Автоподставы рулят
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/avtopodstavy-rulyat-81903.html Петр Кузнецов: Итак, обещанный юрист. У нас в студии Вячеслав Ягодинский, не поверите, юрист. Здравствуйте, Вячеслав.
Мария Карпова: Здравствуйте, Вячеслав.
Вячеслав Ягодинский: Добрый день.
Петр Кузнецов: Будем разбирать и индивидуальные какие-то случаи, поэтому задавайте вопросы, поможем какими-то советами, но, сами понимаете, все это может произойти на дороге в любой момент, и тут рекомендации не рекомендации... Но в любом случае какая-то база должна заложиться.
Вячеслав, ну действительно ли сейчас автоподставы живы, развиваются и, как вот с телефонным мошенничеством, появляются какие-то все новые схемы?
Вячеслав Ягодинский: Вы знаете, да, они действительно выжили. С 2002 года, после того как ввели ОСАГО, казалось бы, их должно было стать намного меньше, однако они выжили, они развиваются, они трансформируются с учетом новых средств связи и т. д. То есть это живое мошенничество на сегодняшний день и любой может столкнуться ежедневно с этим на дороге.
Петр Кузнецов: Видов очень много, но мне здесь интересно: мы можем сейчас предположить, у вас все равно данных больше, в группе риска кто?
Вячеслав Ягодинский: Вы знаете, в первую очередь в группе риска те, кто только сел за руль, у кого есть значок начинающего водителя, восклицательный знак, и тот, кто неуверенно ведет себя на дороге. Мошенники сразу понимают, что этот человек неопытный, вероятно, не очень хорошо ориентируется еще на дороге, он пугается многих вещей, и это вот потенциальная жертва.
Мария Карпова: А марка машины, не знаю, насколько она дорогая?
Петр Кузнецов: Смотря сколько ты хочешь, наверное, заработать: если побольше, то Jaguar.
Вячеслав Ягодинский: Мария, вы абсолютно правы. Кроме того, что это начинающий водитель, это еще и водитель машины, которая, в общем-то, не совсем дешевая. Понятно, что у человека есть некоторые средства, которыми он может «поделиться» с мошенниками.
Петр Кузнецов: Я тут читал, значит, была целая статья, естественно, на условиях какой-то максимальной анонимности преступники сами говорят, что в качестве жертв они выбирают только мужчин. Цитата: «Женщины начинают вести себя нелогично, т. е. непредсказуемо, например, звонить мужьям и друзьям, после чего приезжают люди и начинаются ненужные разборки».
Вячеслав Ягодинский: Абсолютно верно.
Мария Карпова: Подождите...
Петр Кузнецов: Хотя мне казалось, что женщину на самом деле запугать, запутать проще.
Вячеслав Ягодинский: Так вот она с перепугу и начинает звонить мужу, друзьям...
Петр Кузнецов: Мужчина более логично по той же схеме предсказуемой начинает... Хорошо.
Вячеслав, что бы ни случилось... да, мы еще на наших слайдах рассмотрим отдельные случаи... какой бы вид [мошенничества] ни был, есть какой-то порядок правильных действий в этом случае? Итак, вот случилось, вроде бы самое распространенное, ты въехал в зад, по правилам дорожного движения ты всегда виноват. Что мы должны делать в этот момент на всякий случай?
Вячеслав Ягодинский: Самые главные правила – те, которые написаны в Правилах дорожного движения. Вот в случае, если случилось ДТП...
Петр Кузнецов: ...вызвать ГИБДД.
Вячеслав Ягодинский: ...нужно вызвать ГИБДД и дальше уже разбираться. Ни в коем случае, ни под каким предлогом не покидать место ДТП, потому что это основное: мошенники взяли ваш номер телефона, сказали «к вам претензий никаких, друг, мы все поняли, вошли в положение, можешь ехать». Человек только уехал, ему может тут же поступить звонок о том, что «вы покинули место ДТП, либо (условные) 100 тысяч (это может быть и больше), либо вызываем ГИБДД».
