Петр Кузнецов: Анастасия Птуха, член Совета Гильдии маркетологов с нами на связи. Здравствуйте, Анастасия. Анастасия Птуха: Здравствуйте, дорогие друзья. Петр Кузнецов: С прошедшими вас праздниками. Анастасия Птуха: И вас так же. Петр Кузнецов: Анастасия, я думаю, что мы пока не будем говорить «а вот надо было так-то», «а вот надо было вот здесь так рассчитать»… Об этом давайте чуть позже. Давайте вот про сегодня. Сегодня 9 января, первый рабочий день, зарплаты не будет… завтра не будет, потому что ее уже выдали в конце года. Я уж молчу про то, что в конце января вот этот аванс, или как он называется, мы получим мало, потому что праздники были большие. Тем временем денег потрачено больше, чем было запланировано. Так что делать до конца января тем, кто все это дело не рассчитал по традиции? Анастасия Птуха: Я полагаю, что на жизнь людям хватит, то есть на непосредственные траты– такие, как, скажем, продукты питания, какие-то предметы первой необходимости. Я думаю, что люди, как правило, оставляют эти деньги. А вот то, что касается больших покупок тех или иных, лучше ждать распродаж. Распродажи как правило у нас в нашей стране немножко по-другому, не так, как во всем мире, они проходят именно после новогодних праздников. Поэтому если кто-то хочет купить телевизор или холодильник, ну, конечно, не нужно брать кредит и бежать это покупать прямо сейчас. Нужно подождать распродажи и уже с большим удовольствием покупать какие-то новые предметы не первой необходимости. Петр Кузнецов: Ну а может быть есть люди, которые говорят: «Я тебе чуть позже подарю на Новый год подарок, уже после новогодних праздников», и как раз пользуются этими распродажами. Правда, есть такие… Все довольны, никто не обижается. Анастасия Птуха: Люди пользуются подарочными картами, люди действительно пользуются такими отложенными покупками, люди пользуются возможностью подарить деньги. Это становится все более и более популярным год от года. Петр Кузнецов: Скажите, ну вот про планирование. Планирование трат на Новый год действительно кто-то, вы знаете, я видел, где-то кто-то сравнил с планированием трат на ремонт. То есть в итоге сумма будет в 2 раза больше, это в лучшем случае. Действительно этого не избежать, выхода из этих рамок? Анастасия Птуха: Нет, нет, нет. Можно распланировать очень хорошо. То есть можно варьировать подарки, не выходить из определенной суммы, но это требует определенных усилий – то есть составления списков. То есть как мы обычно делаем это планирование? Вот действительно очень хорошее сравнение с тратами на ремонт. И мы можем просто дарить может быть немножко не те подарки, которые нам бы хотелось подарить до того, как мы увидели реальные ценники, которые действительно очень сильно поднялись перед Новым годом. Вот приведу конкретный пример. В офисе нашей компании принято устраивать такую популярную игру «Тайный Санта», и для того, чтобы люди не чувствовали себя скованно, определили сумму в тысячу рублей на вот такой вот игровой подарок. Но, разумеется, никто не уложился в эти деньги, понимаете. То есть потратили больше, чем планировали. Но когда мы планируем такие ежедневные траты для своей семьи, здесь уже мы можем более быть гибкими. Петр Кузнецов: Я один раз принимал участие в такой игре, мы тоже там договорились, но конкретной суммой мы не ограничивались. Ну в общем мне достался подарок, который совсем не подошел, и я, вам честно сказать, я его выставил на один сайт объявлений и до сих пор его никто не покупает. Ну ладно. Ну написал, что он новый. Анастасия Птуха: Бывает и такое, да. Петр Кузнецов: Да, ну он связан был с Новым годом, но совсем мимо. Все-таки очень много трат ненужных. Начинаешь выбирать подарки, увлекаешься, и вот ты себе уже раз, не замечаешь, ой, а я себе уже вещи какие-то покупаю, ну совсем не рассчитывал на это. Как этого избежать? Что маркетолог посоветует? Вот это уже, получается, планы на декабрь 2023 года, перед следующим Новым годом. Анастасия Птуха: Дорогие друзья, Новый год – вообще не время заниматься шопингом. То есть это время распланировать свои подарки и не выходить за этот формат. Если мы побежим по магазинам, мы увидим огромные ценники – на 20, 30% дороже, чем обычно, и потратим в результате в разы больше, чем мы могли бы потратить на те же вещи или какие-то привлекательные для себя приятности, потратив на распродажах после Нового года. И если сравнить с тем, что мы потратим перед Новым годом, это будут уже в разы большие траты, конечно никакой семье это не нужно. Петр Кузнецов: На чем действительно можно сэкономить в новогодние праздники именно не в ущерб их качеству? То есть первое, от чего, я думаю, мы откажемся – это от поездок, от путешествий. Но, с другой стороны, сидеть дома, никуда не ездить, потому что там по намеченному плану осталось 2-е число, а у тебя 2000 рублей по плану осталось, ну это такое себе удовольствие. Анастасия Птуха: Такое себе удовольствие. Но тем не менее хорошее планирование очень сильно помогает отрегулировать вот эти моменты. То есть нужно посмотреть, на что мы можем потратить более эффективно. То есть где цены… в общем можно поиграть ценами, где можно поиграть направлением поездки. Мне не кажется, что очень хорошая идея – от чего бы то ни было отказываться в новогодние праздники. Новогодние праздники не так часто случаются, это вот все, что у нас есть – отпуск две недели, может быть еще одна неделя еще одного отпуска и вот эти вот новогодние праздники. Наверно, от поездок отказываться не стоит, но вот планировать их очень хорошо действительно стоит. Незагруженные гостиницы, незагруженный частный сектор для поездок. То есть если поискать очень хорошо, можно найти вот эти незагруженные площадки и поехать туда, а не купить напрямую, скажем, вот то, что первое попалось за большие деньги перед Новым годом. То есть нужно проводить именно такое ну вот серьезное маркетинговое исследование, как покупатель, что я хочу, чем я могу не поступиться. И я уверена, что все эти возможности можно найти. Конечно, если человек хочет пойти в самый дорогой ресторан города, который он хочет посетить – там Суздали или Петербурга, ну наверно, не стоит это делать в новогодние праздники. Можно найти какой-то оригинальный вариант, который запомнится на всю жизнь, и тем не менее окажется вполне себе по карману. То есть новогодние праздники – это время очень серьезного планирования. И как раз оно выпадает на тот момент, когда нам совсем планировать не хочется. Петр Кузнецов: Да, это правда. Очень коротко, если можно, Анастасия, а кредиты на Новый год?.. Ну, к сожалению, популярный очень инструмент, отдельная такая статья – кредиты берут на Новый год. Как вы относитесь к такой модели поведения потребителя? И самое главное – как не купиться на этот соблазн перед Новым годом? Коротко. Анастасия Птуха: К сожалению, действительно кредиты безумно растут под Новый год. Нужно воздерживаться, друзья. Петр Кузнецов: Просто планировать, может быть. А сядьте и сверстайте годовой бюджет в этом году, попробуйте за это взяться. Спасибо большое. Анастасия Птуха – член Совета Гильдии маркетологов.