Руслан Арсланов: Давайте узнаем, как развивается культура вождения в нашей стране. С нами на связи Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте, добро пожаловать. Максим Кадаков: Здравствуйте, коллеги. Руслан Арсланов: Максим, скажите, пожалуйста, на что вы обращаете в первую очередь внимание, когда речь заходит о культуре вождения? Что, на ваш взгляд, отражает максимально этот фактор? Максим Кадаков: Ну, это отражает в первую очередь взаимоотношение людей, безусловно. Мы это видим по себе, даже по тому визуальному контакту, который мы устанавливаем между собой. Потому что, если мы встречаемся глазами либо водитель с водителем, когда какая-то сложная ситуация, иногда по взгляду можно понять, что человек тебя пропускает или тебе головой кивает. И то же самое происходит, когда водители взаимодействуют с пешеходом. Ну, например, если пешеход не всегда понимает, что я уже готов его пропустить или я просто готов его пропустить, и стою, жду, он боится идти, то мне не лень, например, рукой показать человеку, особенно если это пожилой человек: «Проходите, пожалуйста, я вас пропускаю». Потому что бывают ситуации, когда я пропускаю людей и не на пешеходных переходах. Это, может быть, неправильно, с точки зрения канонического понимания правил дорожного движения. Но иногда бывают ситуации, когда люди переходят дорогу не на оживленной дороге, а где-то в каких-то закуточках, на каких-то тихих улочках. И ты понимаешь, что, особенно в маленьких каких-то городках, он все равно будет здесь дорогу переходить, если есть возможность. Я считаю, что нужно пропустить человека, а особенно если это пожилые люди, особенно если это женщина с коляской. Ну нет там физических пешеходных переходов, не нарисованы они. Ну что же теперь людям делать? А по поводу общей аварийности или не аварийности. Вы начали с Москвы. Так вот, аварийность и общая напряженность движения – они, с одной стороны, антагонисты. Чем выше напряжение, как в Москве и в Петербурге, тем, казалось бы, должна быть выше аварийность. Но на самом деле аварийность еще зависит от организации дорожного движения, от состояния дорог. И Москва – самый безаварийный город в стране при жуткой перенаселенности и при огромном количестве транспорта. Руслан Арсланов: Заторов, пробок. Максим Кадаков: Потому что ровные дороги в большинстве своем, можно сказать, идеальные по российским меркам. Освещение и правильная организация движения. Везде работают светофоры, за редкими-редким исключением. Понятно, что какие-то аварии всегда случаются. И, да, плюс камерный контроль, очень много камер в столице. В сумме это дает, ну, какое-то вот такое, по российским меркам, идеальное соотношение между напряженным трафиком и низкой аварийностью. Конечно, когда мы приезжаем в тихий патриархальный городок с населением 20, 30, 40 тысяч жителей, где не так много машин, там и жизнь течет размереннее, там люди ходят спокойнее, и на велосипедах ездят более вот так вальяжно, и на машинах никуда не спешат, можно пропустить друг друга. Конечно, немножко другой подход ко всему, к жизни. Мария Карпова: Вот как раз написали про Кострому. Говорят, что там очень вежливые водители. Ну, конечно. Максим Кадаков: В Костроме прекрасно, особенно в старой части города, едешь. Вот как раз эти самые тихие улочки, есть улицы с односторонним движением. Смотришь на старые дома, все пропускают пешеходов. Ну, действительно так. А перемещаешься в новую часть города – там уже немножко все подинамичнее и пожестче. Так что, видите, даже в масштабах одного города движение меняется. Руслан Арсланов: Максим, вы наверняка много путешествовали за рулем. На ваш взгляд, где самые культурные? Ну давайте так не будем прямо категорично. Где заметили вы культурность и вежливость водителей? Где это бросилось в глаза вам, в каких городах или регионах? Максим Кадаков: Ну, вы сняли с языка Кострому. Мне Кострома как раз почему-то запомнилась именно вот таким городом. Хотя есть небольшие такие, ну, совсем, наверное, небольшие городки, типа Торжка, например. Ну, понятно, что это районный городок. Мне тоже там почему-то понравилось ездить, хотя хороших дорог немного, и напряжение тоже иногда какое-то по трафику возникает. Много городов в России приятных. Другое дело, что если бы к этой размеренности добавить еще хорошие дороги, ровный асфальт, нормальную разметку, которую