В случае покидания места ДТП, мы с вами знаем, это на 1,5 года можно остаться без водительского удостоверения, а еще и получить административный арест до 15 суток. И вот чтобы этого избежать, водитель может привезти, заплатить мошенникам. Это самая распространенная схема, когда вынуждают, когда подводят к тому, чтобы водитель оставил место ДТП.
Петр Кузнецов: И не вступать в контакт и, конечно, не оставлять телефон.
Вот у нас как раз сейчас, Вячеслав и все наши телезрители, у нас есть один из подобных примеров, давайте его рассмотрим, прокомментируем, что происходит на дороге. Вот резкое перестроение, соответственно, въезжаешь в зад, вот тот самый случай... Опять же, если бы не было... Регистратор здесь выручает. Мы еще тут наметили такие точки роста и исправления этой ситуации, это появление ОСАГО, а потом еще всяких технических средств, регистратор тоже нам во многом помогает.
Вот если бы не было регистратора... Тот самый вечный вопрос: как доказать, что водитель подставлялся под удар?
Вячеслав Ягодинский: Это достаточно трудно доказать. Это, во-первых, конечно, свидетельские показания, возможно, кто-то с вами ехал в машине в этот момент, который может подтвердить этот факт. Опять-таки, регистраторы могут быть на соседних машинах, попытаться найти этих свидетелей, у которых, возможно, есть эта запись. Опять-таки камеры видеонаблюдения, сейчас они практически везде.
Петр Кузнецов: Тоже вопрос. Я гражданин, я имею право запросить? К кому обращаться? Нет регистратора, но я вот вижу, что, скорее всего, дорога не самая непроходная, т. е. можно запросить запись. Как это, сложно?
Вячеслав Ягодинский: Вы сами это не сделаете. Вы вызываете ГИБДД, оформляете дорожно-транспортное происшествие, заявляете о своей невиновности...
Петр Кузнецов: Рассказываете, что явное было...
Вячеслав Ягодинский: Явная была подстава или какое-то опасное вождение, которое вот в данном случае имело место, т. е. резкое перестроение без особой нужды. И дальше должно проводиться расследование этого происшествия, и уже в рамках этого получают эти записи.
Мария Карпова: Как раз несколько вариантов, как еще могут на дороге действовать мошенники. Из Москвы сообщение: «У меня стаж вождения 36 лет, автоподстав за это время было много. Были, что показывали, что я проколола колесо. Было, что кидали мне в машину картошку, потом сигналили, чтобы я остановилась. Я останавливаюсь, звоню мужу или брату, и обычно «подставщики» сразу уезжают». Как раз к разговору о том, что женщины действуют нелогично.
Петр Кузнецов: Как бы картошкой кидаться в машину тоже нелогично...
Мария Карпова: Ну... Нет, там, наверное, дальше какой-то план был у мошенников...
Петр Кузнецов: Просто чтобы, видимо, был удар, чтобы ты слышал звук удара, для этого...
Вячеслав Ягодинский: Это одна из схем, когда особенно на узкой улице кидают какой-либо предмет, это либо картошка, либо бутылка с водой. Происходит звук удара, водитель думает, что-то...
Мария Карпова: А-а-а, теряется.
Вячеслав Ягодинский: Да, что он кого-то зацепил, а заранее уже стоит машина, на которую нанесены, чаще всего это мыло, т. е. в виде царапин.
Мария Карпова: А-а-а...
Вячеслав Ягодинский: И ему говорят: «Ну вот ты зацепил, мы свидетели. Либо рассчитываемся на месте, либо...» Еще может быть другое продолжение, что водитель говорит: «Это машина моего дяди, брата, сейчас он придет; оставьте номер телефона, а пока вы мешаете, переставьте машину куда-нибудь». Места переставить некуда, он уезжает, дядя не появляется, а место ДТП он оставил, и опять звонок по поводу покидания места ДТП. То есть тут даже вот такие возможны комбинации.
