Вера Круглова: О том, почему люди так любят писать негативные комментарии, как от них защититься и в чем, собственно, разница между хейтом и критикой, узнаем у нашего эксперта, психолога Андрея Зберовского. Андрей, приветствуем вас. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Андрей. Андрей Зберовский: Доброе утро, здравствуйте. Вера Круглова: Андрей, скажите, пожалуйста, ну почему люди так любят писать вот эти негативные комментарии, особенно те, кто такие, так скажем, ноунейм-пользователи, у которых нет аватарки, собственно, имя ненастоящее указано? Потому что все с рук им сходит? Андрей Зберовский: У каждого существа и у каждого человека есть такая биологически заданная, животная тяга к доминированию: нам хочется чувствовать свою значимость, важность, продавливать свою позицию, это повышает нам самооценку и дает нам хорошее настроение. Но у культурного человека это сбалансировано его внутренней культурой, его принятием, что называется, многополярности мира, плюрализма, уважением к другим людям. Соответственно, обычный человек вежливый, воспитанный сдерживает свое стремление сказать вам, что он вот только так думает, вот только так правильно и т. д. Человек не очень культурный, человек неуспешный либо, наоборот, человек привык подавлять всех окружающих беспощадно, он себя не сдерживает, ограничений себе он не ставит, и свою бескультурность, свою безапелляционность суждений, шаблонность какого-то мышления, категоричность, готовность перейти на личности он и выливает в социальные сети. Тем более что социальные сети оказались прямо таким местом, куда легко это сливать. В обычной-то жизни можно, извините меня, и по лицу получить, собственно, и ответственность получить административную и уголовную, а здесь твори, делай другим больно и при этом тихо радуйся и чувствуй себя в безопасности в своей норке за своим компьютером или ноутбуком. Поэтому, безусловно, интернет открыл двери для нашей этой вот низменной стороны человеческой личности, и пока не будет, собственно, преодолена вот эта анонимность, пока будет безответственность, конечно, хейтеры будут существовать, будут развиваться, распространяться и друг друга с удовольствием травить. Потому что, в конце концов, на каждую косу находится камень, на каждый камень находится коса... Руслан Арсланов: На камень – бумага... Андрей Зберовский: ...и эти хейтеры друг друга настолько выедают, собственно говоря, что это, конечно, особо зрелищное явление для наблюдателя социальных сетей. Вера Круглова: Андрей, скажите, я так правильно понимаю, что то, что пишет человек негативного, – это скорее он пишет о себе, чем о тебе, да? И вот бывает такое, что ты читаешь и думаешь: ну, может быть, действительно так и есть?.. Вот как правильно реагировать? И вообще, как отличить вот эту вот тонкую грань между критикой и конкретным хейтом? Потому что, бывает, так все завуалированно пишут, вроде «ты человек хороший, но вот...» Руслан Арсланов: «Но...» – и дальше началось уже все гораздо хуже. Вера Круглова: Да, и ты такой уже, немножко настроение твое подупало. Руслан Арсланов: «В целом, все хорошо, но...» Вера Круглова: «...могло бы быть и лучше». Андрей Зберовский: Смотрите, грань критики, экспертного мнения, обсуждения и хейта всегда проста, потому что, во-первых, есть личное отношение. Когда человек переходит на личности, на «ты», проходится по твоей биографии, по твоей личности, по твоей внешности... То есть вот переход за грань именно общего к личному – это всегда яркая черта именно хейта, потому что уважающий себя эксперт не будет никогда говорить «а кто вы?», «а какое у вас образование?», «чем вы занимаетесь?», «какая у вас форма носа, шапки, галстука?» или чего-то еще. Поэтому переход на личность – это явный признак хейта. Второе – это, конечно, однозначность, категоричность суждения. Потому что любой человек, даже трижды эксперт, когда он что-то комментирует в соцсетях, он не может, к сожалению, владеть всей полнотой информации. Владение всей полнотой информации – это вообще уникальная картина, чаще всего мы