Антон Низовцев: Коллеги, передавайте свои лучшие качества ученикам, а худшие оставляйте дома
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anton-nizovcev-kollegi-uchitelya-peredavayte-svoi-luchshie-kachestva-uchenikam-a-hudshie-ostavlyayte-doma-72221.html
Петр Кузнецов: Антон Низовцев с нами на связи, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства», руководитель интеллектуального клуба «Сигма».
Мария Карпова: Антон, здравствуйте.
Антон Низовцев: Доброе утро, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Не отвлекаем мы вас?
Мария Карпова: Во-первых, с праздником хочется поздравить!
Петр Кузнецов: Во-первых, с праздником!
Антон Низовцев: Спасибо. И всех учителей с праздником поздравляю. Нет, не отвлекаете: я отменил пару в школе, дал контрольную работу.
Мария Карпова: О-о-у...
Петр Кузнецов: Ребята, простите, если что, да, это мы...
Антон, мы здесь во время наших обсуждений и зачитывании СМС-сообщений пришли к выводу, что идут туда по-прежнему, ну это призвание. Ну просто если по каким-то другим причинам идут в профессию, невозможно в ней долго задержаться. Это так? До сих пор эта цель одна из важных, мотивирующих историй, идут в учителя по призванию?
Антон Низовцев: Я не знаю, мне не нравится слово «призвание» почему-то.
Петр Кузнецов: Так.
Антон Низовцев: А вот бухгалтером идут? А это призвание или нет? Например, человек идет бухгалтером работать, а оказывается, что ему не нравится: цифры не нравятся, считать деньги не нравится...
Петр Кузнецов: В случае с бухгалтером можно сказать, что пришлось вот...
Антон Низовцев: Пришлось?
Петр Кузнецов: Да, обстоятельства так сложились...
Антон Низовцев: Ну и учителей, к сожалению, таких, это реальность...
Петр Кузнецов: Есть такое?
Антон Низовцев: ...много работает, кому пришлось.
Петр Кузнецов: Но вот из таких случаев хороший учитель получается, когда вот пришлось стать учителем?
Антон Низовцев: Да, здесь я согласен, что, безусловно, нет, потому что надо, чтобы тебе нравилось общаться с детьми, и тогда все и у тебя идет легче, и с детьми, наверное, образовательный процесс идет более как-то хорошо, дети больше от этого получают. Вот мне нравится общаться с детьми, реально нравится просто, и я просто получаю от своей работы удовольствие каждый день. Это не потому, что я на телевизоре говорю, но действительно так. Вот я счастливый человек. Если такого нет, то, конечно, плохо.
Мария Карпова: То есть вы пошли в профессию просто потому, что любите общаться с детьми? Я просто хочу, вы говорите, что вы не любите слово «призвание»...
Антон Низовцев: Да.
Петр Кузнецов: Или это в процессе появилось?
Мария Карпова: А каким словом вы бы заменили?
Антон Низовцев: Какое слово заменил?
Мария Карпова: Слово «призвание». Вы говорите, что вы его не любите, – чем бы заменили тогда?
Антон Низовцев: Предрасположенность просто какая-то должна быть. То есть вот я про себя могу сказать, почему мне нравится работать учителем? Потому что мне искренне интересно, что у детей получается, какие у них проблемы, какие у них сильные стороны, слабые стороны, и поэтому мне всегда интересно. Я думаю, что это предрасположенность характера просто такая.
Призвание – какое-то слишком громкое слово. Призвание сразу намекает на то, что здесь не важна оплата труда, а мне кажется, что оплата труда тоже очень важна.
Мария Карпова: Насколько меняется значение учителя в жизни школьника сегодня? То есть если раньше педагог был чуть ли не самым важным человеком в жизни после родителей, то как дело обстоит сейчас?