Мария Карпова: Ничего себе...
Петр Кузнецов: Ну то есть я правильно понимаю, что главный инструмент: «Так, хорошо, да, вот произошло, я все понимаю, звоним в ГИБДД». И если это действительно мошенник и он подставился, я его ударил, он, скорее всего, покинет место [аварии]?
Вячеслав Ягодинский: Скорее всего, продолжения не будет, т. е., как правило, продолжения не будет, ему смысла нет. Другое дело, что если реально ДТП не было, как вот в этом случае, когда просто нанесены царапины, там картошка либо бутылка, т. е. нет столкновения, тогда, конечно, они просто уйдут, эти мошенники, и ничего не будет. А если подставное реальное ДТП, когда вот подставляются под удар, там уже покидание места ДТП с его стороны, т. е. там уже так просто не отделаешься, нужно уже оформлять это ДТП.
Петр Кузнецов: Давайте посмотрим еще один случай. Я так понимаю, там уже с участием не одной машины автоподставщиков, т. е. они действуют и коллективно, чтобы мы тоже понимали. С двух сторон, один поджимает под удар другого...
Мария Карпова: Куда смотреть, Петя?
Петр Кузнецов: Не берусь сказать... Я думаю, что подсказки как раз внизу экрана сейчас от автора ролика... Вынуждают перестроиться вправо... А, я так понимаю, что за ним едет автомобиль и как бы показывает всем видом, что «знаете, поджимает, давай, уступи». А я просто сбавляю скорость, автор этого ролика, он не ведется на провокацию, тем более что там «КамАЗ», куда там уходить...
Мария Карпова: Музыка хорошая.
Петр Кузнецов: И вот он, так сказать, охотник... Посмотрите.
Мария Карпова: А-а-а...
Петр Кузнецов: Но при этом я так понимаю, что еще один автоподставщик, а вот сейчас справа, за «КамАЗом», поедет тот, кто его поджимал, т. е. вот такая схема. Там потом просто обрезается... Я смотрел этот ролик. То есть один поджимает, потом еще один есть, который подрезает, и вот они каким-то образом окучивают.
Ну вот бдительность проявил телезритель, наш телезритель, будем надеяться, тоже: несмотря на то что в левом крайнем едет, он едет со скоростью 60 километров в час, собственно, об этом он и рассказывает в своем ролике...
Мария Карпова: М-да...
Петр Кузнецов: Он не поддался и говорит: «Когда поравнялся со мной тот, кто подрезал, там ни мата, ничего, т. е. если бы это был обычный гражданин, которому я действительно мешал, который спешит на работу...»
Мария Карпова: Да, скорее всего, был бы скандал.
Петр Кузнецов: Да, ехали тихо-мирно. Но избежать, наверное, такого сложно, т. е. это нужно все время быть начеку.
Вячеслав Ягодинский: Конечно, да, конечно. Такие случаи очень тяжело избежать, практически нереально. Опять-таки, нужно соблюдать скоростной режим, чтобы успеть затормозить, но опять-таки, это не всегда поможет, когда вот так резко перестраиваются.
Петр Кузнецов: А вот, допустим, это не произошло, слава богу, но у гражданина есть запись того, что откровенное подрезание произошло, – вот я с этим могу что-то поделать? Ну то есть столкновения самого нет, просто вот показать этот опасный маневр...
Вячеслав Ягодинский: Нет.
Мария Карпова: А агрессивное вождение, нет?
Петр Кузнецов: Номера есть. Чтобы предупредить подобные случаи?
Вячеслав Ягодинский: По поводу агрессивного вождения можно только сообщить, не более того, и никаких серьезных последствий, я думаю, здесь это не повлечет. Пока нет факта, пока нет ДТП или факта покушения на мошенничество, когда попытка сымитировать ДТП, пока этого нет...