никогда этой полнотой информации не располагаем. И эксперт, т. е. человек умный, культурный, всегда понимает, что он может что-то не знать, он всегда понимает, что он может просто какую-то информацию недополучать, и он на это делает допуск. А хейтер всегда убежден, что он все знает, он все понял, он насквозь все видел, он давно это прошел в своей жизни, он собаку съел, целого слона. И поэтому вот именно безапелляционность, отсутствие какой-то поправки на ветер, отсутствие какой-то поправки на то, что это может быть айсберг, где бо́льшая часть события скрыта под водой, информация для человека недоступна, – хейтер этого недопонимает. То есть хейтер – это всегда, к сожалению, определенная ограниченность, узколобость мышления. Как бы хейтеру ни казалось, что он самый умный, он все понимает... Вот в этом и разница между умным и корректным человеком-экспертом и хейтером: умный, корректный человек понимает, что есть еще более корректные, более умные и, соответственно, более понимающие, а хейтер себя считает всегда на вершине пищевой пирамиды, он считает себя самым умным, и, конечно, очень сложно с таким человеком адекватно общаться. Руслан Арсланов: А как перестать быть хейтером? Ну вот такой вопрос. Ну вдруг... Вера Круглова: Вдруг ты вот такой вот. Руслан Арсланов: Мало ли. Мы не можем про это не спросить. Андрей Зберовский: Нужно стать экспертом. Если вы беретесь за что-то, за какую-то полемику, нужно, конечно, детально в этом разобраться, материалы почитать дополнительные, образование соответствующее получать. Допустим, если я физик, то не факт, что мне нужно лезть, допустим, в биологию, или культурологию, или философию; если я философ, я буду не очень хорошим советчиком по квантовой физике. То есть надо понимать область своих знаний, надо понимать область своего жизненного опыта. В этом и разница между экспертом и хейтером. Хейтер – он эксперт во всем, и в поп-музыке, соответственно, и в политике, и в общественной деятельности, и в религиозной, и в спортивной, он вообще все знает, во всех сферах, и не очень понятно, почему он до сих пор еще миром не правит, собственно говоря. Поэтому, чтобы остановить свое хейтерство, надо понять область своего применения, прокачивать свою экспертность. И самое главное – надо научиться уважать других людей. Если мы не будем других людей уважать, даже трижды опытный эксперт однажды станет хейтером, потому что он просто не будет понимать грань человеческой культуры, сложность мира и сложность психологии других людей. Вера Круглова: Андрей, скажите кратко буквально: если вот тебе пишут такие комментарии или сообщения какие-то негативные, как на них правильно реагировать? Андрей Зберовский: Вы знаете, я сторонник того, чтобы была такая здоровье- и психологосберегающая среда. Если я вижу хейтера, я просто его блокирую, даже не вступая с ним в полемику, потому что трогать эту как бы конституцию не всегда правильно и полезно. Я просто блокирую. Не надо тратить свое время на того, собственно говоря... Потому что прекрасные слова библейские про метание бисера и всего остального не зря были написаны: хейтеры были всегда, и тысячи лет назад они были, и многие десятки тысяч лет назад они были. Поэтому просто выходить из той беседы, где формат и корректность, собственно, изначально отсутствуют. Не тратьте свое время. Ну и кроме того, тем людям, которые являются публичными, у которых большая группа подписчиков, на которых хейтеры чаще всего нападают, я, конечно, всегда советую обращаться к своим хорошим подписчикам за помощью. То есть я всегда советую подключать группу защиты, т. е. не биться одному. Один в поле не воин, в т. ч. даже в интернетном поле он не воин. Поэтому когда хейтер сталкивается с консолидированной, групповой защитой человека, когда в него летят те же самые комочки того же вещества, которое он сам разбрасывает, он достаточно быстро отрезвляется и просто сам покидает поле боя, и правильно делает. Потому что не должно быть хейта, не должно быть бескультурья. Чем больше мы люди, чем больше мы себя уважаем, тем мы