Авто с маркетплейса
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/avto-s-marketpleisa-79035.html Вера Круглова: Ну а пока, собственно говоря, у нас на связи есть эксперт, с которым мы обсудим все нюансы и тонкости покупки автомобиля на маркетплейсах. Кстати, не только автомобиль можно купить, теперь еще и самолет можно купить.
Руслан Арсланов: И самолет?..
Вера Круглова: Если ты сможешь указать аэропорт прибытия.
Руслан Арсланов: Его тоже доставит курьер?
Вера Круглова: Не знаю. Может быть, наш эксперт и об этом нам расскажет. На связи с нами Алексей Подщеколдин, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Алексей, здравствуйте, приветствуем вас.
Руслан Арсланов: Здравствуйте, Алексей.
Алексей Подщеколдин: Добрый день, я вас приветствую. Добрый день, дорогие друзья. Готов ответить на ваши вопросы, пожалуйста.
Вера Круглова: Собственно, мы озвучили уже тему, что стали продавать автомобили на маркетплейсах. Насколько безопасна такая покупка на сегодняшний день? Стоит ли отдавать ей предпочтение?
Алексей Подщеколдин: Продажа автомобилей на маркетплейсе, в общем-то, идея не новая, это не новость, таких попыток уже было предпринято очень много. Уже несколько лет предпринимаются попытки, даже прежде всего самими производителями автомобилей: они пытаются продавать помимо дилерских сетей непосредственно с завода через маркетплейсы.
Что могу сказать об этой истории, об этих результатах? Пока продажи в пределах буквально 2–3% от всех объемов производимых автомобилей, причем это не только в России, но и, в общем-то, по всему миру. Почему это так? Я сейчас смотрел, в общем-то, те репортажи, которые вы показали, интервью с многочисленными владельцами автомобилей: пока, к сожалению, очень много вопросов, скорее больше вопросов, чем ответов, отсюда и неуверенность покупателей автомобилей в такой схеме, понимаете, и практичность этой схемы пока оставляет желать лучшего.
Вера Круглова: Ну а какие конкретно вопросы возникают? Что тут такого? Маркетплейс, я так понимаю, – это только посредник.
Алексей Подщеколдин: Ну смотрите, вопросы уже прозвучали. Автомобиль, в отличие от, допустим, бутылки кефира из «Яндекса» или какой-нибудь курицы, пакета молока – это товар такой сложный технически. Его надо не только на самом деле купить, а нужно, чтобы еще он тебе подошел, как одежда, ты должен примериться.
Дальше: его необходимо обслуживать, и, к сожалению, автомобиль, как и все технически сложные товары, может ломаться, и тогда кому предъявлять претензии? Маркетплейсу, который находится в Москве, а покупатель, допустим, находится в Костроме или в Краснодаре? Как это технически сделать, никто не знает. А автомобили, к сожалению, ломаются, и нужно не только испытать радость от покупки, а нужно понимать, как ты будешь его обслуживать.
Вера Круглова: А какие гарантии на самом деле? Кто их обеспечивает? Я так понимаю, еще раз озвучу, маркетплейс – это только посредник между покупателем и продавцом, он просто предоставляет, так скажем, место в интернете, где продавец размещает свой товар. Соответственно, логично, что юридическую ответственность несет непосредственно продавец, который этот товар предоставляет. Как с любым другим товаром, это продавец отвечает за качество того товара, который он выставил на продажу.
Алексей Подщеколдин: Да, совершенно верно.
Но ведь, смотрите, большинство автовладельцев, особенно в регионах, в каждом городе есть определенное, достаточно небольшое количество салонов определенных марок. Маркетплейс какие преимущества предоставляет? Ты сразу заходишь и видишь различные автомобили в различных регионах у различных поставщиков, т. е. он дает возможность как бы шире посмотреть на покупку. Вот, в общем-то, и все его преимущество.
А дальше все равно человеку нужно по-хорошему поехать в конкретный автосалон, сделать тест-драйв, увидеть условия покупки. Зачастую, смотрите, 50% с лишним автомобилей продаются в кредит – как оформить кредит через маркетплейс? В общем-то, это достаточно сложная история.
Вера Круглова: А я слышала, что вообще невозможно сделать это.
Алексей Подщеколдин: Одним словом, все равно получается, что маркетплейс будет использоваться как инструмент, как вы правильно заметили, но конечным итогом, конечным общением все равно будет конкретная компания, конкретный автосалон.
Руслан Арсланов: А история с продажей б/у автомобилей тоже существует сейчас в интернете? Там можно купить и такие автомобили? С ними же еще сложнее.
Алексей Подщеколдин: Да, абсолютно верно. Если касаемо покупки, возможности покупки нового автомобиля, то здесь немножко проще: все мы понимаем, что товар не будет в ДТП, что он не будет поцарапан, поврежден, что он будет идеально новый, тут понятно. А вот автомобиль с пробегом – это, если хотите, такой кот в мешке.
Получается, что даже два одинаковых автомобиля одного года абсолютно разные по качеству. Понимаете, вам за одну и ту же цену могут предложить автомобиль с пробегом 100 тысяч километров и автомобиль с пробегом 300 тысяч километров. Кстати, могут скрутить одометр и вам предложат якобы достаточно новый, бодрый автомобиль, а на самом деле он серьезно эксплуатировался, его остаточная стоимость совершенно другая.
То есть на рынке с пробегом способов нечестной работы на самом деле гораздо больше, и поэтому для маркетплейса здесь еще хуже ситуация, т. е. потенциальному владельцу, будущему владельцу необходимо тем более осмотреть автомобиль. Купить дистанционно, не глядя, только по фотографиям – это очень сложно.
Руслан Арсланов: Алексей Геннадьевич, мы в целом поняли ваше мнение. Финальный такой вопрос: как вы считаете, есть ли у этой истории какое-то продолжение? Возможно, при изменении определенных условий будет ли у этого будущее, на ваш взгляд?
Алексей Подщеколдин: Есть. Наша ассоциация уже анонсировала, в ряде СМИ уже было показано, что мы постараемся в следующем году запустить честный маркетплейс, где будут работать исключительно юридические лица, работать будут по жестким стандартам и с очень жесткими обязательствами перед потенциальным покупателем. И кроме самой покупки будет предоставляться и механизм кредитования, и механизм доставки автомобиля. Например, автомобиль вы сможете выбрать, живете в Москве, а можно купить его, например, в Калининграде, и он будет вам доставлен.
Но этот проект сейчас в самом начале пути, думаю, что мы в следующем году его запустим. И надеюсь, как раз он на многие вопросы, которые сегодня в ваших репортажах прозвучали, многие вопросы будут закрыты. Работа будет честная, с гарантией, и сам маркетплейс, что важно, будет нести ответственность перед покупателем, т. е. дается гарантия со стороны маркетплейса.
Руслан Арсланов: Спасибо вам.
Вера Круглова: Спасибо вам большое! Мне кажется, очень доступно все нам объяснили.
Напомним, на связи с нами был Алексей Подщеколдин, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры».