Петр Кузнецов: Анна Осьмак, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами компании «Авито Работа», с нами на связи. Здравствуйте. Анна Осьмак: Доброе утро. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, какие у вас данные, Анна? Действительно бонусов стало больше, тех, которые работодатель может предложить своему сотруднику? Анна Осьмак: За последнее время, безусловно, бонусов стало больше, особенно за последние, наверное, года 2–3, но на самом деле эта тенденция многих последних лет. Почему так? Вообще, для любого человека существует множество факторов для выбора работы. Естественно, это заработная плата, это основа, но помимо этого люди обращают внимание на то, а что еще готов предложить работодатель со своей стороны. У нас сейчас рынок соискателя, это говорит о том, что вакансий больше, чем желающих трудоустроиться, работодатели конкурируют между собой, и в связи с этим, естественно, появляются различные какие-то уникальные, как вы назвали их, «плюшки», предложения и другие способы мотивации и для привлечения соискателей, новых сотрудников, и для удержания текущих. Петр Кузнецов: То есть бонусы все-таки в этом плане работают в нужном направлении? Я к тому, что, казалось бы, ну просто увеличьте зарплату, это ли не стимул прийти к вам? Выше, чем у конкурента. Анна Осьмак: Работает, конечно, работает. Но давайте представим ситуацию, что у многих работодателей равные условия, одинаковый уровень заработной платы, или отличия несущественны, несколько тысяч рублей. Как вот человеку выбрать работу, на что еще он будет смотреть? Естественно, на локацию, на близость к дому, но и на то, что еще предлагает работодатель со своей стороны, «что важно для меня». Вот вы приводили в пример уже ранее оплату проезда, оплату питания... На самом деле это очень важно. Петр Кузнецов: Мы можем посчитать или прикинуть хотя бы ориентировочно: работодателю что... ? Давайте так, сначала начнем из того, откуда он берет деньги на эти бонусы. Соответственно, из своего фонда, правильно? То есть это дороже для него обходится, бонусы, чем повышение зарплаты всем, на разумные суммы, не в два раза зарплата, а вот на уровень инфляции хотя бы? Анна Осьмак: Безусловно, это дополнительный бюджет, есть определенные процедуры, как он согласовывается. Но мы не исключаем повышение заработной платы в случае появления дополнительных различных бонусов и способов мотивации для сотрудников. На самом деле все зависит от того, какие плюшки, какие способы дополнительной мотивации. Потому что когда-то все началось с набора «чай-кофе-печенье», возможно, отсюда появилось слово «плюшки», а сейчас многие работодатели готовы компенсировать занятия спортом, няню, обучение, различные лаунж-зоны и многие-многие другие привлекательные условия труда, которых ранее не было. Естественно, у каждого из них разная стоимость, поэтому все зависит от бизнеса, все зависит от целей, все зависит от позиции в том числе. Система мотивации также незначительно, но может отличаться в зависимости от роли сотрудника, на которой он находится. Петр Кузнецов: Вы знаете, Анна, мы можем даже уже вместе с вами подвести итоги, тут даже не предварительные, потому что вряд ли что-то особо изменится в пропорциях... Мария Карпова: Ага, существенно. Петр Кузнецов: Мы спрашивали, что вы выберете, все эти полчаса у наших телезрителей: здесь зарплата... Люди понимают, о чем речь, здесь просто коротко написано, что вот есть выбор, повышение зарплаты или все-таки бонусы, о которых вы просите. Здесь, видите, просто разгромное поражение бонусов, 83% против 17%. И нам продолжают писать телезрители, что нет ничего лучше повышения зарплаты. Как бы вы прокомментировали именно результаты нашего опроса? Анна Осьмак: Я думаю, что это похоже на действительность, на реальность. Любой человек идет на работу, для того чтобы в первую очередь заработать, реализовать себя, и, естественно, уровень дохода – это основа, поэтому такие результаты, 83%, это ожидаемо. Если мы говорим про различные бонусы, все-таки это дополнительная система мотивации сотрудников. И эта дополнительная система мотивации помогает работать над лояльностью к компании, над лояльностью к работодателю, помогает привлекать новых сотрудников, помогает удерживать текущих сотрудников. И безусловно, одно без другого существовать не может. Если мы оставим только зарплату и более ничего сотрудникам давать не будем, естественно, через время человек задастся вопросом «а почему?», «а что вы можете предложить еще?», «а есть вот другой работодатель, который своим сотрудникам предлагает какие-то более привлекательные условия». Поэтому, естественно, через время люди начнут самостоятельно выходить с запросом. Петр Кузнецов: Хорошо. Здесь, наверное, отрасль на отрасль не приходится, мы как раз об этом не успели поговорить. Вот где сейчас бонусы особенно работают как надо, т. е. и работодателю хорошо, получает тех сотрудников с мотивацией, и сотрудники довольны? Анна Осьмак: Вы знаете, я бы ответила, что все, но выделила бы промышленность. С учетом того, что сейчас есть определенный дефицит кадров на рынке труда, очень сложно подбирать на различные производства, на различные предприятия сотрудников, особенно в удаленных регионах. Поэтому для того, чтобы привлекать такого рода сотрудников и такого рода персонал, естественно, необходимо оплачивать питание, оплачивать проезд, оплачивать проживание. Это все, что касается именно такого, знаете, вахтового способа работы, если мы говорим именно про такой тип занятости. Поэтому, не предлагая ничего, предлагая просто вакансию, будет очень сложно нанять сотрудников, поэтому давайте я выделю промышленность. Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое! Анна Осьмак была с нами на связи, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами «Авито Работа».