Андрей Апостолов: Сейчас сериалы выходят на первый план и переманивают зрительскую аудиторию. Это тенденция, с которой вряд ли что-то можно сделать
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/andrey-apostolov-seychas-serialy-vyhodyat-na-pervyy-plan-i-peremanivayut-zritelskuyu-auditoriyu-eto-tendenciya-s-kotoroy-vryad-li-chto-to-mozhno-sdelat-70509.html Мария Карпова: О том, что волнует современных кинематографистов, насколько изменилось современное молодое кино в последнее время, поговорим с программным директором фестиваля, киноведом Андреем Апостоловым. Андрей, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Андрей Апостолов: Здравствуйте.
Мария Карпова: Андрей, фестиваль был создан в 1993 году, когда у кинематографистов тоже были большие проблемы, кино оказалось в сложной в т. ч. экономической ситуации... Корректно ли вообще сегодня такое сравнение, можно ли сказать, что и сегодня фестивальная жизнь существует вопреки сложившейся ситуации?
Андрей Апостолов: Ох, нет. Я бы сказал, что с 1993 годом нынешнюю ситуацию точно сравнить никак нельзя. Я предполагаю, что кинематографисты в 1993 году просто мечтали бы о таких индустриальных возможностях, которые есть сейчас. То количество сериалов, которые сейчас снимаются, и нужно сказать, что сейчас вообще сериалы как бы выходят на первый план и переманивают зрительскую аудиторию, конечно, это тенденция, с которой вряд ли что-то возможно сделать...
С другой стороны, конечно, мне кажется, что тогда фестивали, и «Кинотавр», и Выборгский фестиваль, и, например, фестиваль «Киношок», которые затевались все в начале 1990-х, они затевались во многом как раз на фоне кризиса проката, для того чтобы быть таким посредником между создателями фильмов и зрителями, для того чтобы служить таким трамплином, для того чтобы кино, в общем, доставлялось до широкой публики или даже до узкой публики, но тем не менее находило своего зрителя. Я думаю, что сейчас опять эта функция очень значима и, может быть, даже становится более важной с индустриальной точки зрения, чем еще несколько лет назад.
Потому что мы говорим вот об уходе из проката больших голливудских компаний и т. д., это, с одной стороны, тенденция такая достаточно, для кинотеатров по крайней мере, для прокатчиков, болезненная. С другой стороны, эта тенденция создает и некоторое окно возможностей для российского кино, которое, может быть, еще несколько лет назад, вот авторское кино, например, кино камерное, снятое за небольшой бюджет, может быть оно несколько лет назад и не могло претендовать на выход в широкий прокат.
Сейчас ситуация изменилась, сетку кинотеатров тоже нужно заполнять. Понятно, что есть и российские блокбастеры, которые львиную долю вот этого экранного времени и аудитории на себя забирают, но есть и авторское кино, которое в нынешних условиях благодаря как раз вот этому фестивальному трамплину вполне может до зрителя дойти.
Мария Карпова: Как в целом оцените программу этого года? Какие темы волнуют современных юных и не юных кинематографистов?
Андрей Апостолов: Ох, вы знаете, мне, конечно, сложно программу оценивать, пускай ее потом будут оценивать критики и зрители, я тут как бы лицо пристрастное...
Мария Карпова: Да-да-да.
Андрей Апостолов: И это действительно так: когда ты отбираешь фильмы, которые ты сначала смотришь нейтрально, как обычный зритель, потом, когда ты включаешь их в программу, ты просто начинаешь за них болеть, не знаю, как будто ты имел причастность к их созданию. Но в целом скажу, что я программой доволен.
И при этом очень сложно выявить вот какую-то общую тенденцию, что ли, этой программы, скажем, в двух словах описать, о чем она. Вот в прошлом году у нас как-то выстроилась тема диалога поколений. В этом году какой-то общей темы не нащупывается, и, может быть, в этом преимущество программы этого года, в ее разнообразии. Ни один фильм не похож на другой. Если вот представить себе такого идеального зрителя фестиваля, который просто ходит на все конкурсные показы, то, мне кажется, для него это будет таким аттракционом, американскими горками, потому что он посмотрит очень-очень разное кино.
Но при этом, если все-таки говорить о какой-то общей тенденции, то я бы сказал, что в этом году у нас довольно много актерского кино. И я думаю, что это тоже вот одна из тенденций кинематографа последних лет: у нас появились новые звезды, новые яркие лица...
Вот тут упоминался фильм «Кентавр» у вас в эфире, и действительно, я вот когда смотрел этот фильм, тоже премьера этого фильма устраивалась на фестивале «Горький fest», к которому я имею отношение непосредственное, я вот ловил себя на мысли: прекрасно смотрится кино, но вот представить на месте Юры Борисова другого актера – это было бы уже другое кино, может быть, тоже хорошее, но вот такого эффекта, который производит игра Юры Борисова, наверное, не было бы.
И у нас снова появилось актерское кино, и у нас в конкурсе будет много фильмов, которые строятся как раз на актерах, которые раскрываются через актеров: Евгений Цыганов, Евгений Ткачук – в общем, очень много новых ярких звезд нынешнего поколения.
Мария Карпова: В вашем конкурсе также представлено якутское кино, вообще это такой феномен последних нескольких лет. А вообще, в целом, много присылают на отбор картин из национальных студий?
Андрей Апостолов: Ну, вы знаете, как таковых национальных студий у нас не так много. Региональное кино действительно сейчас развивается, это одна из тоже вот магистральных тенденций последних лет.
Якутское кино здесь, конечно, в топе, оно стоит особняком, но это не случайно – это все благодаря тому, что якуты начали национальную кинематографию развивать с середины 1990-х. И это очень хороший пример для всех остальных, кто начинает сейчас, что не нужно ждать, что успехи фестивальные или прокатные придут через год или даже через пару лет, на самом деле это долгий процесс. И вот якуты своих успехов ждали 20 лет, но теперь уже, когда дождались, в общем, уже серьезно застолбили свое место.
И я вот честно скажу: я когда собирал программу «Выборга» в этом году, я в какой-то момент поймал себя на мысли «так, у нас нет якутского фильма – как такое может быть, что вообще за современный фестиваль российского кино без якутского фильма?». И в итоге все-таки очень хороший фильм нового как раз якутского режиссера нашелся.
Дело в том, что «Выборг» в этом смысле вообще особенная площадка, потому что мы связываем успехи якутского кино с московским фестивалем, где выиграл фильм «Царь-птица», с «Кинотавром», где выиграл фильм «Пугало», но на самом деле по-настоящему открыло якутское кино именно вот выборгское пространство, выборгский фестиваль, там были первые победы, там дебютировали Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев, режиссеры, которые потом стали олицетворять якутское кино.
Мария Карпова: Спасибо большое, Андрей! Пожелаем успехов всем участникам смотра.
С нами на связи был Андрей Апостолов, программный директор фестиваля «Выборг».
Андрей Апостолов: Сейчас сериалы выходят на первый план и переманивают зрительскую аудиторию. Это тенденция, с которой вряд ли что-то можно сделать