Петр Кузнецов: Вячеслав, новость буквально, по-моему, сентябрьская, этого года: для борьбы с теми, кто создает аварии на пустом месте для получения выгоды, депутаты разработали новую статью Уголовного кодекса. Отдельный состав предусматривает от 4 до 7 лет лишения свободы тому, кто устроил автомобильную подставу. Как бы вы прокомментировали это ужесточение?
Вячеслав Ягодинский: Ну вот смотрите, вообще, автомобильная подстава – это по факту мошенничество. Сейчас за мошенничество в Уголовном кодексе есть 159-я статья, и в зависимости от размера, от суммы, похищенной в результате этого мошенничества, соответствующее наказание, там вплоть до 10 лет лишения свободы, это особо крупный размер, когда больше миллиона. Но в основном автоподставы, там размер не превышает миллиона, но может превышать 250 тысяч рублей, т. е. это крупный размер, т. е. тоже там до 6 лет, немало. То есть ответственность эта есть, это просто, скажем так, такой вид мошенничества.
Более того, уже в Уголовном кодексе есть специальная статья, вид мошенничества, связанный со страхованием, когда, имитируя ДТП, пытаются завладеть деньгами страховой компании...
Петр Кузнецов: То есть обманывают страховщиков.
Вячеслав Ягодинский: Обманывают страховую компанию, да. Это часто бывает, когда произошел нестраховой случай, его пытаются выдать за страховой, т. е. имитируют ситуацию, когда это является страховым случаем, и пытаются завладеть деньгами страховой компании. Иногда намеренно, когда даже не было никакого случая, повреждают автомобиль, т. е. пытаются завладеть деньгами. Но сейчас это стало сложнее: страховые компании стали умнее, они деньги переводят непосредственно в ремонтные мастерские, и в этой ситуации мошенник просто не может до них добраться никак, т. е. нет смысла в этом.
А что касается ужесточения – да, конечно, нужно. Это, по сути дела, частный случай мошенничества, который хотят закрепить в законодательстве. Насколько это будет трудно, легко доказывать, это второй вопрос; на мой взгляд, достаточно сложно.
Но тут интересно еще, что мошенники практически всегда действуют в группе, вы правильно сказали, т. е. это бывает крайне редко... Всегда есть подставные свидетели... То есть это коллективное творчество.
Петр Кузнецов: И я думаю, что это еще и разрабатывается...
Вот тут кто-то советует... я, правда, не знаю сейчас, по закону вы больше знаете... «Просто нужно тонировать свои машины сзади. «Подставщики» не трогают машины с тонировкой: неизвестно, кто сидит сзади, не будут рисковать». Я так понимаю, если рыба крупная, то ее ведут очень долгое время, разрабатывают целую схему, маршрут, в какой момент и где, под камерами или нет, собственно, совершить это преступление.
Вячеслав Ягодинский: Вы правильно сказали, что они зачастую не всегда знают, кто сидит за рулем машины, и если даже стекла тонированные не тонированные, никто не знает, кто за рулем, если только заранее не разрабатывается целая схема по сопровождению определенной машины. Если это вот так выбирается на дороге, то можно нарваться на кого угодно, вплоть до оперативника ОБЭПа, который занимается поимкой этих автоподставщиков. То есть здесь у них вариантов много оказаться в тюрьме.
Мария Карпова: Выслушаем нашу телезрительницу, она с нами на связи, Людмила из Челябинска.
Петр Кузнецов: Доброе утро, Людмила.
Мария Карпова: Здравствуйте, Людмила.
Вячеслав Ягодинский: Доброе утро.
Зритель: Доброе утро.
Вы знаете, мы столкнулись с наглыми автоподставщиками, которые вот просто выбрали нас жертвой. Мы поехали в другой город, и у нас сразу видно, что у нас номера другого города... А города можно говорить?