было бы видно не только днем, но и ночью, если еще добавить освещение пешеходных переходов, то было бы совсем хорошо. Эта программа у нас есть в стране, она делается, деньги на это тратятся, но просто хочется, чтобы это все происходило быстрее и интенсивнее. Потому что у нас в прошлом году, к сожалению, кривая, которая шла последние 10 лет вниз, кривая аварийности и, самое главное, смертности на дорогах, она вдруг вышла на плато. То есть у нас в прошлом году смертей было чуть больше, чем в 2022 году. И, конечно, хотелось бы, чтобы мы вернулись к движению вниз, с точки зрения количества смертей. Мне кажется, это очень важно. И, собственно говоря, за это мы все боремся. И поэтому мы должны друг другу быть друзьями на дороге, и помогать друг другу, и уступать друг другу, и в первую очередь пешеходам, внимательно относиться к пожилым людям на дороге. Они не всегда понимают, что происходит, им тяжело ориентироваться, им тяжело ходить. Летний период – это отдельная история с детворой, которая… Да, нельзя, родители объясняют, что нельзя на дорогу, но они выскакивают на дорогу. Поэтому этому особое внимание. Вот скоро начнется осенний период, сентябрь. Друзья мои, аккуратнее, пожалуйста, ездите рядом с учреждениями образовательными. Это очень важно. Мария Карпова: Удивительно! Очень много пишут из Краснодарского края, что: «Приезжие, – цитата, – творят беспредел на дорогах». Руслан Арсланов: Отдыхающие? Мария Карпова: Как раз говорят, что с московскими номерами машины. Ну, видимо, простите за такое слово, отрываются. Максим Кадаков: Я думаю, что дело не в том, что отрываются, а дело в том, что дорога занимает очень много времени. И люди спешат, люди спешат, уставшие. Если человек устал, он начинает нервничать. И заметьте, в любом городе, даже с относительно спокойным движением, как только возникает какой-то затор на дороге, люди начинают нервничать. И еще час назад он был вежливым и спокойным водителем, а сейчас он уже начинает нервничать и делать какие-то резкие движения. А иногда люди превращаются, ну, не в совсем адекватных. Поэтому вот эта усталость, которая накапливается от дорожного трафика, от просто нервов, усталость просто на дороге, в конце концов, вот это количество усталости перерастает в качество поведения. К сожалению, в качество со знаком минус. Поэтому, ну да, и путешественники иногда себя тоже так ведут, к сожалению. Мария Карпова: Ну, плюс еще незнакомый город, может быть, если первый раз особенно приехал. Это тоже, конечно, сказывается. Руслан Арсланов: Тут еще зависит от того, как ты встречаешь. Вот приезжаешь обычно в город, и ты приезжаешь такой улыбчивый, веселый в новый город, интересно. А водители себя порой так ведут в этом городе, что не оставляют тебе шансов. И вся эта приветственность, улыбка уходит сразу с лица, ты начинаешь тоже как-то стараться войти в эту систему. Наверное, это тоже не очень хорошо и не очень здорово, но тем не менее такой фактор тоже есть. Максим, мы тут обсуждали интересную историю про знаки какие-то среди автомобилистов – тут и про спущенное колесо, и про все. Может, вы какой-нибудь помните или знаете необычный знак, которым вообще никто не пользуется, но он существует? Максим Кадаков: Ну, знаки… Я не знаю, вы обсуждали, если я правильно понял, знаки, которые рукой подаются? Руслан Арсланов: Ну да. Спущенное колесо, багажник. Максим Кадаков: Ну, очень сложно, очень и очень сложно выработать какие-то единые знаки, которые будут всем понятны. А в разных странах вообще все по-разному. Например, у нас, как правило, как правило, если ты мигаешь фарами (ну, это было еще с девяностых годов), то ты, наоборот, какую-то чаще всего агрессию высказываешь. Мария Карпова: Агрессию, конечно. Руслан Арсланов: Типа: «Куда ты лезешь?» Мария Карпова: «Давай пошевеливайся отсюда». Максим Кадаков: А если в Европе вы мигаете фарами, то, скорее всего, вы пропускаете человека. Вот я в последнее время стараюсь, если я кого-то пропускаю, моргать фарами, именно с точки зрения положительного какого-то эффекта: «Проезжайте, проезжайте. Я пропускаю». Мария Карпова: Спасибо. Руслан Арсланов: Максим, спасибо большое. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Итак, итоги нашего SMS-опроса. «Да», считают вежливыми водителей в своих регионах – 32%, «нет» – 68%. Мария Карпова: До завтра! Пока-пока! Руслан Арсланов: Пока!