Петр Кузнецов: Анна Осипова, руководитель пресс-службы HeadHunter в регионах, с нами сейчас на связи. Анна, здравствуйте, спасибо, что вы с нами. Анна Белоглазкина: Здравствуйте. Анна Осипова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Напомним, кстати: тот опрос, который мы привели, по востребованности, как раз HeadHunter проводил. Суть не в этом. Давайте разберемся в самом слове «востребованность», Анна. Рынку труда не хватает таких специалистов, верно, все, в этом востребованность заключается? Анна Осипова: Правильнее будет сказать, что именно этих специалистов работодатели искали чаще всего. Мы говорим про то, сколько было открыто тех или иных вакансий. И вот действительно менеджеров по продажам компании в этом году искали наиболее часто, почти 8% от всех вакансий в стране, от всех рабочих мест в стране, которые были вакантны, это как раз-таки сейлз-менеджеры, менеджеры по продажам, те, кто занимаются продажей тех или иных продуктов или услуг. Причем здесь важно понимать, в чем отличие опять же от продавцов-кассиров, например, в магазине: менеджеры по продажам все-таки чаще имеют какую-то достаточно узкую квалификацию, работают именно в рамках каких-то компаний и работают чаще в B2B-секторе, т. е., например, продают какое-то, не знаю, программное обеспечение или, допустим, какое-то сложное технологическое оборудование для каких-то производств, ну и т. д. Петр Кузнецов: Да. Смотрите, наш народ, здесь не без основания, все-таки не очень любит менеджеров по продажам, здесь рождается прямая ассоциация с навязыванием услуг. Давайте вот поясним вот этот момент. Востребованность – это не есть важность для общества, это не значит, что менеджер по продажам в этом году ценнее врача? Анна Осипова: Безусловно нет, мы говорим здесь именно о количественном показателе, о том, сколько просто количество таких вакансий было. Но нужно понимать, что, естественно, есть профессии массовые, условно говоря, те же менеджеры по продажам, те же продавцы или, например, те же водители, очень легко это показать на примере как раз продавцов: у нас в каждом городе есть как минимум несколько магазинов, в каждом магазине работает несколько продавцов, и это, в общем, достаточно оправданная история, потому что продавец работает целый день, они работают по сменам, сменяют друг друга, это массовая профессия, таких людей требуется много. Врачей требуется, как правило, меньше, это не настолько массовая профессия. Да, они тоже нужны, они тоже важны, безусловно, и они тоже входят у нас в топ наиболее востребованных специальностей, но объективно в принципе рабочих мест для врачей меньше. Или, например, скажем, рабочие места для тех же самых бортпроводников, которые у нас стали, наоборот, одними из самых редких специалистов. В чем здесь дело? Давайте посмотрим, сколько у нас самолетов летает, а сколько у нас открыто магазинов. Петр Кузнецов: Да, да. Анна Осипова: Понятно, что в магазинах требуется больше людей. Петр Кузнецов: Так что, дорогие друзья, когда вы видите, что закрыта вторая касса, вы просите открыть вторую кассу, выходит главный по магазину и говорит: «Где я вам найду второго кассира?» – вы понимаете, что это одна из самых востребованных [профессий]. Ищут как раз, стараются для вас... Анна, возвращаясь к тому, что у нас, получается, лидирует по востребованности менеджер по продажам, продавец и кассир. Что это говорит о нашем рынке труда, об особенностях его? Сфера услуг просто так расширяется, да? Анна Осипова: На самом деле это нормальная ситуация, абсолютно нормальная ситуация. Опять-таки, если мы посмотрим на то, что было в прошлые годы, у нас в целом всегда именно в сфере продаж наибольшее количество вакансий сосредоточено. Это особенность, скажем, наверное, нашей экономики. Любая компания так или иначе продает свои товары и услуги, и сегодня в принципе в любой компании так или иначе будет человек, который занимается продажами, это нормальная абсолютно история, потому что все компании, которые что-то производят, что-то создают, им нужно как-то свой продукт реализовывать. Поэтому здесь, наверное, нет ничего удивительного. Что касается продавцов-консультантов, мы с вами тоже видим, как активно развивается ретейл, открывается достаточно много магазинов, в первую очередь это продуктовые, естественно, магазины, но не только: очень много торговых центров у нас в стране. В этом смысле это тоже как бы такая нормальная совершенно история. Сказать, что это как-то отличает, например, нынешний год от предыдущих, наверное, нельзя. Из интересных таких трендов, которые действительно отличают этот год и уже характеризуют рынок труда как-то своеобразно, – это, например, высокий спрос на водителей, высокий спрос на поваров, высокий спрос на упаковщиков, кладовщиков. На инженеров, кстати, тоже очень высокий спрос. Мы видим высокий спрос на разнорабочих, на слесарей, сантехников. То есть в целом мы видим, что сегодня, по нашим данным, очень сильно растет спрос на т. н. рабочий персонал, квалифицированные рабочие, инженерные кадры, производственники. И это показывает опять-таки некий переход, скажем так, рынка труда от такого массового упора в белые воротнички, в какие-то офисные профессии, мы видим переход в синие воротнички. Сегодня все больше и больше возрастает потребность именно вот в таких квалифицированных рабочих и в инженерах. Петр Кузнецов: Да, и это явный тренд 2024 года. Анна, спасибо за ваш комментарий! Анна Осипова, руководитель пресс-службы HeadHunter в регионах.