Мария Карпова: Города – конечно.
Петр Кузнецов: Города – конечно, даже нужно, чтобы мы представляли.
Зритель: То есть мы из Челябинска поехали в Екатеринбург.
Петр Кузнецов: Интересно, чего вы испугались, называя город.
Мария Карпова: Рекламы Екатеринбурга.
Зритель: Ну просто там действительно агрессивные водители, даже более агрессивные, чем в Москве.
Петр Кузнецов: Отлично, мы должны знать картину.
Зритель: Ну так вот, они один раз под нами подставились, мы притормозили, а у нас полная машина, двое детей и я с мужем, да. Мы затормозили, дальше едем, а они опять, мы опять... В третий раз мы уже... Я мужу говорю: «Это что за наглость такая?»
Кончилось тем, что мы просто встали на обочину и минут 15 просто стояли на этой обочине в городе, дождались, когда они успокоятся.
Петр Кузнецов: Не выходя из машины, да, просто, не вступая в контакт...
Зритель: Да-да, естественно, потому что они так и не смогли подставиться-то.
Вячеслав Ягодинский: Людмила, а вы до этого никак не подрезали их? То есть у них не было повода, так сказать, начать вас учить, как некоторые на дорогах?
Зритель: Нет, конечно. Представьте себе, двое детей, мы всегда спокойно очень едем с детьми, т. е. поехали в другой город...
Петр Кузнецов: Надо полагать, еще по номерам они как-то обратили внимание на то, что вы не местные...
Зритель: Конечно, видно, что это Челябинск, у них там все свои, а мы чужие в этом городе. То есть был такой случай.
Хотя в Челябинске один раз тоже. Мы сели в машину возле торгового центра, и муж тронулся, но она у него заглохла, а в это время перед нами раз! – машина встала. То есть мы не врезались только потому, что у нас заглохла машина, понимаете.
Мария Карпова: А-а-а...
Зритель: Но они так быстро нажали на скорость и умчались от нас, т. е. мы даже не увидели ни номеров, ничего.
Петр Кузнецов: Вот, я хотел спросить, не было ли у вас желания, возможности запомнить номер и как-то потом что-то с этим сделать.
Зритель: Они очень быстро [уехали]. Они поняли, что не получилось, и все. Ну и нет желания никакого, конечно, ввязываться. Поэтому надо быть очень осторожными.
Петр Кузнецов: Регистратор не появился после этого случая в машине у вас?
Зритель: Ой, вы знаете, мы после этого продали машину.
Петр Кузнецов: Карму, карму почистить.
Зритель: Живем спокойно, ездим на такси.
Мария Карпова: Отлично.
Петр Кузнецов: Там уже случай другой... Но с таксистами тоже нужно быть осторожными просто, это не вы едете... Ладно, это другая тема.
Мария Карпова: Спасибо, Людмила, большое за звонок!
Петр Кузнецов: Про видеорегистраторы хотел узнать. Итак, вот я обладаю записью – так же поступаю дальше через ГИБДД, да? Как я отслеживаю путь?
Вячеслав Ягодинский: Всегда, вот все ваши действия – это через ГИБДД. Есть вариант извещения о ДТП, т. н. европротокол, можно, конечно, им пользоваться, но я рекомендую все-таки вызывать ГИБДД.
Петр Кузнецов: Тем более в спорных случаях.
Вячеслав Ягодинский: Важный нюанс. Бывает реальное ДТП, и договорились участники ДТП, что они не будут вызывать, у них нет претензий друг к другу или ущерб реально на месте возмещен, – нужно в этом случае обязательно это зафиксировать.
Петр Кузнецов: Вот.
Вячеслав Ягодинский: Либо в извещении о ДТП написать. Я подчеркиваю, важно, что либо ущерб возмещен на месте, либо ущерба вследствие происшествия нет, стороны друг к другу претензий не имеют. И только после этого...
