Антон Низовцев: Больше готовить детей к взрослой жизни – это был бы важный предмет в школе. И больше профориентации
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anton-nizovcev-bolshe-gotovit-detey-k-vzrosloy-zhizni-eto-byl-by-vazhnyy-predmet-v-shkole-i-bolshe-proforientacii-66648.html
Антон Липовский: Антон Юрьевич Низовцев на связи, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства». Антон, здравствуйте.
Антон Низовцев: Здравствуйте.
Антон Липовский: Хочется все-таки спросить…
Анастасия Семенова: Чего, по вашему мнению, какого предмета не хватает в школьной программе?
Антон Липовский: А, ну давай с этого, хорошо. Настя меня немного опередила. Давайте с этого начнем, да. Вы бы что добавили?
Антон Низовцев: Слушайте, ну, я бы ответил так в двух плоскостях. Те предметы, в которых я сам плохо понимаю, я бы добавил, конечно же. Это такие скорее уроки soft skills: как быть взрослым, то есть как налоги платить; что делать маленькому ребенку, если он телефон потерял; как ориентироваться в метро или что-то такое; как регистрировать индивидуального предпринимателя. Вот такие вот вещи. Как финансовая грамотность, только отдельным курсом, более серьезный и более общий. Во-вторых…
Анастасия Семенова: А какой класс?
Антон Низовцев: Во всех классах я бы добавил. И в зависимости от класса… Для начальной школы можно было бы какие-то более простые темы, а в старших классах можно было бы уже и про физиологию человека как-то поговорить, и про то, как происходит поступление в университет, вот эту процедуру всю, потому что, я смотрю, дети в одиннадцатом классе не понимают.
Антон Липовский: Кстати, классное предложение – подготовить еще морально к следующей ступени, чтобы более безболезненно переход проходил, да?
Антон Низовцев: Ну да, да, да. То есть, условно говоря, больше готовить к взрослой жизни детей. Мне кажется, это важный был бы предмет.
Дальше. Мне бы очень хотелось добавить больше профориентации в школу: кем я хочу стать? То есть чтобы с этим серьезно занимались психологи, педагоги какие-то профессиональные, потому что тоже большие проблемы я вижу по своим ученикам с этим. Ну и вообще какие-то, как я уже говорил, soft skills: тайм-менеджмент, управление проектами, переговоры. Этого тоже, я вижу, не хватает детям. Это первое.
А со своих профессиональных как бы позиций… Вот я учитель математики. И я бы очень хотел для своего предмета, чтобы добавили какие-нибудь… ну, хотя бы один урок в неделю – динамические программы какие-нибудь по геометрии, типа GeoGebra или что-то такое, чтобы на компьютерах больше делали, потому что, мне кажется, у нас уже такая компьютерная, постиндустриальная эпоха. И говоря про то же черчение, мне кажется, что нужно больше делать акцент на работе на компьютерах, на компьютерную инженерную графику. Соответственно, ее изучать, потому что…
Антон Липовский: Ну, Антон…
Анастасия Семенова: Подождите. Сразу я хочу опередить. Но все же говорят, что если мы перейдем к компьютерам, мы перестанем учиться писать. Это же тоже очень связано – пишем мы ручкой или нет. То есть вы хотите прямо от этого уйти? Ведь тоже наши полушария от этого очень зависят.
Антон Низовцев: Нет, я не хочу идти. То есть по той же математике было бы неплохо, если бы один урок неделю математика была бы на компьютерах. Этого тоже не хватает. Очень полезные инструменты можно изучать. Так же и с остальными предметами, то есть постепенно надо это интегрировать. Нравится нам это или не нравится, мы живем уже в эпоху компьютеров, и они в нашей жизни тесно присутствуют. Мы сейчас с вами разговариваем через компьютер. Наверное, большинство людей эту программу сейчас уже может смотреть, постепенно начинать через компьютер. Так что интегрировать, эти технологии и как бы учить детей ими пользоваться – мне кажется, этого бояться не стоит.
Антон Липовский: «Я добавил бы в школу, в школьную программу самбо», – пишут нам телезрители. И вот классное сообщение: «Надо ввести уроки юридической грамотности, чтобы элементарно знать и уметь отстаивать свои права в суде. Финансовая грамотность – заполнять налоговую декларацию. Черчение надо обязательно. Технология у девочек». Ну, здесь такой прямой серьезный список.
Скажите, а вот чтобы в принципе внедрить что-либо в школьную программу – это вообще большой труд? Насколько это реально? Насколько это быстро?
Анастасия Семенова: И сколько времени?
Антон Липовский: Да. Насколько это быстро? И как вообще готовится вот эта теоретическая база? Как внедрить-то это все?
Антон Низовцев: Самое главное – не насколько это реально, насколько это быстро, а насколько это будут исполнять в школах, на местах. Потому что…
Антон Липовский: Ну, я к этому и веду.
Антон Низовцев: Одно дело – прописать это во ФГОС, а другое дело, чтобы это действительно вели, под это были специалисты. Ну, как бы вот эти все моменты на местах. Сказало действительно очень сложный процесс! Потому что много учителей в наших школах перегружены, действительно, и так много всяких задач у них, большая нагрузка, что-то такое. Это не быстрый процесс, очень серьезный, под который нужно выделять определенные часы в расписании, под который нужно готовить кадры, под любой предмет, который ты вводишь. Ну, я думаю, что на практике, чтобы нормально ввести какой-то предмет, – это минимум два года нужно. Это не за три месяца делается. Или: «Вот со следующего года начинаем».
