Антон Низовцев: У нас одна из лучших систем по подготовке к школьным олимпиадам в мире
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anton-nizovcev-u-nas-odna-iz-luchshih-sistem-po-podgotovke-k-shkolnym-olimpiadam-v-mire-68737.html Антон Липовский: Давайте мы сейчас со всеми этими вопросами разберемся, в конце концов, что дают нам в материальном смысле и не в материальном олимпиады, мы с нашим экспертом это обсудим. Антон Юрьевич Низовцев, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства», руководитель интеллектуального клуба «Сигма», – здравствуйте.
Антон Низовцев: Здравствуйте, доброе утро.
Антон Липовский: Доброе утро.
Давайте разбираться. Все-таки мучает вопрос, и Настя прямо несколько раз пыталась у тех, кто олимпиады выигрывал или призером был, понять, обязательно все-таки ЕГЭ сдавать, или сегодня есть прямые дороги через олимпиады в вузы?
Антон Низовцев: Есть прямые дороги.
У нас есть несколько уровней олимпиад. То есть есть такой самый нижний уровень, это просто какие-то конкурсы, которые позволяют детям познакомиться с олимпиадным движением. Есть перечневые олимпиады, это именно вот олимпиады, которые организуют вузы по разным предметам, их больше 150 на всю Россию, благодаря которым можно либо получить 100 баллов за конкретный предмет по ЕГЭ, по которому ты сдавал олимпиаду, либо поступить без вступительных испытаний.
Но ЕГЭ все равно придется сдавать в таких олимпиадах, даже если ты ее победитель всероссийский, необходимо его сдать на 75 баллов, не надо сдавать на 90, например, т. е. у тебя как бы будет засчитываться то, что по этому предмету по ЕГЭ у тебя будет 100 баллов, если ты сдашь на 75 или выше.
И есть у нас самая главная олимпиада, это Всероссийская олимпиада школьников по разным предметам, она состоит из четырех уровней, школьный, муниципальный, региональный, заключительный этапы. И вот в таком случае, если ты призер или победитель Всероссийской олимпиады школьников, то ЕГЭ надо все равно сдавать, но можно, например, по математике (я учитель математики) можно сдавать базовую математику, вообще никто на результат не будет смотреть, она все равно засчитывается при приеме тебя в вузы.
Антон Липовский: Ничего себе. Ну а расскажите, сегодня как обстоят дела с подготовкой к олимпиадам? Вот несколько было сообщений, звонков из Москвы такого негативного характера о том, что превратили в рейтинговую гонку, но никак не в гонку за знаниями. Как вы прокомментируете?
Антон Низовцев: На самом деле мне кажется, что когда это дело касается детей, то никогда не угодишь. С одной стороны, я постоянно слышу то, что на ЕГЭ какие-то скучные задания, это какая-то зубрежка, – вот, пожалуйста, олимпиады: мне кажется, это такой способ, где можно порешать очень интересные задачи, куда-то глубоко проникнуть в конкретный раздел науки и все такое.
Я не вижу какой-то рейтинговой гонки в Москве, я преподаю в школе в Москве. Рейтинги, безусловно, да, это важно, олимпиады в них учитываются, но и ЕГЭ в них не в меньшей степени учитывается, в этих рейтингах.
А в принципе там подготовка идет серьезная. Я могу вот честно сказать свое мнение, что у нас одна из лучших систем по подготовке к олимпиадам в мире, в России вообще, традиционно США, Китай, Россия доминируют по самым серьезным олимпиадам международным, у нас серьезно этим занимаются. И те ребята, которые этим занимаются, те семьи, которые этим занимаются, родители, соответственно, ну они все понимают, и я думаю, что они не согласятся с тем, что это исключительно ради рейтингов – много плюсов тоже каких-то они получают с олимпиад.
Анастасия Семенова: А то, что родители еще жалуются по поводу того, что онлайн эти олимпиады проходят...
Антон Липовский: Кстати, да.
Анастасия Семенова: ...потому что ребенок может спросить у родителя, который находится рядом, ну или просто, если он умеет пользоваться интернетом, посмотреть и узнать ответ.
Антон Низовцев: Это действительно большая проблема. Когда вот была пандемия ковида, то некоторые даже серьезные олимпиады, заключительные их этапы проходили онлайн. Но сейчас онлайн проходят в основном такие олимпиады очень низкого уровня, которые не дают тебе каких-то суперпреференций, поступления в вуз или что-то такое, – это просто для маленьких детей, 5–6-е классы, олимпиады, чтобы они себя попробовали.
Безусловно, да, здесь есть печальное известие о том, что некоторые репетиторы, родители регулярно помогают на таких олимпиадах, видно какие-то не совсем адекватные результаты. Но серьезные олимпиады, которые действительно дают тебе поступление в вуз, которые дают тебе денежные гранты какие-то, они проходят все очно и списать там очень-очень сложно.
Анастасия Семенова: Невозможно.
