Анна Фокина: В любой непонятной ситуации мужчина заходит [в помещение] первым и обеспечивает комфорт своей спутнице
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anna-fokina-v-lyuboy-neponyatnoy-situacii-muzhchina-zahodit-v-pomeshchenie-pervym-i-obespechivaet-komfort-svoey-sputnice-71485.html Петр Кузнецов: Анна Фокина, эксперт по этикету и директор Академии современного этикета и делового протокола, с нами уже на связи, нас слышит. Анна, здравствуйте.
Анна Фокина: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Честно говоря, вот боюсь где-то ошибиться: представить нужно не так, сначала поздороваться, потом представить... Поэтому уж не обессудьте, я сейчас могу закапываться...
Анна, давайте выясним с лифтом, взбудоражила эта история. Потому что на самом деле очень многие телезрители, после того как мы опрашивали мужчин на улице, кто должен кого пропускать, если он с женщиной у лифта оказывается, они потом нас спрашивали: «Так правильный ответ-то какой?» Есть ли здесь правильный ответ?
Анна Фокина: Правильный ответ: если пара, мужчина и его спутница... точнее, даже так: женщина и ее спутник... если они оба подходят к лифту, то вызывает лифт мужчина, пропускает ее внутрь, в лифт, заходит за ней, а далее нажимает кнопки лифта. Они доезжают до нужного этажа, выходит дама, а потом за ней молодой человек. Это правило следует со всеми ситуациями, где безопасно и где женщина чувствует себя комфортно.
Мария Карпова: А откуда же это взялось?
Анна Фокина: Откуда эта дискуссия вообще возникла изначально с лифтом? Когда лифты только появились (представляете, были времена, когда их еще не было), это были совершенно «сатанинские» сооружения: они даже не останавливались на этажах и у них не было дверей, можно себе представить...
Мария Карпова: Нужно было успеть выскочить.
Анна Фокина: Да, абсолютно точно.
Петр Кузнецов: Можно даже было толкнуть женщину, вытолкнуть ее.
Анна Фокина: Ну, светское общество придумало более корректный способ: туда сначала запрыгивал мужчина, и, знаете, им можно было пожертвовать... Соответственно, если с ним все было хорошо, дальше уже заходила дама.
Мария Карпова: А-а-а...
Анна Фокина: В принципе, это правило действует и сейчас, если, например, пара входит в какой-то незнакомый ресторан: женщине там будет точно некомфортно. Представляете, она с улицы заходит, она ничего не знает, у нее незнакомый метрдотель и т. д.
Петр Кузнецов: Да, кстати.
Анна Фокина: Поэтому в этих случаях мужчина придерживает дверь, но потом он чуть впереди, для того чтобы решить все организационные вопросы. В любой непонятной ситуации мужчина заходит первым и обеспечивает комфорт своей спутнице, своей даме.
Петр Кузнецов: Замечательный пример.
Мария Карпова: На самом деле это же говорит о том, что эти правила, они достаточно гибкие, просто мы привыкли думать, что вот можно только так и никак иначе.
Петр Кузнецов: И адаптируются, соответственно, да. При этом, несмотря на то что лифты стали надежнее, все равно это правило осталось, и это замечательный пример, здорово, что мы его разобрали, нашли корни появления всего этого.
Замечательный вопрос, опять же очень простой, на СМС-портале из Москвы: «Где же все-таки эти правила этикета прописаны и кто автор?» Это вот в каждом случае вот так вот исторически, да, складывается, укореняется в обществе, доходит, что-то отпадает? Как? А общего автора нет, ответ явный?
Анна Фокина: Этикет существует столько, сколько существует человеческое общество. Мы все время находим эту единую систему координат методом проб и ошибок. Она отличается от региона, от страны, от времени, естественно, и этикет изменяется вместе с людьми. Еще в древнем Шумере, городе, были барельефы с рукопожатиями, представляете? То есть такой привычный нам сейчас жест с нами уже много тысяч лет.
Поэтому, исходя из симпатии и в целом уважения как некоего корня для этикета, методом проб и ошибок в современности человек может почувствовать и, главное, проанализировать свои собственные ощущения и другого человека. И в принципе станет понятно, где вот та самая грань, где уже не нужно ее нарушать, личные границы и взаимное уважение.
