Анна Гончарова: Современная литература отражает современных детей, их ментальность, но при этом всё равно говорит о вечных ценностях
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anna-goncharova-sovremennaya-literatura-otrazhaet-sovremennyh-detey-ih-mentalnost-no-pri-etom-vsyo-ravno-govorit-o-vechnyh-cennostyah-67694.html Анастасия Семенова: Переходим к эксперту. С нами на связи Анна Гончарова, детский писатель, руководитель «Центра развития детского чтения», педагог. Анна, здравствуйте.
Анна Гончарова: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Начнем с такого вопроса – ваша именно любимая детская книга, то, что вам читали в детстве?
Анна Гончарова: Я с удовольствием вспоминаю русские народные сказки с иллюстрациями Билибина. Они настолько вызывали волшебные ощущения соприкосновения с нашей культурой, их можно было бесконечно рассматривать... И даже ощущение какого-то вкуса, запаха, аромата возникало от этих сказок и от этих иллюстраций.
И я думаю, что здорово, что у человека, у ребенка... Я сейчас с удовольствием слушала, как люди звонили, вспоминали соприкосновение с книгами, делились любимыми книгами, сами создавали книги, говорили об астраханском фестивале, я являюсь одним из его организаторов...
И очень приятно, что сейчас множество событий происходит вокруг книжного мира, связанных с книгами: выставки, фестивали... Появляется действительно прекрасная детская новая литература. В библиотеках, которые стали сейчас такими настоящими культурными площадками, происходит постоянно множество удивительного и прекрасного.
Сейчас у нас идет вообще Неделя детской книги, и во время этой недели можно встретиться со множеством писателей, побывать на множестве мероприятий, посетить библиотеки, начиная от самой нашей главной Российской государственной детской библиотеки и заканчивая любой библиотекой в городе, где вы находитесь, и это прекрасно.
Анастасия Семенова: Вопрос такой – а какие темы сегодня поднимают авторы детской современной литературы?
Антон Липовский: Современной, да.
Анастасия Семенова: Вы, например.
Анна Гончарова: Я думаю, что темы всегда вечные. На самом деле, когда мы встречаемся на круглых столах и дискуссиях, мы очень горячо обсуждаем этот вопрос, насколько отличается вообще детская литература, которая была раньше, от той, что является сейчас. И мы всегда приходим к выводу, что темы, по сути, не меняются: мы говорим о добре, мы говорим о победе добра над злом, о познании мира.
Сейчас активно, что мне очень приятно, развивается тема патриотизма. Мы говорим о героях, мы говорим о богатырях, мы рассказываем историю нашей страны; мы видим книги о каждом городе России. И это очень приятно, потому что действительно, как вот сейчас начали дискуссию и тут же позвонила женщина, которая сказала: «Вот я читала про Гагарина, я читала про Илизарова». Это же так здорово, детей познакомить через книги с великими личностями, с нашей историей, и вот эта тема сейчас тоже особенно актуальной становится в наше время, что не может не радовать.
Анастасия Семенова: Хорошо.
А вопрос – а герои-то от классических сказок прошлых лет отличаются, от сегодняшних персонажей? Ведь вот мы даже говорим, что в советских книгах это были такие более, ну человек, какой-то мальчик, а сейчас все какое-то очень сложное... Но проблемы все те же.
Антон Липовский: Да вообще про подачу хочется спросить, насколько подача изменилась.
Анна Гончарова: Конечно, когда мы говорим о том, что книги меняются, меняется антураж, т. е. как мы, писатели, называем, экспозиция, то, что нас окружает. Если ребенок современный, живет в городе... Вообще, городской истории в какой-то момент вообще не существовало.
Вообще не существовало до поры до времени героев, которые были детьми, были же только взрослые: Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный, богатыри и т. д. Потом появились дети... В детство вошли и полноправно присвоили себе детство, от одежды, психологии детской, которую начали изучать, до героев, которыми стали дети. Стала появляться городская история, например, Чебурашка появился в городе, несмотря на то что он приехал в ящике из африканской страны...