Антон Липовский: Антон Юрьевич, вопрос, знаете, такого характера. Ведь не каждый, кто учится на пятерки, способен, например, в олимпиадах занимать какие-то призовые места, и не каждый абсолютно четверочник, может быть, хорошист, может быть, даже у кого-то есть тройки, он конкретно в одной дисциплине не значит, что не может выстрелить. Вот как такого самородка найти с точки зрения преподавателя? И как вы потом дальше подготовкой занимаетесь?
Антон Низовцев: На самом деле есть, я еще раз говорю, развитая система. Есть много кружков, есть много дополнительных различных курсов в разных областях, это не только в Москве. Например, мы работаем и с другими регионами, с Ленинградской областью моей родной, везде есть центры, государством поддерживаемые и не только государством поддерживаемые, всякие частные инициативы существуют. Есть такие центры практически в каждом регионе, которые, собственно, организуют кружки, организуют подготовку к олимпиадам.
И если ребенок на каких-то стартовых уровнях, в любом случае он должен на каких-то стартовых уровнях по предмету показывать, например, на школьной олимпиаде, какие-то результаты, то уже можно родителю почитать, посмотреть, поспрашивать учителей и отправить уже в такой центр, на такие кружки к олимпиадным тренерам, которые уже дальше смогут сказать, есть ли у него перспективы какие-то, у этого ребенка.
Антон Липовский: А, т. е. сначала просто в школе попробовать, в стенах школы, а потом, если что-то получилось, идти дальше?
Антон Низовцев: Да.
Антон Липовский: Скажите, а бывало такое, что вроде никогда не выделялся ребенок какими-то суперзнаниями, если говорить с точки зрения широкого кругозора, но была тяга к какому-то предмету, и потом действительно удавалось добиться в какой-то дисциплине чего-то значимого?
Антон Низовцев: Слушайте, тут дискуссионный вопрос. Да, такие случаи бывают, когда кто-то, никто от него не ожидал из детей, а вот он выстрелил, но на самом деле это меньше, чем кажется, потому что все-таки это спорт высоких достижений, олимпиады, и все-таки здесь серьезная подготовка. То есть вряд ли бывают фигуристы, который вот еле-еле там на коньках катался, а потом взял, четверной тулуп прыгнул...
Анастасия Семенова: Проснулся.
Антон Низовцев: То есть это примерно такой же вопрос.
Анастасия Семенова: А с какого возраста? С 1-го класса сразу начинать, или можно с 5-го? Как быть?
Антон Липовский: Что рекомендуете?
Антон Низовцев: Я бы рекомендовал... У каждого тут свое мнение. Олимпиады вообще по математике конкретно существуют и с 1-го класса, по другим предметам, я думаю, «Русский медвежонок» есть по русскому... Но я бы рекомендовал, наверное, заниматься все-таки с 5-го, 6-го, 7-го классов олимпиадами, а до этого как бы выстроить ребенку нормально соображалку его, посмотреть, чего он сам хочет, посмотреть, что у него действительно получается в школе. То есть это не обязательно с 1-го класса серьезно прямо погружаться.
Анастасия Семенова: А вот, вы говорите, 5–7-е. Вот видите, в 5-м классно, в 6-м классно, в 7-м, а в 8-м говорит ребенок: «Все, не хочу, надоело», – бывает такое?
Антон Липовский: Устал.
Анастасия Семенова: И как вот сказать ему, что «давай»?
Антон Низовцев: Ну конечно, бывает, очень много такого бывает. Сколько у нас детей мучаются в музыкальной школе по 7 лет, которые очень не хотят, например...
Антон Липовский: О да.
Антон Низовцев: Здесь то же самое бывает.
Я думаю, что в каждом отдельном случае надо конкретно решать. Я думаю, что без какого-то желания, без какого-то стремления самого ребенка в конкретной науке ничего не получится, потому что здесь нужно быть замотивированным, здесь нужно к старшим классам выходить на серьезный уровень, постоянно готовиться, постоянно уделять этому время. Если все это происходит через силу, я не думаю, что хороших результатов или каких-то позитивных моментов мы вообще добьемся.
Анастасия Семенова: И главное, чтобы родители были в связке и помогали ребенку, правильно?
Антон Липовский: Да вообще это командная работа, мы уже отмечали не раз.
Антон Низовцев: Главное, чтобы не мешали родители, да, а когда помогают, это очень хорошо. Я смотрю на некоторых олимпиадников, и нередко действительно бывают у них династии олимпиадников, что родители сами очень хорошо разбираются в конкретном предмете и действительно хотя бы понимают, куда его направить изначально.
Анастасия Семенова: Отлично.
Антон Липовский: Хорошо.
Спасибо! Антон Низовцев, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства», руководитель интеллектуального клуба «Сигма».
Анастасия Семенова: Спасибо огромное!
Давайте подводить итоги. «Ваши дети участвуют в школьных олимпиадах?» – «да» ответили 61%, «нет» – 39%.
Антон Липовский: Это потрясающая статистика.
С вами это утро провели Анастасия Семенова...
Анастасия Семенова: ...Антон Липовский. Увидимся завтра, пока.