Антон Липовский: Да, хорошо. А скажите по поводу курсов тех, которые есть сейчас. Есть теперь пять предметов на углубленное изучение. Есть разные продленки. Вот нам, кстати, про продленку здесь пишут, что определенного формата продленка решила бы вообще много проблем, которые мы выше перечисляли все вместе. Это пишет нам телезритель.
Как вы к этому относитесь вообще? Как относитесь именно к программе сегодня, к содержимому?
Антон Низовцев: К содержимому программы я отношусь нормально. Опять же, другой вопрос: как это реализуется на местах? Потому что я вижу то, что в некоторых школах реализуется все очень правильно, хорошо и действительно приносит пользу, но в других школах это, к сожалению, реализуется «для галочки», честно говоря. Ну, вы понимаете, о чем я говорю.
Антон Липовский: Ну да.
Антон Низовцев: Чтобы номинально на бумаге что-то было, а по факту… Вот то же черчение. Сейчас, например, примут, введут черчение, а по факту там будет ИЗО.
Антон Липовский: А вот, кстати, этого не хотелось бы, я согласен, это будет потеря времени.
Антон, одну секунду, у нас есть звонок, Галина из Волгограда нам дозвонилась. Галина, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Антон Липовский: Да, Галина, здравствуйте.
Зритель: Галина, Волгоград.
Антон Липовский: Мы готовы выслушать ваше мнение. И у нас эксперт на связи, можете задать вопрос. Здравствуйте.
Антон Низовцев: Здравствуйте.
Зритель: Я хотела бы сказать, что здесь больше начинают возвращаться к качеству тех предметов, которые в школе, но я бы хотела сказать именно о каких-то предметах, чтобы добавить.
Анастасия Семенова: Давайте.
Зритель: Вот именно добавить необходимо информатику, на которой нужно преподавать основы. То есть дать какие-то направления, чтобы дети именно ориентировались, то, что используется сейчас очень хорошо и где оно нужно.
Второе – это психология, в которую бы входило планирование семейного бюджета. Также мы имеем стрессы – значит, борьба со стрессами. А также у нас есть отношения. То есть чтобы дети разбирались в этих моментах.
Дальше был «Разговор о важном», предмет уже есть. Конечно, нужно было бы туда и технику безопасности. Не то что оказание первой помощи, которую они худо-бедно как бы знать, но также и то, как действовать в экстремальных ситуациях, а также понимать опасность. Например, электрический ток – его же не видно. Ну, вот какие-то такие моменты, то есть более такой обзорное…
Анастасия Семенова: Обзорное и прикладное.
Зритель: И потом, очень много детей, когда выпускаются, они не знают, куда им идти, основная масса. Они знают направления: шахтер, медик, повар…
Антон Липовский: Ну понятно. То есть вести более активную профориентационную работу, да?
Анастасия Семенова: Ну, о чем и говорил Антон, да.
Зритель: Чтобы больше профессий они знали, направлений. Например, ведущие. Необязательно же выучиться. Очень у нас много ведущих, которые имеют абсолютно другое образование. Это призвание.
Антон Липовский: Ну понятно.
Анастасия Семенова: Галина, спасибо большое.
Антон Липовский: Все, хорошо. Галина, спасибо.
Антон, смотрите, из того, что мы перечислили… Профориентационня работа – это то, что мы с вами проговорили, да? Информатика сегодня, пожалуй, в разных формах есть. Я так понимаю, нет единого стандарта, все зависит от школы. А вот к психологии как вы отнесетесь? Там спектр тем может быть вообще безграничен.
Антон Низовцев: Ну, во-первых, я до сих пор не понимаю сам для себя: психология – это наука верифицированная, точно или нет? И можно ли, ну, найти достаточное количество квалифицированных специалистов, которые будут серьезно общаться с детьми. Мне кажется, это достаточно сложно. Так что я бы, наверное, подождал бы. Есть какие-то… Ну видите, все, и я тоже предлагаю какие-то более прикладные вещи.
Анастасия Семенова: Вот прикладные, да.
Антон Низовцев: Из того, что я слышал: «Давайте научимся в суде». Да?
Антон Липовский: Да.
Антон Низовцев: «Давайте научимся налоги платить», – и все такое.
Анастасия Семенова: Оплачивать ЖКУ.
Антон Низовцев: Наверное, действительно есть на это запрос, да-да-да. То есть давайте научим детей жить в школе. Мне кажется, это не менее важно, чем изучать физику, математику или другие предметы.
Антон Липовский: Ну, я так понимаю, что все-таки, делая любое предложение, надо еще понять, не чему мы будем конкретно учить, а кто будет учить, да? Это один из основных вопросов.
Антон, спасибо огромное!
Анастасия Семенова: Спасибо.
Антон Липовский: Антон Низовцев с нами был на связи, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства».
Мы сейчас будем подводить итоги этого часа. Нужно ли добавлять предметы в школьную программу? «Да» – 67% ответили, и «нет» – 33%. То есть мы совершенно точно понимаем, что люди хотят, да, вот таких перемен.
Анастасия Семенова: Видишь, хотят добавить более прикладные предметы, какие-то элементарные: правила дорожного движения, как получить налоговый вычет. Это то, что пригодится в жизни.
Антон Липовский: Хочу завершить сообщением: «Я за то, чтобы убрали родной русский и родную литературу». Вот это, конечно, интересное предложение. Хотелось бы узнать – почему. Ведь все-таки школа учит учиться. И мы говорим о том, что люди должны выходить разносторонне развитыми.
Спасибо за то, что эти два часа провели вместе с нами. Далее – выпуск новостей.