Анастасия Семенова: Из Марокко...
Анна Гончарова: И сейчас мы можем видеть героя, который пользуется смартфоном, который живет в современном мире, но при этом...
Антон Липовский: Но это же ведь неплохо, правильно?
Анна Гончарова: ...может все равно добиваться целей, все равно становиться мудрее, все равно сталкиваться с какими-то проблемами и познавать себя, познавать окружающий мир.
Ведь литература – это прежде всего социальный аспект. Дети ассоциируют, как, Настя, вы сейчас взяли книгу и сказали: «Я похожа вот на этого персонажа, вот на этого...»
Анастасия Семенова: Да.
Анна Гончарова: Дети ассоциируют себя с героями, они фактически... Я на своих встречах с ними повторяю, что «вы становитесь героями, вы проживаете жизнь, читая определенную историю». Вы представляете, сколько жизней можно прожить, читая книги! И поэтому, конечно, современная литература, она отражает и современных детей, и их ментальность, но при этом все равно говорит о вечных ценностях.
Антон Липовский: Анна, если сравнивать интерес, по крайней мере все равно же есть какая-то статистика, что читали и любили раньше и что интересует нынешнее поколение, вот есть какой-то показатель?
Анна Гончарова: Я думаю, в каждом возрасте свои истории.
Мы начинаем с самого детства, и прежде всего детям нравятся стихотворения, как тогда нравился Сутеев, Михалков, Успенский...
Анастасия Семенова: Барто.
Анна Гончарова: Сейчас нравятся малышам много известных детских поэтов и писателей для самых малышей, один из которых, например, Андрей Усачев, автор «Собачки Сони», прекрасный детский современный поэт.
Дальше мы взрослеем, и дети увлекаются сказкой, возникает возраст эмоций, и 5–6 лет, старший дошкольный возраст, когда детей начинают интересовать сказочные истории.
Затем увлекаемся познанием мира. Я в своих сказках очень люблю писать, например, заворачивать Волшебный лес, в котором живут енотики, мои герои...
Анастасия Семенова: Да.
Анна Гончарова: ...в те истории, связанные с современностью, например с футболом, или с Москвой, или с экологией. Это очень интересно всегда для автора, соединять две темы, сказочность и какую-то информативность и создавать таким образом увлекательную историю, чтобы помогать детям познавать мир.
Дальше происходит возраст энциклопедий. Энциклопедии есть сейчас во многих издательствах, и дети всегда ими увлекаются. Сейчас, мне кажется, энциклопедии, если раньше была Большая советская, в основном одна, энциклопедия, то сейчас их многообразие невероятное. То есть дети в определенном возрасте, особенно мальчики, многие родители этого пугаются, говорят: «Мой ребенок не читает, он только энциклопедии смотрит», – но это тоже этап определенного чтения, когда детям интересно познание мира. Это младший школьный возраст, это ближе к переходу к средней школе.
И сейчас бум фэнтези среди подростков.
Анастасия Семенова: Да.
Антон Липовский: Да.
Анна Гончарова: Фэнтези – это жанр, который, наверное, не настолько был развит в предыдущие времена, в прошлом веке, а сейчас переживает целую эпоху. Есть прекрасные совершенно авторы...
Антон Липовский: Расцвет.
Анастасия Семенова: За фэнтези будущее.
Анна Гончарова: ...Дмитрий Емец, которые пишут в этом прекрасном жанре.
Антон Липовский: Ну хорошо, согласны. Спасибо большое, Анна!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Анна Гончарова, детский писатель, руководитель «Центра развития детского чтения», педагог.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
«Вам нравятся современные детские книги?» – спрашивали вас. «Да» ответили только 19%, «нет» – 81%. Но, мне кажется, мы рассказали, были разные ответы и фотографии книг, так что думайте, читайте. Главное, читайте.
Антон Липовский: И выбирайте.
Анна Гончарова: Современная литература отражает современных детей, их ментальность, но при этом всё равно говорит о вечных ценностях