должны быть более культурны и вежливы по отношению к окружающим, и не только в реальной жизни, но и в интернете. Руслан Арсланов: Золотые слова! Вера Круглова: Спасибо вам большое, Андрей! Андрей Зберовский, психолог, был с нами на связи. Мне кажется, очень такие важные действительно слова, правильные. Руслан Арсланов: Да, спасибо, Андрей! Вера Круглова: Звоночек у нас есть от наших телезрителей. Надежда, Краснодар звонит нам. Надежда, доброе утро. Зритель: Здравствуйте. У нас в городе на официальном канале в Telegram есть сайт, называется «Типичный Краснодар». На нем все время, вот очень хорошо сейчас сказал эксперт, такая же ситуация на официальном канале в городе. На нем около 250 тысяч подписчиков, под каждым постом идут 2 тысячи комментариев. Комментарии содержат порнографию, мат... Вера Круглова: О господи... Руслан Арсланов: Ого... Зритель: ...оскорбление властей, оскорбление СВО... Ну вот нормальные люди, которые туда заходят, изначально не понимают, что происходит; потом, когда ты начинаешь вчитываться и понимаешь, что это полный экстремизм... Вера Круглова: А вы жаловались куда-то об этом, Надежда? Зритель: Да, вот лично я звонила на центральное наше телевидение, хотела узнать, кто этот канал содержит. Они эту информацию мне дать не могли. Вера Круглова: Вероятнее всего, они не знали. Зритель: Что-что? Вера Круглова: Я говорю, вероятнее всего, они не знали, но мы спросим сейчас у нашего следующего эксперта, который уже на связи с нами. Руслан Арсланов: Спасибо вам за ваше мнение. Вера Круглова: Мы сейчас пока почитаем ваши сообщения, потому что в принципе большой отклик получила тема. Руслан Арсланов: Да, интересно. Вера Круглова: «Интернет – это возможность высказать, что думаешь на самом деле. В глаза всегда в основном льстят и лгут. Шаблоны – это знание жизни, все повторяется». Руслан Арсланов: «Если будут только позитивные отзывы, как же мы узнаем, хорошо это или плохо?» – говорят нам вот так. Вера Круглова: Действительно. «Моя страница в интернете открыта для всех, я перестал бояться», – это хорошо. Руслан Арсланов: Еще вот такое есть интересное мнение: «Пусть человек лучше в интернете пар выпустит, чем в жизни. Много несправедливости в жизни». Пусть лучше человек в интернете пар выпустит, вот такое тоже мнение есть. Вера Круглова: «Интернет как помойка: нужно обязательно фильтровать контент, очень много бесполезного в интернете». На самом деле, вот даже как раз с этим каналом, о котором сейчас говорила Надежда, здесь же тоже история, что можно просто туда не заходить и не читать этого, да? Руслан Арсланов: Ну да. Тут всегда вопрос тоже, какую информацию ты потребляешь, какую хочешь видеть. Вера Круглова: Да, потому что это самый главный фильтр. Что делать, когда психологической защиты от негатива в Сети становится недостаточно, например, если подвергся сталкингу, есть такое явление тоже, узнаем у Григория Пащенко, руководителя проекта «КиберМосква». Григорий, здравствуйте. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Григорий. Григорий Пащенко: Добрый день. Вера Круглова: Ну вот тема у нас такая сегодня животрепещущая, когда подвергаешься хейту в Сети, т. е. тебя засыпают какими-то негативными комментариями, а бывает такое, что даже каким-то преследованием занимаются, да? Руслан Арсланов: Такое тоже бывает. Вера Круглова: Конкретно вот ты чувствуешь, что тебя как-то мониторят, и тебе от этого некомфортно. Вот что делать? Как от этого защититься? Григорий Пащенко: Рассмотрим самый типичный случай. Берем обычного человека, на которого начинает выливаться, скажем, волна негативных комментариев. Это не известная личность, обычный человек. В данном случае любая соцсеть уже включила механизмы защиты. У вас есть кнопка «Пожаловаться» администрации социальной сети и есть возможность заблокировать пользователя. Но почему-то многие этим не пользуются, а продолжают вести диалоги, вступают в какие-то непонятные перепалки и часто еще и сами оказываются виноватыми. Момент № 2, большая ошибка многих людей: когда их кто-то начинает хейтить, они