Анастасия Семенова: Анастасия, здравствуйте! Анастасия Скупова: Доброе утро! Петр Кузнецов: Доброе утро! Анастасия Семенова: Доброе утро! Ну вот, что же вы скажете по поводу интуитивного питания? И говорят, что диеты все – они перестали работать. Анастасия Скупова: Диеты и правда перестали работать. Я даже больше скажу, они и не начинали работать. Потому что если мы обратимся к современным исследованиям, то все они в продолжительном своем формате показывают, что после диет обычно люди в течение двух – трех лет набирают в весе. Веса даже больше, с которого они скидывали. А интуитивное питание – это очень классная вещь. Это не совсем то, про что сказал Петр чуть ранее. Интуитивное питание – это не только про то, что я ем только то, что я захочу. Петр Кузнецов: Я просто интуитивно ответил. Анастасия Скупова: Да. Это тогда очень про интуитивное питание. Но интуитивное питание – оно еще больше про то, что мы слышим и чувствуем потребности нашего организма и, соответственно, их удовлетворяем. Если вы на самом деле прислушаетесь к своему организму, то вы поймете, что вы не захотите сладкого 24/7. Вы захотите овощей. Вы захотите белок в разовом его формате. Вы захотите каких-то углеводов. И все у вас будет в балансе. Но здесь важен момент: чтобы прийти к интуитивному питанию, нужно в первую очередь иметь очень высокий уровень осознанности, для того чтобы прислушиваться как раз к своему организму. И для этого могут помочь там разные дневники питания, разные приложения. Но не с подсчетом калорий, а которые именно ориентированы на взращивание чувства голода и чувства насыщения. И тогда, когда вы уже очень хорошо начнете распознавать ваши чувство голода, чувство насыщения и конкретно то, что хочет ваш организм, вы как раз сможете прийти к тому самому интуитивному питанию, которое не будет выстраиваться только (в кавычках) на «вредной еде». И которая, возможно, вас даже приведет к той форме, которую вы хотите потом у себя видеть. Анастасия Семенова: А сколько времени на это нужно, если действовать по теории интуитивного питания? Ну, действительно, результаты сейчас, они абсолютно разные: кому-то нужно три месяца, кому-то нужно полгода, кому-то год, а кому-то всю жизнь нужно интуитивно питаться. Анастасия Скупова: Предполагается, что мы всю жизнь живем в своем теле. И оно всю жизнь просит какой-то еды, которая его должна как-то насыщать и как-то двигать. Поэтому для этого нужна вся жизнь. И в целом наше питание должно быть выстроено интуитивно, потому что если мы постоянно будем находиться в каких-то ограничениях, то за ограничениями будут следовать срывы, которые нам тоже не очень будут нравиться. А если мы будем постоянно переедать, то мы будем постоянно идти в ограничения. Это некоторый такой замкнутый круг, в котором не очень приятно находиться. И как раз за расстройством пищевого поведения... Анастасия Семенова: Вот к этому, да, и приходим. Анастасия Скупова: Они формируются именно на... Анастасия Семенова: Ведь расстройство пищевого поведения у нас на самом деле, как вот меня прям удивило даже, формируется с самого рождения. Когда мы перекармливаем ребенка, потому что он не может нам сказать, что: «Все, стоп! Я больше не хочу». Как тут быть? Ведь такая пищевая зависимость практически с самого рождения она у нас, с нами приходит в жизнь. Анастасия Скупова: Здесь чуть коротко скажу, что расстройство пищевого поведения формируется под рядом многих факторов: биологических, социальных и психологических. Но конкретно, когда мы говорим про детей, то работа с их пищевым поведением, она начинается, правда, с их рождения. И здесь, наверное, самое важное правило: стараться не устанавливать какую-то эмоциональную связь нашего состояния, эмоций ребенка с едой, которую он потребляет. То есть, если говорить конкретно: это не запрещать есть, не наказывать едой и не поощрять едой. И стараться убрать какую-то историю про то, что есть определенная конкретная еда на какие-то праздники. Вот пример: сейчас есть Масленица, да. И все бегут есть блины, потому что Масленица. Анастасия Семенова: Есть только неделя. Анастасия Скупова: Только неделя. Знаете, приведу здесь личный пример. У меня в семье можно поесть блины хоть