Андрей Алясов: Пройдёт 5-10 лет – и гораздо больше работодателей в стране поймёт, что важно сближаться с подчинёнными, лучше с ними взаимодействовать
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/andrey-alyasov-proydyot-5-10-let-i-gorazdo-bolshe-rabotodateley-v-strane-poymyot-chto-vazhno-sblizhatsya-s-podchinyonnymi-luchshe-s-nimi-vzaimodeystvovat-62310.html Анастасия Семенова: С нами на связи Андрей Сергеевич Алясов, основатель и генеральный директор Платформы по работе с молодежью. Андрей, здравствуйте.
Андрей Алясов: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Вы слышали, да, сообщение, которое вот нам написали про коллективы – дружеские остались только в прошлом, в настоящее время работодатели это не приветствуют, да и работники видят друг в друге только конкурентов. Так ли это? Или все-таки есть дружба?
Андрей Алясов: Если честно, про работодателей, я не думаю, что это так, потому что по различным исследованиям хороший коллектив на работе – это до 50% успеха работодателей. И безусловно нормальные работодатели этой теме помогают и поддерживают, чтобы люди друг с другом взаимодействовали и общались.
Более того, международные исследования сейчас показывают, что ну действительно лучше делать так, чтобы люди хорошо и качественно друг с другом общались. Не обязательно при этом, чтобы они дружили, но очень важно с тем, чтобы люди отлично и хорошо друг друга понимали.
Например, на одном из образовательных курсов, которые я посещал за границей, говорили про очень важную и интересную практику: примерно раз в месяц общаться с вашим подчиненным не просто про работу, а про какие-то глубинные вещи и задавать вопросы условно: «А скажи, пожалуйста, про ситуацию, которая в детстве оказала на тебя самое большое влияние в жизни». Или: «Если бы ты мог что-то изменить в своей жизни, что бы это было?»
Вот подобные вещи, их там называют… вопросы на связку людей друг с другом, они позволяют действительно вам открыться как личностям. Вот. А это на самом деле приводит к тому, что вы более сплоченно работаете друг с другом и взаимодействуете. Здесь очень хорошо пример из спорта, где команда супер-звезд может очень легко проиграть, например, в футболе, команде средних игроков, но которые очень хорошо сыграны.
Вот подобные же практики, которые может быть и не говорят про то, что люди там может быть становятся друзьями, но сближаются друг с другом, хорошо общаются и гораздо легче и проще решают деловые задачи.
Иван Князев: Но в России как-то это меньше применяется. Я не встречал так вот, чтобы начальники спускались к подчиненным и говорили с ними о каких-то прямо личных вещах.
Анастасия Семенова: Нерабочих, да.
Иван Князев: Только если возникает какая-то ну потребность – надо уехать, у меня там то-то и то-то случилось, тогда да. И хорошо, если входит в твою ситуацию. А так вот, чтобы знать, а чем вообще человек живет, ну редко такое встретишь.
Анастасия Семенова: Ну просто может быть даже не всегда есть время на это?
Иван Князев: Это какая-то особенность наша?
Андрей Алясов: Ну знаете, это все зависит от компании. Это очень сильно действительно зависит от компании, и наверно исторически это действительно особенность. Вообще считается, что должен быть какой-то барьер между руководителем и подчиненным, с одной стороны.
Иван Князев: Барьер или дистанция?
Анастасия Семенова: Да-да-да вот…
Андрей Алясов: Барьер и дистанция вот фиг поймешь, что это такое. То есть один человек под этим подразумевает барьер, а другой дистанцию. Ну это вот классический, условно советский подход либо менеджмент там типа 1980-х годов.
В современном менеджменте как раз говорят про другое – барьер и дистанция должна быть не потому, что вы с человеком не общаетесь, а барьер и дистанция должны быть потому, что вы там лучше разбираетесь в этой теме, у вас больше опыт, вы действительно там лучше готовы реализовать какие-то задачи – с одной стороны. А с другой стороны, в тех вещах, в которых ваши подчиненные лучше, вы стремитесь полностью ему довериться и делегировать исполнение ваших задач.
Поэтому я и сказал, что вот этот подход – это скорее такой устаревший подход, и пройдет 5-10 лет, я думаю, гораздо большее количество работодателей в стране поймет, что важно сближаться с подчиненными, лучше с ними взаимодействовать, переходить к практикам определенной степени так называемого горизонтального управления, либо даже так называемых «бирюзовых» организаций, где очень много людей на одном и том же уровне с вами, которые работают единой командой.
Иван Князев: Мне кажется, это еще не скоро произойдет в нашей стране.
Анастасия Семенова: Вот из Оренбургской области нам написали сообщение: «Конечно, есть дружба на работе, но у нас начальство узнает об этом, как только узнает, сразу раскидывает в разные смены». А что, начальник боится, что его подсидят? Кстати, очень многие, вот я когда готовилась к программе, пишут о том, что как начальники узнают, сразу они думают, что их хотят свергнуть, что против них какой-то заговор. Так ли это?