идут на черный рынок хакерских услуг и пытаются найти, а кто же взломает, кто же мне узнает, кто мне там это пишет. При этом начинают оплачивать кому-то деньги, переводы, попадая в цепочку к мошенникам, теряют деньги, хейт продолжается. Потом еще могут к вам прийти другие люди, скажут: «Мы знаем, что вас обманули, давайте поможем». Следующий вариант. Когда вы ощущаете преследование, как это обычно выглядит? Вам поступает очень много, например, сообщений в личные сообщения, звонки, какие-то личные фотографии, возможно, даже личная переписка, – вот в данном случае за вами следят. Как это работает на практике? Кто-то вам кидает угрозы, пишет, плюс скидывает фотографии, например, вас, где вы находитесь на улице, может быть, на работе, и говорит: «Я хочу тебе сделать неприятное». Вот в данном случае только в полицию, вы идете в полицию, пишете срочно заявление, и полиция разбирается. Мы говорим про анонимность, про то, что «никого не найдут, это же все анонимно, найти невозможно»: 80% бытовых хейтов находятся. Потому что люди, кто занимаются хейтом, даже есть портрет – это 35–45-летний человек, который не состоялся в жизни вообще психологически и социально, который не понимает ничего про информационную безопасность, но испытывает дикое желание кого-то там вот наказать. Все, это все решается. Руслан Арсланов: То есть находят этих людей, да? Григорий Пащенко: Их находят и применяют очень жестокие статьи. Причем человек, на которого выливалось когда-то вот это психологическое давление в соцсетях, еще и может подать денег за моральный ущерб. Вера Круглова: Есть такая практика, да, уже? Григорий Пащенко: Есть практика. Опять, мошенники не дремлют, мошенники начинают предлагать разные приложения, которые содержат вирусные составляющие, якобы защита от спама, от хейта: «Поставь себе приложение, и твоя социальная сеть всегда будет радостная, красивая, полная котиков, любви, нежности, никакого зла не будет». Люди ведутся... Вера Круглова: А на самом деле что будет с ней? Григорий Пащенко: Аккаунт вы потеряете. Откуда пишут вообще, откуда сейчас идет волна хейта? Мы можем с вами сейчас посмотреть, что растет список т. н. услуг по черному пиару. Он уже вырос на некий уровень... Люди могут заказать себе услугу, чтобы кто-то начал писать другому оппоненту. Заплатив деньги, очень много ботов включатся и очень много аккаунтов, которые, как уже говорилось ранее, без фотографий, а может быть, с фотографиями, будут участвовать в хейте. Но когда аккаунт у человека угоняют, у живого человека, этот аккаунт также включается в различные схемы злоумышленников: вымогательство денег, когда вам напишут «привет, это Маша, у меня телефон украли, срочно переведи мне денег», либо же этот аккаунт будет использоваться в информационной войне, и уже вам будет писать не фотография, а реальный профиль. Вера Круглова: Скажите, вот телезрительница Надежда нам звонила, сказала, что у них на официальном телеграм-канале города вот какие-то негативные комментарии, очень много всего такого, даже уже законом запрещенного, она там видит. Вот куда ей жаловаться? Потому что она пожаловалась на телевидение, но там об этом не знают. Что, собственно говоря, делать в такой ситуации? Руслан Арсланов: И вообще, вот такие общественные сообщества – кто их должен контролировать и кто должен отвечать за информацию там, за чистоту? Понятно, что модерироваться, наверное, должно администраторами группы, но если вдруг вот это видит человек... Может ли он вообще куда-то подать какое-то заявление в этой ситуации? Григорий Пащенко: Если коротко, у нас есть, во-первых, положение о блогерах и о СМИ. Если у нас есть такие паблики, как «подслушки» («подслушки» реально растут сейчас активно по всей России), если там больше 10 тысяч подписчиков, то у нас, во-первых, сейчас вышло новое законодательство, это приравнивается к блогингу, к СМИ... Руслан Арсланов: Да-да-да. Григорий Пащенко: ...