Анастасия Семенова: У нас на связи Андрей Зберовский, психолог. Андрей, здравствуйте. Андрей Зберовский: Доброе утро, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Андрей, вот многие сейчас наши люди на улицах говорили о том, что кто-то пытается развеселить, если кто-то грустит, кто-то поддается этому настроению. Как быть, как разобраться с нашим настроением? Андрей Зберовский: Знаете, на самом деле довольно часто бывает так, что когда человека, проснувшегося с плохим настроением пытаются развеселить, это кончается гораздо хуже. Возникает настоящая там конфликтная ситуация. Поэтому чаще всего, конечно, лучше подобного человека, кто явно ходит по квартире с перекошенным лицом суровым, соответственно, лучше оставить в покое. Конечно, с ним доброжелательно, спокойно общаться, но все-таки не пытаться с ним говорить, что там с тобой, опять плохое лицо, посмотри, какой чудесный день. Вот эти все фразы они обычно приводят к резкой эскалации напряжения. Поэтому я бы посоветовал этого не делать. Антон Липовский: Андрей, скажите, а вы, как психолог, когда такого человека встретите, у вас возникнет желание поднять ему настроение, все-таки какой бы вы профессиональный совет бы дали в такой ситуации? Андрей Зберовский: Вы знаете, самым правильным подходом всегда является приглашение выпить чашечку чая или кофе с чем-то вкусным, потому что именно что-то вкусненькое оно обычно сразу оказывает положительное воздействие. Или даже, если человек не захотел со мной там выпить чашку кофе или чая (спешит, например, или настроение очень плохое), я какую-то вкусняшку даю с собой человеку. У меня вот, например, одна из дочерей как раз обычно по утрам с плохим настроением почему-то, я всегда ей заранее, с вечера, приготовлю шоколадочку ей какую-нибудь, какую она любит, даю ей. Она улыбается, идет и соответственно настроение у нее улучшается, и в семье тоже. Антон Липовский: Ну то есть надо брать пакет конфет с собой ну условно, да? Это вот работает безотказно, насколько я понимаю. Андрей Зберовский: Это работает безотказно, совершенно верно, поверьте моему опыту. Антон Липовский: Путь к сердцу и настроению человека лежит через желудок, как бы там ни было. Анастасия Семенова: Ну вот понятное дело, когда вот ну встал не с той ноги, и настроение плохое, а бывает вот так, что ты (мне кажется, с каждым случалось), все хорошо, жизнь идет по плану, но тут настроение внезапно портится посредине дня. Ну вот ничего не предвещало беды, вот вроде у тебя было хорошее настроение, и все, но что-то раз… И как вот с этим бороться? Я понимаю, что когда какое-то событие влияет, а тут нет. Андрей Зберовский: Есть свои маленькие хитрости. Во всяком случае у каждого из нас в телефоне современном есть какой-то набор фотографий, приятных для нас, где мы отлично выглядим, где рядом с нами близкие, приятные нам люди, либо мы в каких-то приятных для нас местах. Это, в принципе, когда вдруг посреди рабочего дня нападает плохое настроение, советую обратиться, визуализировать как бы приятные моменты своей жизни, которые… у каждого сейчас телефон с собой, эти фотографии должны быть там. Либо опять же соответственно есть кто-то, кто для вас является таким инструментом поднятия настроения, ну такая вот «помощь друга», как в известной нашей телепередаче. То есть можно кому-то позвонить, можно кому-то написать. И я считаю, самый главный совет: напишите что-то доброе кому-то, и как известно, улыбка к вам всегда вернется. И поэтому даже когда у вас плохое настроение, вы кому-то его подняли, теплоту свою показали, и вам обязательно это придет обратно, и вы точно вновь обретете в себе душевное равновесие. Анастасия Семенова: То есть получается наше настроение в мелочах? Антон Липовский: Ну в мелочах, конечно, ну насколько я понимаю. Андрей, а вот я даже хотел бы развернуть немного эту ситуацию. Некоторые психологи говорят, что вот нечего показывать о том, что у тебя есть какие-то проблемы, и что-то у тебя не так. Надо постоянно улыбаться и транслировать вот уверенность и хорошее настроение. Вы к такому подходу как относитесь? Андрей Зберовский: Вы знаете, как обычно истина посередине. То есть безусловно у каждого из нас есть огромное количество разных сложностей. Но если мы будем их нести все только сложности, конечно мы испортим психологический климат вокруг нас и всех от себя оттолкнем. Поэтому какие-то трудности рассказывать, конечно, можно и нужно, но, во-первых, в дозированной как бы очень серьезной только вещи, там, где мы не можем обойтись без помощи и совета наших знакомых. И самое главное мы должны эти проблемы рассказывать в динамике, о том, что есть трудности, мы их решаем. Но если вы дадите свой совет или окажетесь полезным, мы это с благодарностью воспримем. Потому что многие наши трудности мы можем решить только с помощью тех, кто с нами рядом. Поэтому не надо стесняться обращаться за помощью. Есть хорошая древняя такая восточная поговорка, которая говорит, что смазывают только то колесо, которое скрипит. То есть в этом смысле слова, если сам не обратишься за помощью, то люди могут не увидеть твоих трудностей, ты, в общем-то будешь постепенно ими раздавлен. Поэтому обращаться за помощью – в этом нет ничего постыдного. Другое дело, что надо это делать все-таки позитивно, доброжелательно, и к тем людям, которые точно могут быть вам полезны. Антон Липовский: Андрей, и вот собственно тогда дайте практические советы, как психолог, ну вот я пришел на работу, например, заряженный сегодня, в бодром расположении духа, с хорошим настроением, а вот у коллег наоборот, например, такая ситуация (это я сейчас не про своих коллег), а у коллег, например, наоборот настроения нет, и какая-то негативная, например, атмосфера. Как не зацепить наоборот плохого настроения, не принести плохое домой? Анастасия Семенова: Вот, да, не поддаться этой волне, я тоже хотела это спросить. Андрей Зберовский: Ну безусловно желательно, чтобы в течение рабочего дня все-таки атмосфера в вашем коллективе стабилизировалась. Для этого есть шутки, анекдоты, мотиваторы, демотиваторы, опять же кофе, чай, булочки, все, что угодно. Но самое главное, всегда надо помнить о том, что вас ждут люди, для которых вы сами являетесь источником их хорошего настроения, я имею в виду членов вашей семьи. Поэтому выходя из дома утром мы должны говорить, что я иду работать, чтобы потом принести счастье своей семье. А когда выходим непосредственно с работы, надо сказать, что я иду сейчас туда, где во мне нуждаются. Я иду к людям, в которых нуждаюсь я сам. Именно это ощущение «мы» всегда лечит от грустного и тоскливого «я». Надо чувствовать себя, все время осознавать свою солидарность с кем-то, понимать, что мы в ответе за психологическую атмосферу вокруг нас и понимать, что только желание тепла, счастья, улыбок создает подобное настроение среди окружающих. А мы в ответе за наши улыбки и счастье в глазах наших близких. Эта мысль всегда должна быть с нами. Антон Липовский: Андрей, а вот многие критикуют там, знаете, в такой шутливой форме в том числе, «русская осень» – все идут в одних цветах, это темно-синий, черный, темно-серый, мало кто улыбается, особенно за рулем, особенно в мегаполисах, все друг другу сигналят. Не слишком ли мы, скажем так, поддаемся, не знаю, может быть времени года, или вот некоторые западные там коллеги говорят, что у вас менталитет такой, русские – суровые. Это правда, или мы это все разоблачаем, все это не так? Андрей Зберовский: Ну безусловно ментальность в целом российского народа она конечно более суровая, это несомненно. Мы, конечно, менее там общительны в общественном там транспорте, где-то на улицах. Мы, конечно, действительно более суровые, это факт, это наша ментальность российская. Как известно, медведи редко улыбаются, это особенность, соответственно, национального символа. Но я могу сказать, что, если говорить про первую часть вашего вопроса, про там какую-то осеннюю серость, то мы, психологи, советуем нашим дорогим слушателям, что всегда, в любой сезон года, конечно, старайтесь одеваться ярче, и самое главное одевайтесь так, чтобы вы сами себе нравились. И когда вы сами себе будете нравиться вне зависимости… пускай это будет серое, черное, белое цвета, не обязательно только яркие, когда мы нравимся себе в зеркале, мы даже выходя в общественные места мы повышаем себе самооценку, настроение. Просто мы же гордимся собой, мы же прекрасно выглядим, на нас же смотрят другие. И вот когда мы идем уверенные в себе и улыбаясь внутри себя, то и улыбка на нашем лице, конечно, появляется тоже, и самооценка, наша уверенность тоже, и настроение будет отличное даже в самую осеннюю погоду. Антон Липовский: Да, и это важно, причем да, вы говорили как раз про ответственность. Вот про эту ответственность не надо забывать. Вот нам иногда действительно вот стоит об этом помнить. Я имею в виду вот всем русским людям. Анастасия Семенова: И еще маленький вопросик. А вот кривляние перед зеркалом… Говорят, вот плохое настроение – поулыбайся сам себе. Помогает? Ну не всегда же ты можешь себя сам вытянуть. Андрей Зберовский: Ну в этом плане не столько кривляния, кривляния на самом деле не всем помогают, потому что есть множество людей, которые считают, что они не так выглядят, как бы им хотелось. Но именно покрутиться перед зеркалом и именно быть удовлетворенным своей внешностью, сказать, что да, я выгляжу неплохо, у меня такая шапочка прекрасная, завязан такой шарфик, у меня там такая белая рубашечка, пиджачок, не знаю… и так далее. Поэтому немножко уделив внимание себе, настроение улучшится. И самый главный совет нашим слушателям. Чтобы вы имели гарантированно хорошее настроение по утрам, пожалуйста, всегда имейте запас времени, то есть вставайте на 10 минут пораньше, чтобы не спешить никуда. И, конечно, собирайтесь с вечера. Потому что прекрасная армейская пословица моей юности, что сапоги нужно чистить с вечера, чтобы утром надевать их на свежую голову. Антон Липовский: Хорошо, Андрей, у нас не просто слушатели, у нас телезрители. Улыбнитесь сейчас. Вот! И у всех сразу сейчас поднимается настроение глядя на вас. Андрей Зберовский, психолог. Чудесная беседа, спасибо большое. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Антон Липовский: Я еще больше зарядился. Анастасия Семенова: Да, я тоже. Я теперь поняла – мы, булочки, чай, кофе, и у всех отличное настроение обеспечено.