Но этикет – это практика. Вы, Петр, начали наш сегодняшний разговор, что вы боитесь ошибиться и вообще боитесь разговаривать со специалистами по этикету, потому что думаете, что я, знаете, как Мальвина сейчас буду всех ругать за несоблюдение правил этикета.
Петр Кузнецов: Нет, я уже понял, что это не так, в процессе.
Анна Фокина: Я очень рада, что выполнила свою миссию. На самом деле моя задача как профессионала – вдохновить людей пробовать и практиковать, потому что вы не можете научиться игре на гитаре по самоучителям, если у вас нет инструмента, согласитесь, да. Невозможно научиться ездить на велосипеде, если вы никогда на него не садились. С правилами этикета ровно то же самое: пробуйте...
Петр Кузнецов: Анна, опять же, простите, на велосипеде вам старший товарищ, в данном случае в детстве это отец, подскажет, как нужно крутить. А если вокруг нет людей, которые тоже знают эти правила этикета... Вот того самого автора мы не найдем общего, потому что его не существует. Проб и ошибок – это просто по ощущению?
Вот у Маши замечательное было предположение, что на самом деле нужно руководствоваться тем, чтобы в обществе сделать так, чтобы находящемуся рядом было комфортно, чтобы ты... Как раз вот вы сказали про личные границы, чтобы ты не нарушал его границы и не причинял ему какие-то неудобства, беспокойства и мелкие трудности, верно?
Мария Карпова: Ты прекрасно меня пересказал.
Петр Кузнецов: Да, вот.
Анна Фокина: Но это только одна сторона медали, потому что вежливый человек (опять же, есть стереотип) – это не тот, который всем делает удобно, забывая о своих собственных нуждах.
Мария Карпова: То есть это не тряпка, начнем с этого, вежливый человек.
Анна Фокина: Конечно.
Петр Кузнецов: Но почему ты на меня посмотрела сразу...
Анна Фокина: Потому что это взаимосвязанные вещи: мы не можем уважать других и проявлять корректно уважение к ним, если мы не понимаем, что значит уважение к самому себе, и наоборот.
Петр Кузнецов: Что появляется сейчас в свете появления (извините, тавтология) цифрового общества, новых современных технологий? Наверняка много правил этикета, связанных с поведением в социальных сетях, с телефоном в руках. Понятно, что в ресторане... Что мы в последнее время поняли?
Опять же, «неэтично» и «отсутствие этики» – это разные вещи, мы не успеем об этом поговорить, о том, что человек может знать правила этикета, но быть при этом неэтичным, не успеем, к сожалению.
Мы знаем, что нельзя, если ты пришел в компанию, в кафе сидишь, утыкаться в телефон...
Мария Карпова: Достать телефон.
Петр Кузнецов: Да, или вообще доставать телефон. Его, по-моему, нужно класть вообще лицом вниз...
Мария Карпова: Нет-нет, его даже не надо доставать.
Петр Кузнецов: Доставать не надо. Что еще из таких немногих вещей? К сожалению, у нас минута на разговор.
Анна Фокина: Я использую эту «минуту славы», для того чтобы сказать: пожалуйста, не отправляйте голосовые сообщения в беседе с человеком, с которым вы предварительно не договорились об этом.
Петр Кузнецов: Спасибо за то, что это все-таки...
Мария Карпова: А как, написать можно «Я тебе (вам) отправлю голосовое сообщение»?
Анна Фокина: Да. И лучше написать так: «Вы не возражаете, если я отправлю вам голосовое сообщение? Я (допустим) сейчас за рулем, а вопрос срочный». Тогда никто на вас не обидится, ну действительно. Хотя если у вас есть малейшая возможность хотя бы перевести это в текст, потрудитесь самостоятельно использовать какие-то дополнительные программы, для того чтобы голос перевести в текст.
Петр Кузнецов: Супер, Анна! Вынужден прервать вас, время. Спасибо вам за то, что вы вот это вот золотое правило назвали. Надеюсь, что многие, кто отправляют мне голосовые [сообщения], это слышали.
Анна Фокина, эксперт по этикету, директор Академии современного этикета и делового протокола.
Подведем итоги опроса. «Соблюдаете ли вы правила этикета?» – 85% «да».
Мария Карпова: Молодцы!