Анна Белоглазкина: Давайте попробуем чуть подробнее этот вопрос разобрать с экспертом. Мы сможем сейчас пообщаться с Анжелой Рахим, это директор частной школы «Путь к успеху». И вот у меня такой к вам вопрос. Здравствуйте! Антон Липовский: Приветствуем вас! Анжела Рахим: Добрый день! Анна Белоглазкина: Вот мы сейчас много слышим от наших телезрителей, какие-то комментарии не совсем приятные, позитивные в сторону школ. То есть где-то что-то не устраивает. Вот вы как директор школы, может быть, посоветуете, что делать родителям, если их не устраивает качество класса, качество входной группы школы? Куда обращаться: к директору школы ли идти или сразу в департамент образования? Анжела Рахим: На самом деле состояние школы – это полностью ответственность директора и администрации школы. Соответственно, нужно идти в первую очередь к директору. У него есть все ресурсы для того, чтобы устранять эти недостатки. Состояние школы – это личная ответственность каждого из нас из директоров. Поэтому, если в этом году при подготовке к школьному году нужно было что-то доделывать, то я вручную к этому вопросу подключаюсь. Потому что я хочу, чтобы в моей школе было хорошо и детям, и учителям. Это очень важно – состояние того, где мы находимся весь день. То есть школа – это второй дом. И директор должен заботиться о школе как о доме. Тогда будет все хорошо. Анна Белоглазкина: Угу. А что касается дороги к школе, например? Если вот люди жалуются на то, что плохое освещение. Собаки опять-таки бросаются на детей. Вот вы как директор, можете как-то на это повлиять? Анжела Рахим: Естественно, здесь нужно находиться в отношениях с управляющими. У нас это управляющая компания, потому что моя школа находится в ЖК. Здесь муниципальные какие-то органы, с ними выходит директор на связь. Они по любому есть: отношения и общение у директора школы и у управленцев. Соответственно, здесь... Я же тоже иду по этой дороге. Ну я же вижу собак. Поэтому иду и решаю эту проблему, не закрываю глаза. И ни в коем случае нельзя перекладывать ответственность на кого-то другого. Это в моих руках. Антон Липовский: Да. Но вот то, что касается сейчас вот подготовки. Вот был последний звонок о том, что «дети учатся при 10 °С зимой». Там все замерзает и так далее. Во-первых, можно ли вообще учиться в таких условиях? Ну, я так понимаю, выбора просто нет. Если закрывать школу, то просто процесс остановится. Во-вторых, куда общаться? Что делать? Вообще, как исправить-то? Анна Белоглазкина: Ну и как проверяют? Школы проверяют ли на то, что отопление будет работать исправно? Анжела Рахим: Конечно. Школы государственные и частные в том числе, я директор частной школы, нас проверяют по полной программе. И я считаю, что это правильно. У нас должны быть соблюдения. Каждое утро медсестра или диетсестра, она должна пройтись по всему классу. По всей школе, вернее. И она делает отметку, ведет график отопления, график температуры. Все это фиксируется. Санэпидемстанция, Роспотребнадзор – это наши частые гости, и они регулярно проверяют это. Соответственно, если там происходит какой-то сбой... Во-первых, при 10-ти градусах нельзя и не должно происходить обучение. И в принципе даже работать нельзя при такой температуре. Норма в школах – это 18-20 °С. Это прям-таки... Дальше 22 °С, вот в холодную-холодную погоду. Дети должны переобуваться по СанПиНу. Это будет сделать невозможно, если там холодно. Более того, сказали, что учителя в валенках – это также нарушение идет полностью тех норм СанПиНа, которые у нас общие на всю страну. Что делать в этом случае? Отопление, кстати, они тоже... Отопительные приборы должны быть все либо промаркированы, и они должны быть только те, которые разрешены. Потому что это опасно. Это противопожарная история. Ну как бы сколько было случаев. За этим нужно конкретно и хорошо следить. Поэтому здесь школьный родительский совет совместно с усилиями администрации они идут в соответствующий орган. В Москве это централизированное отопление, да там. Например, конкретно у нас есть там ИТП – тепловой пункт, в котором инженеры решают эту проблему... Антон Липовский: Ну, смотрите. Это Курганская область. Это было село, насколько мне память не изменяет, и какая-то вот местная школа. Там куда обращаться? Как думаете? Анжела Рахим: Есть администрация. Есть дальше... Антон Липовский: Только администрация. Угу. Анжела Рахим: Каждое село – оно относится к району. Это, например, какой-то Предгорный район или еще что-то. И дальше у всех есть... Ну, слушайте, там везде есть ответственные за это люди. Нельзя просто закрывать на это глаза. Не нужно терпеть, нет. В Роспотребнадзор. Российский Роспотребнадзор, кстати, ну не знаю, как по таким районам, по Москве реагирует очень быстро на все. Поэтому главное – писать, писать и писать. Вот здесь произнесли. Уже хорошо. Анна Белоглазкина: Подскажите еще. Такой вопрос по поводу взаимодействия школ и родителей. Вот нам некоторые родители говорят о том, что они готовы скинуться и сами что-то в школе отремонтировать. Насколько это уместно? И еще вопрос: насколько уместно привлекать родителей к мытью парт, стирке штор? Антон Липовский: В качестве труда. Ну вот этот вот традиционный родительский комитет, родительский совет: «Есть старшие. Скинулись на шторочки. На какие-то там еще там парты. Пришли, помыли». Вот это все? Это все в прошлом? Или это нормальная практика? Анна Белоглазкина: Ну, мы видим, что это реально, судя по нашим телезрителям и их ответам. Насколько это уместно? Анжела Рахим: Здесь нужно быть очень аккуратными, потому что... Ну, по крайней мере, в частной школе такое невозможно. Это отдельная история. В государственной школе это возможно при желании родителей. Потому что, если знаете, какие-то галочки: там должны висеть шторы – галочка. Которые там моющиеся, либо жалюзи. Вот по СанПиНу. Галочка стоит. В каком состоянии это уже находится? Дальше, родители действительно могут своими усилиями помогать создавать атмосферу в школе. Поэтому здесь возможно их привлекать. Но опять же, требовать этого нельзя. Скорее, сейчас можно там с учениками делать субботники. Тем более, что мы уже проговорили о том, что воспитательная трудовая деятельность, она возвращается. Это нормально – следить за помещением, в котором ты находишься. Мы же дома у себя столы протираем. Я как ученик свой стол протереть также могу. Это норма. К этому хорошо приучать. И я думаю, что здесь все поддержат. Но в плане требовать вот так вот деньги – нет. Антон Липовский: Ни в коем случае. Мы вас поняли. Спасибо большое! В любом случае детей можно приучать к труду, а родителям можно предлагать. И если они уже там, на обсуждении, что-то решили, то тогда пожалуйста. Хорошо. Спасибо! Анжела Рахим, директор частной школы «Путь к успеху» с нами была на связи. Спасибо вам огромное! Анна Белоглазкина: Спасибо!