Андрей Зберовский: Объяснения, которые мы даём ребёнку, должны не пугать, а научить воспринимать все явления в жизни как что-то обычное, реальное, естественное
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/andrey-zberovskiy-obyasneniya-kotorye-my-dayom-rebyonku-dolzhny-ne-pugat-a-nauchit-vospriyatiyu-vseh-yavleniy-v-zhizni-kak-chto-to-obychnoe-realnoe-estestvennoe-62249.html Иван Князев: А сейчас, я думаю, пришло время поговорить со специалистом. У нас на связи Андрей Зберовский, психолог. Андрей, здравствуйте.
Андрей Зберовский: Доброе утро.
Иван Князев: Вот я думаю, что 99,9% наших телезрителей сейчас как раз-таки задаются вопросом, а как все-таки правильно выстроить этот разговор, как начать разговаривать с ребенком.
Анастасия Семенова: В каком возрасте.
Андрей Зберовский: Ну, собственно говоря, разговаривать можно, начиная уже и с возраста детского садика, к возрасту 10-12 лет можно разговаривать с ребенком уже достаточно целенаправленно. Но важно помнить, что…
Иван Князев: Это как, я прошу прощения, это как, помните, то ли в анекдоте, то ли в поговорке такой:
– Когда нужно начать воспитывать ребенка?
– Вот сколько вашему?
– 5 лет.
– Вы на 5 лет опоздали уже.
Андрей Зберовский: Ну смотрите, здесь важно понимать, что сами воспитательные беседы должны быть, во-первых, уместны, то есть должна быть определенная атмосфера и определенный повод. Второе, примеры, которые взрослые приводят своему ребенку, должны быть максимально для ребенка конкретны и понятны. Наиболее идеальный вариант – когда просматривая какие-то новости или какие-то ток-шоу, или какие-то фильмы родители проводят параллели со своими собственными одноклассниками, одногруппниками, коллегами по работе или детьми, их семьями.
И вот тогда ребенок, слушая родителей, понимает, что вот у родителей был такой-то одноклассник или одноклассница, она так-то вела себя и добилась соответствующего какого-то уровня в жизни. Кто-то соответственно вел себя плохо, там употреблял наркотики или алкоголь, занимался чем-то иным и оказался в итоге за решеткой или не состоялся в жизни, а кто-то вел себя правильно и в итоге много чего в этой жизни добился, начиная от каких-то своих должностей, успехов, результатов, заканчивая просто уровнем жизни.
Поэтому именно вот такая предметность, именно такая конкретность она является для детей поучительной. Потому что дети учатся не теории, дети должны учиться тому, что будут практически ориентированно использовано в их жизни.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, Андрей. А вот 3 года ребенку… часто я вот общалась с подругами, у кого есть дети, самый такой популярный вопрос в 3 года (непонятно, почему, есть, наверно научное объяснение), всегда начинают спрашивать про смерть, и часто родители к этому не готовы к такому вопросу. Они начинают теряться. Как быть? Начать, я не знаю, какие-то книжки читать, показывать, объяснять? Лучше все-таки, когда ребенок спросит? Я вот хочу добиться истины. Или все-таки самому… в каждом возрасте есть там период: с трех до пяти это один период, с пяти до семи – это другой период. Как быть?
Андрей Зберовский: Вы знаете, в разные периоды возраста ребенка мы на одни и те же вопросы ребенка, по сути дела, даем разные ответы, потому что ребенок в 3 года не поймет всего значения и полноты как бы смерти, поэтому мы даем уклончивые вопросы и ответы и, соответственно, мы меняем стратегию в зависимости от уровня развития. Потому что уже и 5 лет дети могут сильно отличаться по пониманию, соответственно, жизни. Кто-тот в 5 лет насмотрелся уже передач научно-познавательных, а кто-то соответственно только в 7 или 8 лет возьмет свою первую книжку.
Поэтому надо на уровень ребенка смотреть и адаптировать ответы взрослого под уровень восприятия ребенка. Я единственно, конечно, что советую нашим слушателям, чтоб они не пугали ребенка такими параллелями, которые часто я как психолог слышу, такими неправильными, когда ребенку в 3 года объясняют или в 4, что смерть – это что-то похожее на сон, и ребенок потом боится спать. Я с этим, к сожалению, тоже сталкивался.
Поэтому те объяснения, которые мы даем, не должны быть для ребенка пугающими, они должны научить его воспринимать все явления жизни как что-то обычное, реальное, естественное.
Иван Князев: Как что-то естественное, скорее всего, Андрей. Потому что вот, понимаете, даже многие родители, с которыми я разговаривал, когда речь заходит о различных там наркотических, алкогольных зависимостях, большинство родителей говорят вот это плохо, это ужасно, не дай бог вот ты с этим свяжешься, ты все – на этом крест, это кошмар.
Но жизнь такая штука многогранная, что все равно так или иначе много у нас детей сталкивается с этой проблемой, вот, но все боятся потом рассказать об этом своим родителям. Когда уже проблему можно было начать решать, они все равно об этом не говорят, потому что знают, что их будут ругать.
Андрей Зберовский: Вы знаете, я хочу сказать, что говоря о тех же там наркотиках или алкоголизме, ребенок пока с папой и с мамой гуляет там по городу и в 5 лет, и в 7, и в 10, он уже так много раз увидит и алкоголиков и наркоманов там на лавочках, соответственно, и в парках, и в подъездах, что как раз вот здесь родителям важно предметно показывать и предметно объяснять, какое пагубное влияние на человека играют там те или иные седативные вещества там, или то или иное поведение.
Поэтому тогда, когда ребенку в 12 лет или в 13 лет, или в 11, или в 14 будут предлагать там плохие люди, что-то предлагать попробовать, он будет иметь перед глазами зрительную картинку, прокомментированную правильным образом родителями…
Иван Князев: Самое интересное, что предлагать ему будут отнюдь не плохие люди, а скорее всего его самые близкие друзья. Андрей, еще такой болезненный момент. Многие семьи, ну это сейчас в нашей стране ну как бы нормальное явление, точнее ненормальное, но оно присутствует, это когда родители разводятся. И я думаю, среди ваших клиентов очень много было детей в том числе, у которых были травмы из-за этого. Вот как объяснить ребенку, почему папа с мамой больше не живут вместе?
Андрей Зберовский: Ну ребенок, который уже даже от уровня старших групп детского сада, тем более школы понимает, что мальчики и девочки могут ссориться, причем ссориться довольно серьезно. И поэтому объяснить ребенку, что мама с папой поссорились, у них разные взгляды, но при этом они оба – и мама, и папа любят ребенка, оба продолжают о нем заботиться и оба продолжают считать важной целью своей жизни именно общение с ребенком – это донести можно.
При том при той статистике разводов, что, к сожалению, имеют место сейчас в нашей стране, подавляющее большинство родителей будут вынуждены подобные разговоры вести. Но причем важно объяснить ребенку, что разночтения во взглядах мамы и папы не меняют отношения родителей к ребенку, и это будет хотя бы небольшим, но смягчением очень неприятной этой ситуации.
Иван Князев: Но самая главная аксиома – это все-таки то, что нужно разговаривать со своими детьми, не бояться.
Андрей Зберовский: Обязательно разговаривать, и конечно, только открытый разговор, с примерами позволяет ребенку сформировать здоровое отношение к нездоровым вещам, которые в нашей жизни, к сожалению, встречаются.
Иван Князев: Спасибо вам. Андрей Зберовский, психолог. Ну и кстати, не боятся разговаривать с ребенком со своим на взрослые темы – 65% наших телезрителей. 35 честно ответили, что да. Ну и я их понимаю, потому что на некоторые темы действительно есть опасения, как начать разговор. Спасибо, что звонили, писали нам в прямой эфир.
Анастасия Семенова: Просто хотела закончить сообщением, что нужно говорить с ребенком, иначе в интернете могут лишнего насмотреться. Живое общение – важнее.
Иван Князев: Мы прервемся ненадолго, потому продолжим. Будет новый час и новая тема.
Андрей Зберовский: Объяснения, которые мы даём ребёнку, должны не пугать, а научить воспринимать все явления в жизни как что-то обычное, реальное, естественное