Антон Липовский: Анна Петровна Багирова с нами на связи, профессор, социолог, заместитель директора по науке и инновациям Школы государственного управления и предпринимательства УрФУ, Уральского федерального университета. Здравствуйте. Анна Багирова: Добрый день, Антон, Анна, добрый день, уважаемые зрители. Анна Белоглазкина: Здравствуйте. Антон Липовский: Давайте разбираться. Вы проводили исследование, результаты показали, что половина видит необходимость в специальных знаниях. А как вы думаете, раньше-то не было никаких школ, да и институтов никаких не было специальных семейных – с чего вдруг мы так переключились, вот именно новое поколение, что решили, что вот все, «мы хотим пойти учиться быть родителями»? Анна Багирова: Давайте немножко я расскажу вообще об этом исследовании, о том, как оно у нас появилось и откуда возникла такая идея. Дело в том, что Уральский федеральный университет реализует проектное обучение студентов, т. е. это команды студентов каждый семестр работают над какой-то реальной задачей. Эти реальные задачи вот наша Школа государственного управления и предпринимательства, например, получает от организации публичного управления, от органов публичного управления, от некоммерческих организаций. Конкретно этот проект был заказан свердловским отделением «Национальной родительской ассоциации» в лице председателя этой ассоциации у нас в Свердловской области Людмилой Викторовной Золотницкой. Соответственно, вот она как эксперт вкладывалась своими компетенциями в опрос, в формулировки самих вопросов. Но те результаты, которые мы получили, которые получила команда студентов вместе с куратором, реализующим этот проект, были удивительны даже для нее. Действительно, около 60% наших родителей, родителей Свердловской области, сказали, что им не хватает тех или иных компетенций в воспитании детей. Это очень серьезный процент, это большинство, в общем-то, родителей. С чем мы это связываем? Действительно, в ситуации усложнения социальных отношений, развития технологий родительство, родительский труд стал более сложным, он стал более многозадачным, он требует очень много затрат времени, энергии, серьезных психологических компетенций. То есть это такой феномен, который перестал протекать сам собой, так бы я сказала. И вот в результатах наших как раз это и отразилось в такой большой степени. Антон Липовский: Да. В результатах указано, что родители хотели бы обладать знаниями о выходе из конфликтных ситуаций. Скажите, а вот это все-таки какая-то роспись под пунктом, что мы немножко беспомощны в этом вопросе, или просто это стремление больше и глубже понимать детей, как вы считаете? Анна Багирова: Безусловно, это второе, это стремление преодолевать эти конфликты и продолжать развиваться как родителю, повышать свою ответственность родительскую и получать более высокие «результаты» от этого родительства в виде счастливого ребенка, счастливых родителей, развитого ребенка, ребенка, готового к будущей жизни профессиональной, семейной, личностной. Анна Белоглазкина: Я вот еще, знаете, обратила внимание на то, что сейчас многими дети тоже умеют пользоваться интернетом, и зачастую в соцсетях они находят советы, как попросить у родителя что-то правильно, как получить то, что ты хочешь. И получается, что к родителю, который вообще это не ожидает, подходит как бы не его ребенок, а уже подготовленный дипломат, значит, со структурой разговора... Антон Липовский: С распечатанным договором. Анна Белоглазкина: Да. То есть это же тоже для родителей еще бо́льшая нагрузка, почти со взрослым человеком приходится отношения выяснять и объяснять, почему нет, «мы все-таки конфету эту не купим». Анна Багирова: Да, безусловно, я бы сказала, это такие новые вызовы для современных родителей. Дети порой развиваются независимо. Вы правильно сказали, что детей развивают ведь не только родители, но и сама среда, образовательные организации. И конечно, для того чтобы идти в ногу со временем, в ногу со своими детьми, чтобы не отставать и не увеличивать этот разрыв, этот вечный конфликт отцов и детей, – для того чтобы этого всего не было, родители как никогда, а сейчас особенно остро, ощущают потребность в обучении. Мы это объяснили именно так. Антон Липовский: У меня тогда вопрос. Вот Аня читала сообщение, там сразу несколько фамилий называлось, один из авторов – господин Спок, который написал действительно такую хрестоматийную книгу. Скажите, пожалуйста, все-таки если предыдущее поколение, вот наших с Аней родителей, читало книги, интернета не было, сейчас есть еще интернет. Почему же родители не пользуются этими источниками, а готовы идти в школы, где будут педагоги, наставники обучать, собственно, каким-то навыкам, как вы считаете? Анна Багирова: Вы знаете, действительно, в Советском Союзе была одна-единственная концепция воспитания. Сейчас родители, я бы сказала, несколько дезориентированы. Интернет перенасыщен различными рекомендациями, советами, родительскими форумами, эта информация отовсюду буквально на наших родителей сваливается. Но дело в том, что вот и наш опрос показал: родители стремятся все-таки к экспертному знанию. Они захлебываются в этом потоке информации, те, кто ищут, конечно, они дезориентированы, эта информация часто противоречит друг другу... И действительно, они хотели бы большей ориентации в этом семейном детско-родительском пространстве. Антон Липовский: Да, хорошо. Я думаю, что мы достаточно исчерпывающе все разобрали. Спасибо вам большое! Анна Петровна Багирова с нами была на связи, профессор, социолог, заместитель директора по науке и инновациям Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета.