Анастасия Семенова: На связи с нами Анна Сытюгина, эксперт по досугу с детьми и семейным путешествиям. Анна, доброе утро! Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здравствуйте! Анна Сытюгина: Доброе утро, Анастасия, Петр! Очень рада! Петр Кузнецов: Мы тоже. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Мы тоже рады. Такой прекрасный день. Чем же занять детей своих в каникулы? Вопрос, мне кажется. Интересуются, как мы уже видим и мамы и папы, и бабушки и дедушки. Какие примеры есть? Анна Сытюгина: Я, как многодетная мама, задавалась этим вопросом не раз. Так что можно сказать, что я знаю, как на него ответить. Есть очень много разных вариантов, как провести каникулы. Например, сейчас в разных городах появляются интерактивные и даже иммерсивные экскурсии по городу. Это экскурсии с наушниками. Они проходят в игровом формате. И они, вот могу по опыту сказать, что интересны не только детям, но и взрослым. Там даже взрослые получают колоссальное количество информации. Также есть интересный еще момент – это детские путеводители. То есть есть книжки с детскими путеводителями по городам. Вы берете книжку, ребенка и ходите, гуляете по городу, наслаждаетесь, изучаете. И классно проводите время. Вот. Также сейчас, к моему огромному счастью, открывается большое количество музеев именно для детей, где все можно трогать, где можно ставить разные опыты, эксперименты. И это увлекает на целый день. И оттуда уходить не хочется. И взрослым в том числе тоже. Ну и вот как вы говорили, что солнышко пригревает, что уже хочется больше времени проводить на улице. И, конечно, классно сходить куда-нибудь в поход, показать детям, как развести костер, пожарить сосиски, вспомнить, что такое березовый сок. И у детей, которые привыкли гулять на детских площадках, у них такой вызывает вау-эффект эта природа. Такие получаются неподдельные, классные впечатления. Анастасия Семенова: Ну, что-то другое. Петр Кузнецов: Анна! Это все замечательно. Но что делать родителям, которые не смогут в весенние каникулы вот все это проделать? Ни за соком сходить, ни в музей. И бабушки-дедушки тоже где-то далеко. Анна Сытюгина: Здесь у меня есть такой лайфхак, что очень удобно, можно обмениваться с другими мамами детьми. Вот, например, у меня есть возможность в один день посидеть, у какой-то мамы есть в другой день посидеть. И я собираю у себя дома несколько детей и организовываю им досуг. А потом, в другой день, другая мама также выручает меня. Анастасия Семенова: А вы сказали, что вы многодетная мама. Может быть, как-то старшие с младшими придумывают какие-то игры? Может быть, у вас есть прям пример из жизни, как дети взаимодействуют с собой? Дома, например. Анна Сытюгина: Да, конечно. Вот честно могу сказать, что когда у меня один ребенок дома, мне тяжелее, чем когда у меня их трое дома. Потому что они очень быстро умеют организовать какие-то игры: то они играют в принцесс, то они строят замок, то у них какая-то битва происходит. Здесь главное – одним глазом присматривать и немножко контролировать эту ситуацию, чтобы квартира осталась целой. А так, конечно, когда детей несколько, с ними даже легче, чем с одним ребенком. Петр Кузнецов: Весенние каникулы, точнее их формат, все-таки, я думаю, вы согласитесь, – это такой вот самый, наверное, непонятный. Каникулы. Потому что очень многое зависит от погоды. Непонятно: улица или помещение. Анастасия Семенова: Длинная четверть была, если честно. Петр Кузнецов: Да-да-да. Тоже. Все-таки весенние каникулы, если говорить об их особенностях, как вам кажется, они про что: больше про изучение или про активности? Анна Сытюгина: Мне кажется, для детей это в любом случае должна быть активность. Даже если у них идет изучение, особенно если это маленькие дети, то у них это должно быть связано с активностью, с активным познаванием мира. Анастасия Семенова: А вот из Волгоградской области такое сообщение: «Без обсуждения ясно: просидят наши дети и внуки в смартфонах. Уроки