и надо будет проходить регистрацию со всеми вытекающими последствиями. В данном случае писать не надо на телевидение, не нужно нагружать полицию – просто напишите администратору. Очень часто все эти «подслушки» так или иначе состоят на контроле у местных властей, потому что к ним обращаются, оттуда берут информацию, их мониторят. И вот это и задача людей, которые сеют информационную войну, как раз-таки заставить многих людей заниматься не тем, чем им нужно. Представьте себе, информационная война как строится? В эту «подслушку» накидали разных гадостей, люди начали нагружать органы, люди стали отвлекаться, куда-то писать – делайте все проще. Если мы говорим про вот этот замечательный мессенджер, там есть кнопочка «Пожаловаться» волонтерам вот этого мессенджера, и они примут какие-то действия. Второй момент – это написать, соответственно, администратору этого канала. И третье: поверьте мне, администраторы каналов все это видят, просто не успевают вовремя вычищать. Когда у вас 2 тысячи сообщений, вы не можете вычищать. Хотите помогать этому каналу – напишите администратору: «Здравствуйте, меня зовут так-то, так-то, я бы хотел вам бесплатно помогать модерировать данный канал». Тем самым вы сделаете больше полезного, нежели будете куда-то писать много бумаг. Вера Круглова: То есть автоматической какой-то модерации нет, это все делается в ручном режиме, именно поэтому накапливается вот такое огромное количество негативных комментариев? Григорий Пащенко: Есть автоматическая модерация, но ее можно будет обойти, опять же заменяя какие-то слова, картинки, что-то еще, она обходится. Ручная модерация – самая правильная и самая лучшая. Поэтому хотите помогать вашим замечательным каким-то каналам, пабликам, будьте любезны, станьте волонтером этого паблика. Вера Круглова: Очень интересная мысль. Руслан Арсланов: Интересный способ. Да, действительно, если вдруг тебе что-то не нравится в паблике, просто присоединись к участию. Ну или отписаться, в конце концов, это тоже рабочая история. Григорий Пащенко: Это рабочая история. Я не понимаю людей, которые действительно заходят, начинают в эти комментарии погружаться. Вы пришли что? Вы пришли почитать новости, или вас интересуют комментарии? Вы правильно сказали до этого: возьмите самое лучшее, не нужно углубляться в какие-то дебри, люди же, мошенники это используют. Когда у вас вот эти комментарии начинают разрастаться во что-то, там часто публикуются ссылки, которые ведут на запрещенные сайты, ссылки, которые ведут на вирусные сайты... Поэтому не надо, оставьте себе жизнь для чего-то более важного. Вера Круглова: Приятного. Подпишитесь на какой-то приятный паблик с котиками. Руслан Арсланов: Да, посмотрите на приятный паблик или просто выйдите и погуляйте во дворе. Вера Круглова: Григорий, вот заключительный вопрос буквально кратко. Как вы считаете, вот это новое законодательство в части «серых» пользователей и «серого» блогинга... Руслан Арсланов: Анонимности. Вера Круглова: Да, анонимности – он как-то изменит эту ситуацию в лучшую сторону? Григорий Пащенко: Это может изменить ситуацию. Скорее всего, просто мы будем реагировать чаще на такие действия. Люди поймут, что можно как-то решать законодательно. Это даст веру людям, что нужно обращаться, если тебя действительно замучили виртуально. Сейчас все вопросы решаются так же, но законодательство новое... Они усилят, во-первых, базу, и мы ждем, что будет ответственность, появится новый пункт. У нас же сейчас идет цифровая такая ветка, когда у нас право наше, Уголовный кодекс не совсем к этому готов. Как только будет модернизация цифрового права, цифрового кодекса поведения в сети Интернет, да, мы увидим очень большие подвижки. Конечно же, нужно уважать друг друга и испытывать какое-то уважение к собеседнику, если мы даже его не видим вживую. Да, улучшения будут. Руслан Арсланов: Спасибо, спасибо! Вера Круглова: Спасибо вам, Григорий! Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква», был с нами на связи. Ну что ж... Руслан Арсланов: Классно, что наши и один, и второй эксперт закончили примерно на одной и той же мысли логичной: давайте уважать друг друга. Новости на ОТР, ну а потом вернемся.