Петр Кузнецов: От руки можно, да, собственно, в любом виде, в форме, да?
Вячеслав Ягодинский: Да. Но только из этого документа должно быть понятно, о чем идет речь, не просто там Иван Иванович сообщает Ивану Петровичу...
Петр Кузнецов: Мирно разошлись. Формулировки.
Вячеслав Ягодинский: Да. Нужно описать, о каких машинах идет речь, в каком месте произошло происшествие и что ущерба нет, стороны друг к другу претензий не имеют. И только после этого можно разъезжаться и покидать ДТП, иначе опять тот риск, о котором я уже говорил: вроде бы договорились, по рукам, руки пожали, разъезжались и звонок...
Петр Кузнецов: Потом ты узнаешь, что ты покинул место ДТП.
Вячеслав Ягодинский: Да: либо заявление в ГИБДД о том, что вы покинули ДТП, либо деньги.
Петр Кузнецов: Здесь тяжелый случай есть, давайте попробуем его рассмотреть. Краснодарский край: «Однажды мне въехали в зад, виновник уехал, а ГАИ даже не стали его искать, хотя было видео с номерами виновного». Вот в таких случаях, когда... ? Не один телезритель жалуется на бездействие сотрудников Госавтоинспекции. Если нет ответа, если нет подвижек, дальше как?
Вячеслав Ягодинский: В любом случае, когда сотрудники полиции бездействуют, необходимо обращаться с жалобами либо в вышестоящий орган, либо в органы прокуратуры, которые надзирают за деятельностью работников полиции. И тогда, я даю 99%, работники полиции начнут проявлять активность по этому заявлению, тем более если есть факты, подтверждающие происшествие.
Петр Кузнецов: У нас минута остается. Вопрос есть, да?
Мария Карпова: Нет, скорее забавное сообщение: «В мою стоящую машину на парковке въехала машина, оставленная на парковке: у женщины не работал ручник. А на следующий день, двигаясь по главной дороге, в меня влетела женщина с второстепенной дороги. Я автоподставщик или мошенник, имеющий выгоду от страховой?» Вот так бывает.
Петр Кузнецов: Вопрос такой, да.
Еще один вид мошенничества, я думаю, успеем прокомментировать, – мошенник-пешеход, вот те, кто бросаются под машины, так легко... С ними сложнее дела обстоят?
Вячеслав Ягодинский: С ними сложнее, потому что они часто это делают на пешеходном переходе, а у нас водитель управляет средством повышенной опасности и он в большинстве случаев виновен, если не будет доказано, что это произошло в результате умысла потерпевшего.
Петр Кузнецов: Да, это сложнее, чем подрезание.
Вячеслав Ягодинский: А еще бывают, кстати говоря, вот такие мошенники: они кидаются не только сами, но еще и держат в руках дорогостоящие, но они поврежденные, разбитые...
Петр Кузнецов: Уже изначально поврежденный планшет...
Вячеслав Ягодинский: ...ноутбуки, телефоны дорогие, говорят: «Ну вот ущерб возмещайте».
Петр Кузнецов: Это тяжелее, тоже по камерам, тоже по видеорегистраторам...
В общем, будьте бдительны! И вот эту схему, я думаю, нужно взять за основу: не вступать в контакт, тем более если вы уверены, что это автоподстава, закрыться в машине и ждать приезда настоящей Госавтоинспекции. Потому что я понимаю, Вячеслав, они еще и могут делать вид, что звонят сотруднику Госавтоинспекции...
Вячеслав Ягодинский: Конечно, да. И конечно, учите правила дорожного движения, это сильно вам поможет в таких случаях.
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: С этого все начинается.
Вячеслав Ягодинский был сегодня с нами в студии, юрист. Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Сейчас новости, и мы вернемся в студию, будем говорить о цирках.