не делают. Времени уйма. А родители на работе. Контроля меньше». Как вот быть в таких случаях? Что, действительно, ну что на каникулы отнимать смартфоны? Что? Как занять? Если вот все-таки как Петя вот уже повторил: ну, нет возможности. Петр Кузнецов: Да-да-да. Насть, хороший вопрос. Потому что как раз им задается и телезритель из Архангельской области, вот прямо сейчас. «А вы у детей-то спросили, чего они хотят? Они ничего не хотят». Вот эти все музеи и березовый сок – это прекрасно! Это нам сейчас кажется. Я бы с удовольствием тоже сейчас сходил. Анастасия Семенова: Я бы тоже, да. С удовольствием. Петр Кузнецов: Ну а дети: «Ну что-то?» Да. Как его аккуратно из этого смартфона вытащить? Анастасия Семенова: Отправить пить березовый сок. Петр Кузнецов: Да. Или действительно доходить до радикальных каких-то мер, вплоть до того, что так: «В весенние каникулы про телефон забываем. Выдам в конце, в последний день». Анастасия Семенова: Поделитесь, наверное, своим опытом. Мне кажется. Как многодетная мама. Анна Сытюгина: Не знаю. Тут очень много зависит от настроя родителя. Если родитель сам идет в тот же музей с настроением, что сейчас там ему будут что-то «втирать», – то это, соответственно, передается и ребенку. А если же родитель сам горит, для него для самого это большая ценность, то ребенок очень быстро включается в этот процесс и тоже начинает интересоваться всем, чем интересуется родитель. Анастасия Семенова: Ну, то есть опять же, все начинается с твоего, с вашего домашнего окружения. Петр Кузнецов: И желательно родителю тоже без телефона, да. Анна Сытюгина: Однозначно. Да, кстати, это тоже: родители, которые сидят постоянно в телефоне и потом забирают его у ребенка, – ну, выглядит немножко странно. Петр Кузнецов: А как вам, кстати... Ну, немножко вот от темы отклонимся. Ну, действительно, с весенними каникулами как раз связаны, как раз больше уже все равно времени. Как вам удается? У вас же все время... Ну, то есть очень много завязано на телефоне. Как при этом заниматься своими делами, большинство из которых в телефоне, но при этом не подавать в этом плане детям вот такой нехороший показательный пример? Мама все время в телефоне. Мама в телефоне, потому что она работает в телефоне. Анна Сытюгина: Поняла вопрос. Здесь необходимо разграничивать: что вот сейчас у меня время для работы, а вот сейчас у меня свободное время, и я могу его провести без телефона. И это можно сделать раз, два, три, четыре. Вот мы можем без телефона пойти куда-то погулять. И причем если я говорю, что я без телефона, то я действительно без телефона. То есть не так, что я там: у меня появилась свободная минутка, и я украдкой пытаюсь с кем-то поговорить, что-то сделать. Петр Кузнецов: Могут ли быть какие-то традиции именно на весенние каникулы, чтобы ребенок вот с нетерпением их ждал? Он знает, что именно в весенние каникулы раз в год мы куда-то едем, мы идем в тот же музей, где там обновляются экспозиции. Анастасия Семенова: Новые, да, экспозиции. Новая экскурсия. Петр Кузнецов: Или даже на новую старую идет все равно с удовольствием. Анастасия Семенова: С удовольствием. Все же любят динозавров. Петр Кузнецов: Да. Анастасия Семенова: Или, например, вот в этом году попала вот масленичная неделя сейчас. Связана с Масленицей. Вот тут? Анна Сытюгина: Да. Вообще-то семейные традиции – я считаю, что это очень-очень важная вещь. И обязательно нужно их вводить и придерживаться. Вот, например, сейчас масленичная неделя. Было бы очень классно испечь вместе с ребенком блины, собрать компанию и пойти куда-нибудь на природу и их, например, поесть. Что тоже классно. Петр Кузнецов: Да. Анастасия Семенова: Отлично! Анна Сытюгина: Придумать, например, какой-то весенний квест. Например, по исследованию луж в ближайшем парке, по проверке их глубины. Анастасия Семенова: Это лучший и бюджетный вариант! Спасибо вам большое! С нами на связи была Анна Сытюгина, эксперт по досугу с детьми и семейным путешествиям.