Аромат уюта
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/aromat-uyuta-87431.html
Петр Кузнецов: Ладно, давайте поговорим об ароматах, заодно и подберем подходящий.
Олег Чазов с нами на связи... ой, на связи – в гостях... парфюмер.
Мария Карпова: Что происходит?
Петр Кузнецов: Сегодня пятница.
Мария Карпова: Олег, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Олег, проходите, пожалуйста.
Олег Чазов: Здравствуйте.
Мария Карпова: Извините нас, пожалуйста, за этот сумбур...
Олег Чазов: Все хорошо.
Петр Кузнецов: У вас есть дома консьерж?
Олег Чазов: Нет, я живу в частном доме.
Петр Кузнецов: А, в частном доме... Понятно. Поговорите тогда там, миллионы вот эти, полтора, там что... Сейчас будем выбирать за сто тысяч рублей какой-нибудь?
Олег Чазов: Да господь с вами, нет.
Петр Кузнецов: Спасибо. Я лучше со своим народом в электричке поеду.
Существует ли разница между ароматами для помещения и для тела, вот интересно? Потому что я знаю людей, которые... причем даже есть универсальные флаконы, которые можно и на тело наносить.
Олег Чазов: Да, разумеется.
Мария Карпова: Да?
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Мария Карпова: Не знала. Серьезно?
Петр Кузнецов: Можно на одежду, знаешь, еще на одежду отдельные.
Олег Чазов: На тело тоже можно. Зависит на самом деле от базового состава, потому что обычно для тела делаются ароматы на спиртовой основе, испарители, для дома делаются на гликолевых смесях либо на силиконовых маслах.
Мария Карпова: Насколько я знаю, особенно если про парфюм мы говорим, про обычный, человеческий, если он на маслах, то на одежду нельзя его, он может испортить одежду.
Олег Чазов: На маслах парфюмерия – это, скажем так, все-таки больше из восточных мотивов.
Мария Карпова: Да-да-да.
Олег Чазов: Применять ее к нашим северным широтам было бы не очень корректно, потому что, во-первых, если даже вообще будет испаряться, это будет долго, во-вторых, пятнистое будет...
Мария Карпова: Да-да-да.
Олег Чазов: Ну это не всегда правильно просто потому, что наша кожа не всегда воспринимает жирные фракции хорошо.
Мария Карпова: А спирт?
Олег Чазов: Спирт подбирается специальный, он достаточно легкий, он хорошо испаряется. Есть, кстати, даже вот ароматы для дома на спиртовой основе, но спирт используется, разумеется, не пищевой, т. е. который испаряется быстрее и по-другому немножко работает с ароматами.
Мария Карпова: Понятно.
Петр Кузнецов: Когда мы выбираем духи, считается, что нужно на запястье нанести, немножко подождать, дальше послушать...
Олег Чазов: Да.
Петр Кузнецов: И после этого можно задумываться собственно о покупке. Как дела обстоят с ароматом для дома? Можно на примере.
Олег Чазов: Есть образцы, я вот специально взял разные... Ну, я взял блоттеры, но можно, например... Вот.
Петр Кузнецов: Тоже таким же образом наносится, да?
Олег Чазов: Да.
Петр Кузнецов: Можно я тоже что-нибудь возьму?
Олег Чазов: Конечно-конечно.
Мария Карпова: Слушайте, а это образцы чего?
Олег Чазов: Это образцы ароматов для дома.
Мария Карпова: Аромасвечей или чего?
Олег Чазов: Нет, это не аромасвечи. Есть ароматы для дома, которые делаются со стиками, т. е. помещаются в баночки, а есть со спреями.
Мария Карпова: А спрей – куда его?
Олег Чазов: Просто в воздух распыляете, и он остается.
Мария Карпова: А-а-а...
Олег Чазов: Есть еще технология микрокапсуляции, т. е. они оседают, и когда вы проходите через дом, вы задеваете капсулы, они раскрываются и допускают аромат в воздух.
Мария Карпова: Здорово!
Олег Чазов: Можно нанести на занавески: занавеску поправили, капсулы лопнули, аромат распространился. Все время, пока вас нет, он остается там закапсулированным.
Мария Карпова: Ты знал о таком?
Петр Кузнецов: Нет, не знал. Я от тебя только узнал про эти точки, которые нужно поджигать. Естественно, об этом я даже слышать не слышал.
Мария Карпова: Точно?
Петр Кузнецов: Да я от тебя о консьерже узнал, что есть в домах такое.