Иван Князев: Ну это принцип – разделяй и властвуй, скорее всего. Андрей, а у меня вот такой вопрос. Вот вы говорите там в развитых компаниях, на Западе в том числе начальство как-то способствует тому, чтобы в коллективе были хорошие отношения. А для примеров, может мы расскажем нашим работодателям в нашей стране, как они это делают, какие есть способы?
Андрей Алясов: Во-первых, это прежде всего атмосфера открытых дверей. Обратите внимание, что во многих прогрессивных компаниях сейчас так называемый опен-офис, где все находятся на одном уровне друг с другом и нет кабинетов. Многие российские компании такую же практику тоже применили. Правда здесь нужно понимать, что часть компаний применяют не для того, чтобы была политика открытых дверей, а просто чтобы экономить на рабочем пространстве. Вот, но изначально тема все-таки была про открытое пространство, про то, что ты можешь спокойно подойти к любому руководителю и задать свои вопросы. Это практика №1.
Практика №2 безусловно связана со встречами менеджер – подчиненный, они так и называются встречи один на один или тет-а-тет. По самой качественной методологии проведения встреч тет-а-тет говорится следующее: что они должны строго проводиться один раз в неделю, при этом как минимум 30 минут должны продолжаться и в основном сфокусированы на вопросах подчиненного.
Ну и третья, безусловно, практика – это то, что раз в месяц я очень советую проходиться по тем вопросам, которые я говорил, которые позволяют лучше узнать вас не только с точки зрения работы, но и с точки зрения жизни. Нужно поговорить про те факторы, которые сформировали наше мироощущение, наш подход. И вот все эти 3 вещи помогут решить эту задачу.
Первая будет приводить к тому, что не будет барьеров, второе – то, что мы лучше понимаем подчиненного, третье – то, что мы понимаем его не только по рабочим вопросам, но и в том числе по личным.
Иван Князев: Ну и, кстати, по рабочим вопросам тоже интересно, потому что зачастую просто, например, многие руководители они не знают сильных сторон своего работника. То есть они его взяли на одну, грубо говоря, должность, он там сидит, у него там что-то получается, не получается.
Ну а ты поговори с человеком, оказывается, что он может быть в каком-то параллельном направлении, на параллельной позиции гораздо более эффективный. А начальник этого никогда не узнает, потому что он с ним никогда не общается.
Андрей Алясов: Да-да-да, было какое-то исследование, которое как раз сравнивало наиболее эффективные стартапы. Оно показало, что наиболее эффективен тот стартап, который предоставляет, которому нужно большее количество горизонтальных возможностей роста для сотрудников. Эти компании были в среднем в 2, в 3 раза более эффективны с точки зрения показателя прибыли на количество сотрудников.
Анастасия Семенова: А вот меня все-таки интересует. Многие телезрители пишут, что есть друзья там с прошлой работы остались. Но все пишут о том, что, если действительно слишком теплые и тесные отношения у коллег на работе, что больше минусов. Так ли это? И как начальник, если он это видит, вот не разделять по сменам, а как это направить в нужное русло?
Иван Князев: Если можно, коротко.
Андрей Алясов: Согласен. Да, все-таки, наверно глубокая дружба возможна в ограниченном случае, наверно 2-3 человека на каждого из нас. То, что на работе – это скорее все-таки хорошие приятели, либо люди, которым мы доверяем. Вот как раз отношения доверия и нужно создавать.
Иван Князев: Спасибо.
Анастасия Семенова: Спасибо.
Иван Князев: Андрей Алясов, основатель и генеральный директор платформы по работе с молодежью был в нашем эфире. Давай подведем итоги нашего опроса. Вы считаете коллектив на работе своей второй семьей? Нет – ответили 71% наших телезрителей, да – соответственно, 29. Ну что здесь скажешь, нужно больше общаться, мне кажется. Ну ты знаешь, где кабинет генерального директора нашего телеканала?
Анастасия Семенова: Знаю.
Иван Князев: А я нет. Я не видел ни разу его в глаза в жизни.
Анастасия Семенова: Покажу тебе.
Иван Князев: Прошлого – тоже.
Анастасия Семенова: Это же вот из Астраханской области написали: «Это же прекрасно, когда сотрудники коллектива дружат. Всем – позитива и доброй атмосферы». Мы вам этого желаем. С вами был Иван Князев.
Иван Князев: И Анастасия Семенова. Да, спасибо, дорогие телезрители, что были с нами последние 3 часа. Хорошего вам дня, увидимся.
Анастасия Семенова: Пока-пока.
Андрей Алясов: Пройдёт 5-10 лет – и гораздо больше работодателей в стране поймёт, что важно сближаться с подчинёнными, лучше с ними взаимодействовать