Петр Кузнецов: Арсений с нами сейчас на прямой телефонной связи, но по крайней мере мы друг друга будем слышать. Арсений Аредов: Да, да, добрый день. Мария Карпова: Здравствуйте еще раз. Петр Кузнецов: Арсений, по каким критериям, по-вашему, определяется гостеприимство города? Потому что мы начали с рейтинга– судя по всему, за основу взяли исключительно желание местных жителей принять гостей. Но достаточно ли этого? Арсений Аредов: Ну в принципе этого достаточно, конечно же, города… ну знаете, есть рейтинг городов гостеприимных и негостеприимных. И это очень какое-то такое ощущение субъективное что ли – это там, где тебя рады видеть и не рады видеть. Ну, например, мы все считаем, что Дагестан – очень гостеприимный регион. И связано это с тем, что конечно тебя готовы везде накормить, уложить спать, отвезти, порадовать и вообще рады туристам и рады, что ты туда приезжаешь. А бывают регионы, которые, ну скажем так, не совсем понимают, что у них делают туристы, и бывает, что не всегда им рады. Мария Карпова: А за что могут не любить этих туристов? Ну понимаю, когда они там мусорят, портят какие-то достопримечательности. А еще почему? Арсений Аредов: Ну представьте вот, мы живем в каком-нибудь селе или в городе, живем там и никого не хотим видеть. Тут приезжают какие-то толпы людей, начинают нас фотографировать, что-то ходят, что-то трогают, заходят, возможно оставляют мусор. Ну возможно кому-то это не нравится. Мария Карпова: Так это же наоборот… мусор, конечно, это плохо, но то, что они восхищаются твоим городом. В конце концов это и финансово как-то помогает, они там деньги оставляют. Петр Кузнецов: Вот, я и хотел спросить. Ну мы вправе не хотеть видеть у себя гостей? Мы вправе не видеть пользы от туризма? Вот как раз той самой прежде всего экономической. Арсений Аредов: Конечно. Конечно, мне тоже это странно, потому что туризм дает развитие регионам. И, например, вот я недавно вернулся из Архангельской области вчера и возил туда туристическую группу. И я знаю, что в некоторых регионах Архангельской области туристам не особо рады, ну по ряду причин. Хотя мы понимаем, что туристы привозят деньги, туристы привозят известность этого региона в социальных сетях, другие туристы приедут. Ну и скажем так, постепенно, постепенно могут появиться деньги в этом регионе. Но зачастую те самые деньги – это не самое важное, скажем так, когда мы говорим про туристов. Петр Кузнецов: Чего еще не хватает нашему внутреннему туризму помимо желания местных жителей видеть у себя гостей? С чего нужно начинать? Ну, наверное, с желания нужно начинать, все-таки? Но желанию нужно на основе чего-то появиться, как курице или яйцу. Арсений Аредов: 100%–должно быть сначала, конечно, желание, должно быть желание региональных властей и в принципе местных жителей принимать туристов. А уже после этого появляются возможности построить инфраструктуру, обеспечить регион сервисом, и тогда уже туристы едут. Мне кажется, все-таки мы все с вами правы, что сначала должно быть именно желание и порыв, чтобы к тебе приехали туристы. Мария Карпова: Спасибо большое. Петр Кузнецов: А это откуда-то изнутри, да, здесь просто так не выстроишь, да, никакими схемами желание не создашь. Арсений Аредов, эксперт в сфере развития туризма в России и путешественник. Мария Карпова: «Рады ли вы туристам в своем городе?» – мы вас спрашивали весь час. 57% рады, нет – 43. Петр Кузнецов: Хорошо. Мария Карпова: Ну есть еще над чем работать на самом деле, да, полюбить все-таки туристов. Мне кажется, это хорошее дело. Спасибо за приглашения. Весь час нас куда-то приглашали. Не знаю, как мы это все… Петр Кузнецов: Туристы должны вести себя просто соответствующим образом, просто чтобы оставлять о себе хорошее впечатление. Мне кажется, все-таки начинается именно с туристов, а не с местных жителей. Ну вопрос спорный. Оставайтесь с нами. ОТР, «Отражение-1», завтра увидимся. Пока. Мария Карпова: Пока.