дают большие чаевые. Но, к сожалению, в России они дают гораздо меньше чаевых, чем за границей. Мария Карпова: Все-таки почему такой наболевший вопрос, как вам кажется, у нас (уже бог с ней, с этой заграницей)? Анастасия Перевалова: Во-первых, чаевые – это добровольная благодарность, начнем с этого. И в России многие тоже об этом говорят, что это вроде как уголовно наказуемо, когда вы даете чаевые. Но мне кажется, что все-таки это не про то – это благодарность, то же самое, как вы там дарите конфеты людям или какие-то подарки. Почему бы и нет, почему бы именно так не отблагодарить? Но вообще, по закону, да, любая сумма, требуемая сверх чека, у нас считается незаконной, поэтому, возможно, у кого-то есть такое негативное отношение к чаевым. Мария Карпова: Есть ли сферы, в которых чаевые – это не опция, а, скажем так, обязанность? Где вы точно должны отблагодарить? Анастасия Перевалова: В России нет таких сфер. Это просто такая дань уважения и правда благодарность. Вот у нас в России считается 10% – это хорошие чаевые. Вы можете дать на чай обслуживающему персоналу в любой сфере: рестораны, гостиницы, как вы говорили, салоны красоты, заправочные станции, возможно, гардеробщик, который помогает вам одеться... Кстати, вот есть единственное правило, которое не стоит нарушать, – это то, что дамы не дают гардеробщику на чай, всем остальным дамы могут давать на чай. Мария Карпова: Все-таки, вот если совсем просто, это невежливо, если я не оставляю чаевых? Анастасия Перевалова: Ну, этикет считает, что да, лучше оставить на чай, но только если вы действительно довольны обслуживанием, если вы готовы поблагодарить человека. Если есть какие-то нюансы, что вы недовольны, тогда не даем ничего. Петр Кузнецов: Да, вот это вот здорово, что вы подчеркнули, потому что я нашел во всяких российских книгах по этикету, назовем их так, вот там пишут: «В ресторанах принято давать на чай от 5 до 10% суммы, указанной в счете. Для удобства можно использовать такую систему: 5%, если обслуживание было удовлетворительным, 10% за хорошее и 15%, если уж совсем, исключительно понравилось». То есть получается, вот как раз мой вопрос заключается в том, что даже если было удовлетворительно, все равно 5% нужно оставлять? Ничего себе... Мария Карпова: Сидишь с калькулятором и высчитываешь. Петр Кузнецов: И это тоже. Но тем не менее, если не понравилось, здесь хотя бы логика проще работает, этикет тоже вслед за ней, что не понравилось – понятно, что и ты останешься тоже как бы без чаевых. Понятно, спасибо. Мария Карпова: Это было просто твое мнение? Я думала, Анастасия ответит как-то, парирует. Петр Кузнецов: Нет, просто именно в российских книгах по этикету. Анастасия говорит, что не оставлять. Я просто это закрепил. Анастасия Перевалова: Я уже ответила, да, что я считаю, что все-таки если не понравилось, то зачем тогда действительно благодарить. У них есть за это зарплата. Другой вариант, если бы не было совсем зарплаты и мы бы понимали, что человек сейчас нас хоть как-то обслужил... Петр Кузнецов: Только на чаевых... Анастасия Перевалова: ...конечно же, да, ему что-то оставим. Мария Карпова: Часто бывает, что чаевые уже включены в счет в ресторанах, в кафе, в барах. Анастасия Перевалова: Да. Но, к сожалению, чаще всего официанты не получают именно эти чаевые, чаще всего они идут в счет ресторана и входят в зарплату именно официантов. Петр Кузнецов: Это не совсем этично, кстати, со стороны ресторанов, включать автоматически в счет, согласитесь. Анастасия Перевалова: Есть рестораны, кто действительно... Но чаще всего делят. И вообще, чаевые сейчас, даже если мы в ресторанах даем официанту, то они складываются в определенную копилку и в конце дня делятся между всем обслуживающим персоналом. То есть не один официант получает эти чаевые, а также повар и тот, кто убирается, они тоже... Петр Кузнецов: Вот, кстати, Анастасия, а меняются ли вот эти категории? Может быть, какие-то со временем отпадают, тем, кому изначально принято оставлять чаевые? Может быть, появляются новые категории теперь, например, а те категории, которым раньше оставляли, теперь вот можно не оставлять? Или правила этикета работают из года в год и не меняются? Анастасия Перевалова: Из года в год здесь ничего не меняется. Петр Кузнецов: Обслуживающий персонал... Спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо большое, Анастасия! Анастасия Перевалова была с нами на связи, преподаватель по современному этикету и невербальным коммуникациям.