Антон Низовцев: В идеальной картине школа должна обеспечивать полный набор знаний, но в реальности невозможно сделать так, чтобы все 30 человек были одного уровня
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/anton-nizovcev-v-idealnoy-kartine-shkola-dolzhna-obespechivat-polnyy-nabor-znaniy-no-v-realnosti-nevozmozhno-sdelat-tak-chtoby-vse-30-chelovek-byli-odnogo-urovnya-63850.html Мария Карпова:С нами на связи Антон Низовцев, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства». Антон, здравствуйте.
Антон Низовцев: Здравствуйте, доброе утро.
Мария Карпова: Антон, ну вот уже несколько лет специалисты твердят, что дети ну, во-первых, должны быть сами… должны быть более самостоятельными, скажем так, учеба – это их личное дело, никто не должен им в этом помогать, особенно родители.
Во-вторых, самое главное – оценки, это оказывается неважно. Ну значит что-то тут не работает. Значит, в нашей системе пока невозможно внедрить эти понятия. Родители и дети все равно гонятся за этими оценками, раз они пользуются так активно услугами репетиторов.
Антон Низовцев: Ну я не думаю, что они гонятся за оценками. В первую очередь они гонятся за баллами ЕГЭ, ОГЭ, которые нужны в выпускных классах, это не совсем оценки. Но все равно что-то около того. Или репетиторов, я думаю, нанимают для каких-то олимпиад, конкурсов, которые там конкретная школа не может обеспечить данному ученику.
Мария Карпова: Вы как учитель, как преподаватель как к этому относитесь?
Антон Низовцев: Я бы хотел сказать – не как учитель, я бы хотел сказать про себя, как про школьника. Я в школе учился в 2008 году, заканчивал, и был очень против репетиторов. Одноклассники занимались, мне не нравилось. А потом в 10 классе у меня как-то очень неуспешно все прошло (подростковый возраст, несчастная любовь), и я в 11 классе, в начале, очень плохо вообще понимал предмет математика, и я пошел к репетитору, и мне вот она помогла догнать как бы свой класс, успешно там поступить, и так далее.
Я думаю, что все очень индивидуально. Конечно, в идеальной картине школа там должна обеспечивать полный набор знаний, чтобы родители не платили никаких дополнительных денег ни в коем случае. Но в реальности, когда вы собираете 30 человек сейчас, невозможно сделать, чтобы они все были одного уровня.
Будет там несколько отстающих ребят, которые не могут или не хотят бесплатно в школе эти знания принимать, а вот когда там мама, папа платят деньги, они может быть даже и лучше будут учиться с репетитором из-за этого. Такое бывает тоже часто. И наоборот – несколько сильных ребят, которые учатся в такой школе, которым просто не может обеспечить им поступление по олимпиадам каким-то.
И мне кажется, что в принципе, если никого не заставляют брать репетиторов, то, наверное, это неплохо, если индивидуально с кем-то занимаются, подтягивают знания какие-то, новые знания дают. В любом случае это отличается от того, что с тридцатью людьми происходит. Я лично не против репетиторов там у своих детей, которые у меня в школе учатся. Но мы, конечно, стараемся полный объем знаний дать.
Мария Карпова: Ну вот вы не против, но все-таки это не мешает вашей работе, если ученик занимается с репетитором? И вообще вы можете это распознать, начнем с этого?
Антон Низовцев: Да, я могу это распознать, конечно. Иногда, когда там даешь одним методом задачу решение, говоришь, что вот я, эксперт ЕГЭ, например, вот я хочу таким методом эту задачу видеть. А потом они там взяли репетитора, бывает другое. Бывает, конечно, что чуть-чуть мешает, но в целом нет. В основном отстающим ученикам бывает помогает как-то, они не успевают там все знания схватить какие нужно. Так что я – нет, я не против, и мешает как-то редко это.
Мария Карпова: Нет такого, что родители не дают даже возможности справиться ребенку самому?Потому что ну это же нормально, когда что-то не получается, когда что-то дается не так быстро. Может быть просто родители слишком рано хотят помочь?
Антон Низовцев: Ну бывает такое, что перегружают там, да, репетиторами, дополнительными занятиями. И 7 дней в неделю дети занимаются, я лично таких детей знаю много. Но у нас как бы есть, если мы говорим про 11-е классы, ЕГЭ, где конкретная конкуренция, и, конечно, родители не хотят этот шанс упустить. И их тоже можно понять с какой-то точки зрения. Вот, использовать все способы.
Мария Карпова: Говорили до нашей сегодняшней программы, обсуждали в редакции вопрос репетиторов, и одна моя коллега сказала: «Ну без репетиторов никуда». Вам как учителю не обидно за свою профессию?
Антон Низовцев: Мне не обидно за свою профессию, я в хорошей школе работаю. У нас так процесс устроен, что мы можем… Ну у нас отдельные спецкурсы, например, идут по ЕГЭ с хорошими там экспертами, и нашим детям особо не нужно… Мне за свою профессию – нет, не обидно. Если в каких-то школах получается, что без репетиторов никуда, то это вопросы к школе, вопросы к методике преподавания, и, конечно, это грустно и ну неприятно, если так происходит.
Мария Карпова: Еще такой частый вопрос на разных форумах образовательных: отличникам нужен репетитор? Зачем отличники обращаются к услугам репетитора?
Антон Низовцев: Я уже говорил, наверное, может быть, чтобы какие-то олимпиады выиграть, поступить там без… по олимпиадам. Вы знаете, что это можно сделать. Это достаточно сложно, и школа далеко не всегда имеет время. Даже я там, например, про себя могу сказать, я занимаюсь с каким-то классом, и у меня нету иногда с ним возможности, времени выходить на какие-то олимпиады – с конкретным классом, потому что там уровень слабый общий класса.
И если там пара сильных детей себе возьмет репетиторов, (не обязательно репетиторов – есть курсы достаточно дешевые там), и будет готовится к отдельной олимпиаде, я не вижу, что это какая-то катастрофа. Никто людей не заставляет. Если они сами берут, то как бы ну пусть делают.
Без репетитора можно учиться, можно учиться самому, не тратить деньги. Если там ребенок видит, и семья видит, что это там для них финансово трудно потянуть, я думаю, что можно всего достичь, хорошо сдать экзамены. Много информации в интернете, даже если у тебя школа плохая, предположим, по какому-то предмету. Так что это не необходимость.
Мария Карпова: Спасибо большое, Антон. Антон Низовцев был с нами на связи, преподаватель школы «Центр педагогического мастерства».
Антон Низовцев: В идеальной картине школа должна обеспечивать полный набор знаний, но в реальности невозможно сделать так, чтобы все 30 человек были одного уровня