завтра, хоть через два часа. Поэтому если я не поем блины на Масленицу, для меня точно не будет катастрофы. И это такая вот история, в которой мы как раз не формируем именно эту эмоциональную завязку на еду. И, соответственно, у человека не работают те паттерны, которые могут привести к формированию расстройства пищевого поведения. Потому что еда не становится регулятором нашего состояния. Анастасия Семенова: Страшную вещь сейчас скажу. Наверное, сейчас наши телезрители мне скажут, что «нет, неправда, Анастасия». Петр Кузнецов: Спасибо, что предупредила, Настя. Анастасия Семенова: Обед. У ребенка обед: суп, второе, десерт, хлеб, компот. А ребенок не хочет. Вот он съел полтарелки супа и начинается: «А съешь за маму. А съешь за бабушку. А съешь за папу!» Как с этим бороться? И действительно, если ребенок не хочет есть, что с этим делать? Потому что тревожатся родители и в ту степь, что он слишком много ест или он недоедает. Анастасия Скупова: Самое важное: нужно сначала понять, почему он не хочет есть? Может быть, ему просто не нравится этот суп? Или не нравятся какие-то конкретные продукты, которые там плавают. Если, например, он съел все фрикадельки, но оставил картошку, можно задуматься о том, что ваш ребенок не любит картошку. И здесь момент состоит в том, чтобы просто не заставлять ребенка есть то, чего он не хочет. Потому что в последующем это будет формировать такое поведение, что человек будет доедать даже то, чего он не хочет съесть. Это как раз очень сильно уведет его от того самого интуитивного питания, про которое мы с вами начинали говорить. Поэтому здесь нужно разделять. Если ваш ребенок не хочет есть, потому что ему невкусно, ну не давайте то, что ему невкусно. Если он не хочет есть, потому что он знает, что если уберут невкусный суп, то ему принесут вкусные, не знаю, там чипсы или с ним поедут в какой-нибудь фастфуд, ему дадут, то, скорее всего, это уже... Анастасия Семенова: Приведет к расстройству пищевого поведения. В дальнейшем. Один из факторов. Анастасия Скупова: Ну, возможно. Да. Здесь мы не можем стопроцентно говорить. А может быть, ваш ребенок просто не голоден. Он до этого перекусил, и ему этого перекуса было достаточно, и он не хотел так много есть супа. Да, здесь нужно понимать причину. Но здесь в ни в коем случае нельзя заставлять что-то доедать или недоедать. Важно именно ориентировать ребенка на то, чтобы он сам понимал: он голоден или нет. Но при этом убирать эмоциональную завязку. Анастасия Семенова: Вот прям парочку (не знаю) рекомендаций: как же вот правильно формировать вот те самые пищевые привычки? Вот, может быть, тезисно можно? Анастасия Скупова: Конечно. Смотрите. В целом у нас должно быть такое шестиразовое питание, если мы обращаемся ко всем гайдам разным. Оно состоит из трех приемов основной пищи и трех перекусов. И здесь важно, опять же повторюсь, не вводить какие-то именно ограничения, но придерживаться некоторых правил. Например, чтобы промежутки между едой были не более там двух с половиной – трех часов, трех с половиной. Где-то примерно в этом диапазоне. Второе главное правило заключается в том, чтобы еда нас насыщала. Поэтому перекусывать или есть в первую очередь там сладкое или что-то, например, очень соленое, съели там чипсы и так далее – это будет не совсем хорошо для нашего организма. Но при этом сладкое и вот такую вот еду для радости лучше вводить именно после основных приемов пищи. Почему? Потому что тогда мы своему мозгу говорим, что: «Слушай, смотри, оно в доступе. Ты это можешь поесть». Мы себя не ограничиваем. Но при этом вы физически не съедите столько сладкого, сколько вы могли бы съесть на голодный желудок, потому что вы уже до этого поедите нормально. И в целом такая схема, она является некоторым ... того самого интуитивного питания, с которого мы с вами начинали. Потому что если у нас человек будет достаточно осознанным, то он увидит, что и в интуитивном питании он будет придерживаться той же самой схемы. Поэтому здесь важно не устанавливать, снова повторюсь, эмоциональную завязку и при этом соблюдать некоторый свод правил. Анастасия Семенова: Анастасия, спасибо большое! У нас на связи была Анастасия Скупова, клинический психолог.