Большинство людей оценивают запах, Олег, не по нотам, а вот по каким-то ассоциациям.
Олег Чазов: Да.
Петр Кузнецов: Вот, например, сейчас не знаю, но какая-то ассоциация в этом есть... Это нормально, что мы вот с чем-то связываем?
Олег Чазов: Да, это даже более чем нормально, потому что у нас у всех есть какие-то воспоминания из детства, и зачастую...
Петр Кузнецов: Кардамон.
Олег Чазов: У вас одинаковый был, между прочим.
Мария Карпова: Нет.
Олег Чазов: А, да, вы же другой брали.
Мария Карпова: Вот этот мне больше нравится.
Олег Чазов: Вот этот вот один из самых на самом деле понятных – это жженый сахар жидкий.
Мария Карпова: Да, вот это мне очень нравится.
Петр Кузнецов: Да, очень классно, правда!
Мария Карпова: Очень уютно как раз.
Олег Чазов: Он очень хорош для гостиной либо для детской, на самом деле он хорошо успокаивает. Но в детской я бы рекомендовал еще немножко, может быть, фиалки либо лаванды добавлять, потому что она немножко успокаивает детенышей, они не так бесятся и...
Петр Кузнецов: Очень классный, жженый сахар.
Олег Чазов: Да.
Мария Карпова: Какие ароматы точно не стоит использовать для дома?
Олег Чазов: Низкого качества.
Мария Карпова: Я имею в виду, именно запахи чего?
Олег Чазов: По запаху сложно.
Мария Карпова: Например, лимона или... ?
Олег Чазов: Нет, лимон – это на самом деле, будем честными, тайное оружие больших продавцов. То есть в больших торговых центрах, особенно где, скажем так, очень недорогого уровня одежда, например, распродажная...
Мария Карпова: Да-да-да.
Олег Чазов: Там слегка распыляют аромат лимона и апельсина, потому что он растормаживает нас...
Петр Кузнецов: Бодрит, да?
Олег Чазов: Нет, покупки неосознанные, т. е. мы просто делаем покупки не потому, что нам нужно, а потому что «а почему бы и нет?».
Петр Кузнецов: Лимон так влияет?..
Олег Чазов: Да.
Мария Карпова: То есть я могу предположить, что, например, если дома пахнет лимоном, то это может провоцировать какие-нибудь ссоры.
Олег Чазов: Ну...
Мария Карпова: Жена взбудоражена, муж взбудораженно отвечает ей, вот и ссора. Нет?
Олег Чазов: Нет, как-то нет.
Мария Карпова: Я не знаю. Я к тому, что, например, хвойный аромат успокаивает, его лучше в ванной...
Олег Чазов: У некоторых бывает раздражение. Здесь на самом деле очень много заложено у нас с детства, и если аромат может напомнить о каких-то неприятных ситуациях из детства на подсознании, человек будет себя чувствовать неуютно.
У меня была ситуация, когда мой постоянный гость говорил: «Встречаюсь с барышней – она душится ароматом, который мне напоминает про мою тетку, а она меня лупила постоянно».
Мария Карпова: Помните, как в фильме «Ландыш серебристый»?
Олег Чазов: Не смотрел, не буду врать.
Мария Карпова: Хорошо. Примерно такая же история.
Петр Кузнецов: Олег, что все-таки выбрать, что считается... ну я не знаю, как к этому вопросу подойти... в общем, распылители, палочки... ? Я, может, неправильно буду сейчас называть...
Олег Чазов: Нет, все правильно.
Петр Кузнецов: Диффузоры...
Олег Чазов: Диффузоры, да. Диффузоры как раз есть с вот такими палочками...
Петр Кузнецов: Что долговечнее?
Олег Чазов: Здесь зависит на самом деле от исходников.
Про палочки я хотел обязательно рассказать и объяснить, потому что...
Петр Кузнецов: У меня такие вот.
Олег Чазов: Нет, они оба черные, но это синтетическое волокно, оно полностью проницаемо, это ротанг.
Петр Кузнецов: Тут еще разные материалы...
Олег Чазов: А у нас еще есть в продаже так называемый ротанг, который на самом деле ротангом не является. Если вам продавец рекомендует, что вот вы окунули, обязательно переверните потом, несколько раз в месяц переворачивайте, это бамбук.
Петр Кузнецов: Чтобы выветрилось.