Антон Низовцев: Ну вот я вчера ходил в спортзал и встретил там трех своих учеников бывших, которых я обучал 5 лет в школе, и мы с ними до сих пор общаемся иногда, они уже студенты IV курса хорошего очень вуза московского. И мне кажется из того, что я вижу, что не меняется. Как я к своим любимым учителям езжу в гости, когда приезжаю на родину, мы с ними встречаемся и находимся в контакте, поздравляем друг друга, так и со мной ученики, которые уже несколько лет назад закончили школу, они со мной встречаются, мы опять же общаемся, какого-то совета спрашивают...
То есть я не вижу, что как-то учитель отошел на второй план или как-то изменился. Если учитель хороший, если контакт с детьми имеется, если они чувствуют, что что-то важное они получили от этого учителя, приобрели, то я думаю, что все так же, как и раньше.
Мария Карпова: Многие наши телезрители пишут, что авторитет учителя как будто бы падает в глазах учеников...
Антон Низовцев: Я не знаю, не могу про это сказать. Я работаю в Москве в очень хороших школах, и я не чувствую, что у меня авторитет как-то падает. То есть я думаю, что это зависит от человека, в любой профессии, не только учителя: как ты себя поставишь, что ты интересного детям расскажешь...
Я убежден, что хороший учитель не только должен быть учителем, но он просто должен быть человек, который что-то может подрастающему поколению посоветовать, что-то понять, какие у них проблемы, какие у них сложности, какие у них мечтания. И в таком случае я думаю, что авторитет будет достаточно высок.
Мария Карпова: А вот у вас в профессии совпали ожидания и реальность? Ну вот как вы видели профессию педагога, когда шли на него учиться, и уже на деле, уже когда стали учителем?
Антон Низовцев: У меня не совпали ожидания – я думал, что все будет гораздо хуже в профессии учителя. Потому что постоянно я слышал про то, что очень большая загрузка бумажной работой, много проблем с администрацией, много проблем с родителями... Действительно, проблемы есть, они, я думаю, в любой профессии есть, но у меня как-то вот очень хорошо получилось...
Например, у меня получилось так, что вот я все лето отдыхаю всегда, – в какой еще работе 3 месяца ты можешь отдыхать?
Мария Карпова: Да...
Антон Низовцев: Я лично за себя говорю: я все лето отдыхаю, 3 месяца у меня отпуск оплачиваемый. Я думаю, это одно уже дорогого стоит. Я помню, я в детстве переживал, что вот в будущем не будет такого, что все лето ты на даче сидишь, – у меня есть до сих пор.
И в целом сложности, конечно, бывают, нервы бывают, я не буду скрывать, но у меня как-то вот лично... Я не для телевизора говорю, я говорю честно; когда плохо, я говорю, что плохо. У меня получается как-то все нормально.
Электронный журнал, мне сложно разобраться было с ним иногда, но разобрался, и не так много времени у меня занимает бумажная работа.
С начальством как-то договариваемся так, чтобы они не загружали посторонней работой, хотя, конечно, они пытаются и хотят, так всегда. Ну как бы надо договариваться как-то с ними. Наверное, если ты хороший специалист, ты в итоге можешь договориться так, что какие-то условия будут приемлемые для тебя.
Мария Карпова: Что пожелаете своим коллегам в этот день?
Антон Низовцев: Я пожелаю здоровья всем в первую очередь. Я пожелаю, что если как-то вы нервничаете (потому что я вижу, что все равно профессия иногда нервная), не принимайте близко к сердцу все и живите, радуйтесь жизни, будьте самодостаточными и передавайте лучшие свои качества своим ученикам, а худшие качества оставляйте дома.
Мария Карпова: Спасибо большое, Антон!
Петр Кузнецов: Спасибо! Никогда не думал, что я скажу это преподавателю, но: Антон, отпускаем вас.
Антон Низовцев: Всего доброго!
Петр Кузнецов: Еще раз с праздником!
Антон Низовцев, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства», руководитель интеллектуального клуба «Сигма».
Антон Низовцев: Коллеги, передавайте свои лучшие качества ученикам, а худшие оставляйте дома