Олег Чазов: Нет, на самом деле должно быть проницаемо полностью, т. е. она пропитывается и все, стоит, вы больше пальчики не пачкаете. А нам, к сожалению, привозят зачастую бамбук и продают как ротанг, а бамбук имеет внутри перепонки и аромат не проникает насквозь, т. е. его постоянно приходится переворачивать, чтобы он дышал.
Петр Кузнецов: Понятно...
Мария Карпова: Для интерьеров очень хорошо, конечно, вот интерьеры именно с диффузорами, т. е. с палочками, которые испаряют. Но опять-таки, надо учитывать движение воздуха, потому что если очень сильное кондиционирование либо протяжка воздуха, он будет очень быстро уходить.
Петр Кузнецов: Сквозняк, например.
Олег Чазов: Да, сильный сквозняк. Я очень предпочитаю, честно, обычно спреи, потому что не всегда хочется, чтобы был один и тот же аромат...
Петр Кузнецов: Кстати, да, спрей. Но при этом он недолго держится.
Олег Чазов: Все зависит от состава.
Петр Кузнецов: А на что его нужно наносить? Просто в воздух?
Олег Чазов: Можно в воздух, можно, как я говорил, наносить, например, на занавески, можно на обивочную ткань, достаточно неплохо на самом деле.
Петр Кузнецов: Я, знаете, еще подумал: ароматы для дома – это же не только про аромат, а еще и про то, что они должны в интерьер хорошо вписаться.
Олег Чазов: Да.
Петр Кузнецов: Вот бывает, что запах вот прямо твой, а флакон какой-то совсем... Куда его ни поставишь, он все портит. Бывает же такое?
Олег Чазов: Да, поэтому делают даже отдельные очень красивые флаконы. Ну вот я привез такие вот образцы общие, т. е. самые распространенные.
Петр Кузнецов: Универсальные как бы, да?
Олег Чазов: Да, они самые распространенные, т. е. обычной формы.
Но опять-таки, еще аромат должен подходить интерьеру. Если это кабинет с красивой серьезной мебелью, орех или дуб...
Петр Кузнецов: Да, аромат к интерьеру.
Олег Чазов: ...и там будет аромат, например, тех же самых булочек или цитрусовых, это будет очень странно. Даже если человек не курит, там должен быть аромат табака, хорошего дерева, возможно, какого-то дорогого алкоголя...
Петр Кузнецов: А если мне он не нравится?
Олег Чазов: Нет, это не обязательно, можно подобрать. Какие-то древесные породы, это универсально достаточно.
В прихожей тоже, например, если будут какие-то детские игривые карамельные ароматы, это будет странно, в гостиной уже как-то допускается. Но вообще, делается обычно зонирование ароматическое по дому, т. е. для спальной одни ароматы, для гостиной – другие... Здесь очень важно понять, как ароматы перетекают по дому.
Петр Кузнецов: Да-да-да, т. е. смешивать можно?
Олег Чазов: Да. У меня у двух моих гостей, заказчиков, пришлось переделывать систему воздуховодов, чтобы правильно у них распространялся воздух.
Петр Кузнецов: Да вы что...
Мария Карпова: Очень много вопросов от наших телезрителей об аллергии. Может ли быть на ароматы аллергия? Особенно про аромасвечи тоже, что они якобы вредные.
Олег Чазов: К сожалению или к счастью, сейчас очень много мастеров появилось, которые делают дома аромасвечи, и не всегда, к сожалению, исходники высокого качества. То есть при горении аромасвечей могут выделяться самые разные вещества, вплоть до того, что да, могут быть осложнения на легкие, к сожалению.
То же самое и с ароматами для дома. То есть меня часто спрашивают: «Почему-то аромат купил, он вроде очень дорогой, звучал буквально с пару недель, а потом у нас у всей семьи была астма». Я говорю: надо понимать, где вы покупаете, что вы покупаете и кто это произвел.
Мария Карпова: А как это определить?
Олег Чазов: То есть надо не стесняться на самом деле, как ни странно, спрашивать сертификаты соответствия и безопасности гигиенической.
Мария Карпова: А так, по внешнему виду, не знаю, по упаковке, по составу нельзя определить?
Олег Чазов: К сожалению, нет. Сталкивался с почти идеальными упаковками, которые прямо вот на 99,9% копируют производителя, но внутри там может быть все что угодно.
Петр Кузнецов: Вот об этом давайте поговорим. Какие запахи не нужно выбирать, вы сказали, что низкого качества. Чем они отличаются, например, из сегмента мидл и премиум? Запах вроде бы тот же. Они быстрее улетучиваются или превращаются не в тот запах?
Олег Чазов: Быстрее улетучиваются. Основа может быть небезопасная для легких, т. е. могут использоваться какие-то отходы химической промышленности, которые на самом деле просто будут закрывать альвеолы.
Петр Кузнецов: Ага...
Олег Чазов: То есть это накопительно. Есть такое понятие «накопительная аллергия», когда не сразу, а через какое-то время, вот у тебя накапливается, накапливается, хлоп! – и уже удар. Это надо приобретать в проверенных местах, грубо говоря.
Потому что я, при всем уважении, как говорится, не закидают меня своей, как говорится, продукцией, я не очень люблю корнеры в больших торговых центрах, потому что там... Я зачастую их называю просто однодневками, потому что буквально он может там неделю существовать, потом исчезает, появляется другая фирма...
Я ни в коем случае не хочу никого обидеть, но я очень опасаюсь таких, потому что я их чувствую на расстоянии до 50 метров, я понимаю, что у меня уже раздражение. Я говорю: «Ребята, туда мы не пойдем, мы пойдем вокруг, потому что там я просто сейчас задохнусь».
Петр Кузнецов: На маркетплейсах заказывать тоже не советуете?
Олег Чазов: Вот тоже болевая точка, потому что, честно, сам не заказывал, но многие мои гости говорят, что «заказали, похоже на то, что мы приобретали у тебя, но...». Как говорится, в город привезли поддельные елочные игрушки: выглядят как настоящие, а радости не приносят.
Петр Кузнецов: Как понять, что это мой запах? Потому что бывает так, что, даже если это качественный запах, ходишь-ходишь, он же в доме постоянно где-то с тобой... Если духи можно сменить, то... И ты вдруг понимаешь, что он не то что надоел – он вызывает отвращение. Это нормально со временем?
Олег Чазов: Бывает. Просто убрать, какой-то другой применить.
Здесь можно провести ассоциацию как с ароматами для тела. Я ратую не за то, чтобы сразу пришел и сразу купил, а нанес на запястье, послушал в магазине, вышел, на улице послушал, домой приехал, посмотрел, держится ли он, не вызывает ли он... Потому что может в течение нескольких часов быть хорошо, а потом начинается головная боль страшенная.
Петр Кузнецов: Ага.
Олег Чазов: То есть это надо проверять. То же самое с ароматами для дома.
Вообще, хорошие фирмы хорошего уровня, даже если они предлагают диффузоры, обязательно есть у них вот такие вот миниатюрки, которые можно либо приобрести, либо их приносят в подарок, можно опробовать уже непосредственно дома либо не дома, в общем, в помещении, где он предполагается располагаться, и, соответственно, уже понять, то ли оно или нет.
Петр Кузнецов: Ароматы отечественных брендов – что можно сказать о них?
Олег Чазов: Люблю, ценю.
На самом деле, как бы ни кричали французы, вообще Россия – родина слонов, т. е. хорошие парфюмеры начинали у нас, и даже многие французские парфюмеры приезжали к нам, потому что в России было больше возможностей и для развития в том числе, как ни странно. То есть наши великие ароматы, сейчас уже многие их, как говорится, потомки на Западе, они рождались здесь.
Мария Карпова: Кто-то даже написал: «Нет ничего лучше «Красной Москвы»».
Олег Чазов: Ну, «Красная Москва» изначально – это любимый букет императрицы, он был сохранен, собственно, большевиками именно как аромат, который действительно звучал, действительно хорошо, и он интересен. К сожалению, большинство из наших граждан не знают истинное звучание «Красной Москвы».
Мария Карпова: Я вот этот запах очень хорошо представляю... Не могу сказать, что это лучший аромат...
Олег Чазов: Нет, для нас это такие нафталиновые бабушки, к сожалению...
Мария Карпова: Да-да-да.
Олег Чазов: Но на самом деле она звучала очень интересно, это изумительная цветочная композиция, причем очень многогранно она играла, прямо по часам, т. е. она прямо волны, волны набирала, раскрывалась, закрывалась...
Мария Карпова: Ага. То есть не похоже на то, что и в советские годы было, и сейчас?
Олег Чазов: Это, знаете, как бифштекс по-английски, когда мясо издалека и показывают огонек.
Петр Кузнецов: Какие ароматы сейчас в моде? Вообще, есть ли такое, аромат в тренде?
Олег Чазов: Моду создают маркетологи.
Петр Кузнецов: Маркетологи.
Олег Чазов: Понимаете, могут очень аккуратно, как сейчас мне уже супруга рассказала, есть такие воронки привлечения внимания, прогревы... Кто-то запускает такую фишку, что это будет круто, и потом все под это подстраиваются. Как говорят, джентльмен идет на два шага позади моды... Должно уже пройти какое-то осознание, насколько это интересно или не интересно, должны выйти фланкеры...
Фланкеры – это версии больших ароматов, которые пересобраны: могут быть те же самые вещества, но они пересобраны. Например, у одного английского бренда очень интересного есть аромат, который создавал старый мастер, а его ученик взял те же самые компоненты и выпустил переосмысление аромата мастера, и сейчас они продаются как пара, т. е. один и второй, т. е. высокие ноты и низкие ноты. Их можно смешивать, они сами по себе оба прекрасны, они абсолютно одинаковы по составу, но насыщенность разная, соответственно, другое совершенно звучание.
Мария Карпова: От какой суммы на какие ароматы стоит обратить внимание?
Петр Кузнецов: И можем ли мы ориентироваться все-таки на сумму?
Олег Чазов: Нет. Объясню.
Есть ароматы, которые очень дорогие, очень дорого упакованы, продаются за бешеные деньги, при этом у них не всегда даже звучание красивое, не говоря о стойкости. Есть, ну как, недорогие относительно ароматы, грубо говоря, 800–1500 рублей, которые очень достойные, они могут звучать на три-четыре ноты, но при этом они очень долго держатся и очень высокого качества.
Мария Карпова: Из хорошего сырья, качественного, да?
Олег Чазов: Да.
Понимаете, на самом деле в парфюмерии, будем честными, почти 60% стоимости – это упаковка, т. е. это продвижение, реклама, материалы затраченные... То есть простые отлитые флаконы, если их провести гравировку, сделать аппликацию серебром, металлом каким-то, они в десятки раз сразу подорожают. Соответственно, дорожает не содержимое, но сам флакон, но флакон вы уже приобретаете. Поэтому есть рефилы, которые можно потом заливать.
Петр Кузнецов: Вот вы сказали сейчас про 1,5 тысячи рублей – все равно не понимаю, как их определить. Вот я сейчас заплачу...
Олег Чазов: Здесь, как говорится, честность продавца. Нет, все хотят получить прибыль.
Есть аромат, который безумно известен, продается очень дорого даже в опте, но его реальная себестоимость чуть-чуть больше 104 рублей за 100 миллилитров с упаковкой. Но грамотная подача этого аромата на рынок вызвала такую волну, что сейчас до сих пор он идет, он звучит, на него ориентируются, его приводят в примеры... Но...
Петр Кузнецов: По крайней мере в проверенных местах тогда нужно это делать, в специальных бутиках, которые ориентированы... ? Даже есть же специальные, вот не корнеры даже, а именно...
Олег Чазов: Нет – хорошие сетевые магазины.
Петр Кузнецов: «Ароматы для дома» отдельно даже.
Олег Чазов: Нет, есть в больших, хороших магазинах отдельные...
Петр Кузнецов: ...полки.
Олег Чазов: Да. Есть прямо нишевые, именно капсульные, что называется, магазины, куда привозят в крайне малых [количествах], не в масштабах больших магазинов, прямо 10–15 флаконов буквально. Да, это, конечно, очень дорого, но для «парфманьяков» это... Ну так вот, да, те люди, которые болеют ароматами, это «парфманьяки»...
Кстати, не могу не показать один из уникальных тоже британских...
Петр Кузнецов: Вот как раз этим и завершим.
Мария Карпова: Двадцать секунд.
Олег Чазов: Да-да-да. Нет, вы просто сейчас послушайте – это цветущий сад вечером.
Мария Карпова: Очень...
Петр Кузнецов: Аромат 2025-го?
Олег Чазов: Нет, он очень старенький.
Петр Кузнецов: Что-то напоминает.
Олег Чазов: Цветущий сад вечером.
Мария Карпова: Все в сад!
Петр Кузнецов: «Пойдемте в сад, я покажу вас розам», как говорится.
Спасибо большое! Олег Чазов, парфюмер.
Мария Карпова: Спасибо!
Олег Чазов: Спасибо вам!
Петр Кузнецов: Спасибо за ваш комментарий! Все, захотелось, значит, что-то хорошее точно себе найти.
Друзья, вы найдете очень много интересного и хорошего во втором часе. Мы продолжим через пять минут, никуда не уходите.